В далеком будущем на пустынной планете Арракис добывают так называемую специю, редчайшее и ценнейшее сырье, необходимое для межзвездных полетов. На протяжении многих лет добычей специи заведовал могучий клан Харконненов с жирным тираном во главе. Но император почему-то решил их с планеты отозвать и назначить нового наместника, герцога Лето Атрейдеса, главу дома Атрейдесов. Что Харконненам сильно не понравилось.
Это завязка «Дюны» Фрэнка Герберта в очень, очень упрощенном изложении. Даже не завязка, а вступление к подводке к завязке. Прежде чем к завязке непосредственно перейти, нужно сначала пробраться через густые кущи информации, без которой в контекст, имеющий первостепенное значение, никак не вникнуть. И дальше кущи менее густыми не станут.
Поэтому экранизировать «Дюну» – задачка не из легких. Кто бы ни пытался, все не то получалось. Или вовсе не получалось. Теперь Дени Вильнев дерзнул. И у него, похоже-таки, получилось как надо. Оголтелые фанаты, естественно, найдут к чему придраться, на то они и фанаты. Да и вообще кино в некоторых аспектах небезупречное. Но перенести «Дюну» на экран лучше, кажется, нельзя. По крайней мере, в полнометражном формате.
Дени Вильнев разделил книгу надвое, а хронометраж фильма довел до двух с половиной часов, но и этого не хватило, чтобы все уместить. Пришлось пожертвовать наименее существенными деталями (ярые фанаты тут скажут, что никакие они не наименее существенные). Скажем, линия Гарни Холлека, начальника вооруженных сил дома Атрейдесов, урезана до минимума. Про ментатов ни слова, хотя сами персонажи-ментаты никуда не делись. Религиозные аллюзии убраны подальше. И еще кое-что кое-где отсутствует.
Однако в основном, да, ничего жизненно важного не задето. За немногочисленными и порой смешными исключениями. Сообщают, например, что «без специи межзвездные полеты невозможны». А как тогда люди попали на планету Арракис, если нигде более специя не водится, не уточняют. Но это ладно. Обычный зритель, не знакомый с первоисточником, все равно вряд ли заподозрит, что ему чего-то недорассказали. Потому как в «Дюне» все только тем и заняты: рассказывают, рассказывают, рассказывают. Два с половиной часа без перерыва практически.
Вильневу не удалось уместить все, но он честно старался, использовав для этой цели буквально каждый диалог. Разговоры в фильме, таким образом, выполняют единственную функцию – в них подробно объясняется, что происходит и почему. А персонажи, которые изъясняются посредством констатации фактов, – это, как вы понимаете, не персонажи, а докладчики на симпозиуме. Или лекторы. Или дикторы.
Тут на выручку приходит актерский состав, сформированный сплошь из мастеровитых или просто колоритных артистов, для которых тот или иной характер, не слишком сложный, без драматургического подспорья убедительно изобразить не проблема. Джейсон Момоа – лихой и преданный боец. Оскар Айзек – мудрый и благородный, но не особо дальновидный предводитель. Стеллан Скарсгард – карикатурное зло во плоти. И так далее.
Не обошлось, конечно, без модного «слепого кастинга»: кого из действующих лиц назначить чернокожей женщиной, выбрали с помощью считалочки. Но ничего не попишешь, в такое время живем. В конце концов, кто-то ведь должен быть чернокожей женщиной. А в целом роли всем очень к лицу. Даже Пол Атрейдес в исполнении Тимоти Шаламе, которого так и хочется пирожками накормить, соответствует своему книжному прототипу – такое же ходячее уныние.
Диалоги, переполненные сведениями, меньше от этого грузить не перестают, и к финалу голова от них пухнет. Но извините, тут вам не «Звездные войны». «Дюна» Дени Вильнева – это не развлекательное кино в современном понимании, и в том ее вполне вероятная погибель.
Вильнев снял фильм так, будто у него на руках сразу был контракт еще картины на три как минимум. Никуда не торопясь, основательно, с гигантоманским размахом. Самые высококлассные художники, дизайнеры, мастера спецэффектов работали над созданием масштабной, объемной, ни на что не похожей вселенной. «Дюна» сногсшибательно выглядит, внушительно звучит (благодаря Хансу Циммеру, куда ж без него) и всем своим видом заявляет права на то, чтобы встать в один ряд с «Властелином колец» Питера Джексона.
Это идеальное визуальное воплощение замысла Фрэнка Герберта, и либо Дени Вильневу дадут его завершить, либо больше никогда к «Дюне» не возвращаться. Потому что «Дюна» Герберта она такая и есть: трудноусваиваемая, громоздкая, но грандиозная. Стоит немного разобраться в том, что за фрукты эти Харконнены и Атрейдесы, что это за фримены, что за Бене Гессерит и Квизац Хадерач, в чем конкретно заключается ценность специи, а также еще ряд вещей усвоить, – и все, уже за уши не оттащишь.
Примерно та же ситуация с фильмом, только там процесс усвоения проходит легче и приятнее. Сразу тебе красоты завораживающие подсовывают, костюмы диковинные показывают, еще и черви гигантские, и сардаукары летающие, и корабли взрываются, и все остальное. Как Дени Вильнев умеет: «Бегущего по лезвию 2049» все же смотрели?
Тот, правда, в прокате провалился, но кому какое дело, культовый статус-то все равно при нем, а продолжения не предполагалось. Здесь же продолжение как раз предполагается, и если «Дюна» провалится – а она, скорее всего, провалится, – то мы этого продолжения можем не увидеть. Говорят, боссы Warner Bros. будут принимать решение исходя из того, как фильм себя покажет на HBO Max. Следовательно, остается на американских граждан уповать. Уж не подведите, уважаемые.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…