Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Спилберг, Бертон, Михалков и другие режиссеры против ИИ

Спилберг, Бертон, Михалков и другие режиссеры против ИИ

9 декабря 2025 /
Спилберг, Бертон, Михалков и другие режиссеры против ИИ

Рассказываем, как и почему отдельные творцы ведут борьбу с машинными алгоритмами.

Еще пару лет назад нейросети среди широкой публики считались чем-то вроде сиюминутной игрушки: пользователи радостно сливали алгоритмам свои фотографии, чтобы получить изображения в стилистике мультфильмов Disney или готического макабра Тима Бертона. Но чем дальше развивались технологии, тем серьезнее становились старые разговоры о главном – человека вот-вот заменят роботы. И речь не о поворотливых жестянках на условных заводах, угрожающих простым работягам, а о программах, покусившихся на святое – акт чистого творчества.

Для кинематографа в этом году проблема стала насущнее некуда. Если раньше профсоюзы были обеспокоены юридическими проволочками по использованию биометрических данных, вроде внешности и голоса, то теперь все окончательно вышло из берегов – вслед за первой ИИ-актрисой Тилли Норвуд дело не стало и за первым ИИ-режиссером. Так, итальянский продюсер Андреа Иерволино представил на суд публики FellinAI – технологию, «поставленную на творческую службу человека» и вызвавшую бурную дискуссию со стороны кинематографистов по всему земному шару: под публичным ответным письмом подписались режиссер фильмов о Джейсоне Борне Пол Гринграсс и Джеймс Хоуз («Медленные лошади»).

И пока одни режиссеры осторожно пытаются взаимодействовать с ИИ, а другие закрывают глаза на происходящее, третьи непримиримы в своей борьбе. Разумеется, некоторые меняют свое мнение с течением времени. Но мы решили рассказать о тех, кто твердо заявил, что не будет использовать в ИИ в своих фильмах, и пока что своей позиции придерживается.

Гильермо дель Торо

Как Гильермо дель Торо оживил «Франкенштейна»

Одним из самых принципиальных оказался Гильермо дель Торо, известный фанат рукотворной магии. Его дотошность, помноженная на полет фантазии, подарила миру множество удивительных проектов – от «Лабиринта Фавна» и «Формулы воды» до «Багрового Пика» и недавнего «Франкенштейна». В интервью, приуроченных к свежей премьере, он подчеркивал, что все декорации (даже огромный корабль в настоящую величину!) и реквизит сделаны вручную, а количество компьютерной графики сведено к минимуму.

На одной из премий дель Торо публично поблагодарил свою команду за мастерство, которое «проявляется в каждом кадре этого фильма, сознательно созданых людьми для людей»Однако в другой раз режиссер пошел еще дальше, категорично заявив, что «скорее умрет, чем обратится к услугам искусственного интеллекта». Попутно он сравнил самых ярых сторонников ИИ с Виктором Франкенштейном с упором на характерные для персонажа высокомерие и амбициозность:

«Он словно слепой, создает что-то, не задумываясь о последствиях, и, думаю, нам всем стоит остановиться и подумать, куда мы движемся».

Мартин Скорсезе

О проблеме ИИ, пускай и вскользь, высказался и Мартин Скорсезе, чьими творческими усилиями была сформирована заметная часть современного кинематографического ландшафта. Режиссер, известный своим пренебрежительным отношениям к кинокомиксам, лишенным души и оригинальности, поставил искусственный интеллект примерно на ту же ступень.

«Кино может быть любым, совсем необязательно серьезным. Например, «В джазе только девушки» – отличный фильм. Но производимый сегодня контент нельзя называть кино. Он сфабрикован, а значит не является произведением искусства. Его единственная цель – дать вам завершить какой-то процесс и выкинуть его из головы. Больше он ничего не приносит. Это почти то же самое, как фильм, снятый ИИ».

Тим Бертон

Тим Бертон

От идеи использовании ИИ отказался и другой большой творец – Тим Бертон. Разговор о новых технологиях журналисты завели с ним издалека, спросив, как он относится к тем самым интернет-картинкам, стилизованным под его известные проекты. Впечатление режиссер назвал тревожным и удручающим:

«Некоторые из этих изображений были действительно хороши, но они все равно вызвали у меня странное, пугающее чувство. Это напомнило мне о том, как в других культурах говорят: «Не фотографируйте меня, чтобы не отнимать мою душу». Это похоже на то, что машина забирает часть вашей души, вашего сознания».

На вопрос о том, собирается ли он применять технологию в своем творчестве, Бертон усмехнулся: «Чтобы что? «Захватить мир?»

К слову, Уэс Андерсон, известный своей неповторимой стилистикой, также предпочитает не видеть подобных работ. А если таковые ему присылают, тут же удаляет их:

«Я не хочу смотреть на них и думать: «Это правда то, что я делаю? Правда то, что я имею в виду?» Не хочу слишком погружаться в чужие мысли: если кто-то другой слишком много думает о том, кем я пытаюсь быть, тогда я могу начать делать то же самое».

Джеймс Ганн

В своеобразной манере использовании ИИ высмеял и Джеймс Ганн. Режиссер много лет назад переключился на создание супергеройских и (анти)супергеройских проектов, в которые вкладываются немалые деньги, идущие в том числе на спецэффекты. Одной из недавних его работ стал перезапуск «Супермена», и Ганн, часто вступающий в диалоги с фанатами в соцсетях, не удержался от подколки к сгенерированному нейросетью кадру с изображением актера Брэндона Скленара в костюме Бэтмена из вселенной DC Comics.

«Было бы странно выбрать на роль Бэтмена искусственный интеллект с 14-дюймовой рукой», – отреагировал он на фанатский дримкаст, намекнув на несовершенство ИИ, неспособного учесть в генерируемом изображении правильные пропорции и перспективу. 

Не менее яркой оказалась реакция режиссера на созданный с помощью ИИ-технологий ролик «Супермена»: Ганн перепостил его, сопроводив публикацию тремя блюющими смайликами. 

Гор Вербински

Гор Вербински

Режиссер и продюсер Гор Вербински, ответственный в том числе за мегапопулярную серию «Пираты Карибского моря», более аккуратен в выражениях (хотя и полных скептицизма). Так, он назвал появление нейросетей – революцией, а сами алгоритмы – «цифровым организмом, который обречен наследовать некоторые из наших изначальных недостатков в своем исходном коде». Основную проблему Вербински видит в том, что «вместо того, чтобы пытаться победить рак или отправить нас на Марс» ИИ пытается «отнять то, что делает нас людьми». Например, потребность в созидании:

«Есть определенные вещи, которые нам необходимы: например, сидеть у костра и рассказывать друг другу истории. Почему он отнимает то, что по сути делает нас людьми?»

По мнению Вербински, внедрение ИИ в различные сферы жизни неизбежно, однако в работе с ним рано или поздно возникнут проблемы, поскольку новейшие версии обучаются на результатах предыдущих итераций.

«Думаю, произойдет что-то действительно интересное, потому что ИИ так много всего впитывает из интернета и так быстро выплевывает обратно в интернет, что начинает пить собственную мочу. Происходящее довольно быстро станет сюрреалистичным», – уверен режиссер.

Дени Вильнев

Дени Вильнев

Отказываться от «человечности» не намерен и Дени Вильнев – по крайней мере в ближайшее время. На презентации, посвященной второй «Дюне», он подчеркнул, что больше всего в кино ценит «коллективный акт творчества, в котором рождается настоящая поэзия».

«Создание фильма исключительно при помощи компьютера может стать интересным вызовом, но в таком случае мне будет очень не хватать этого коллективного акта творчества, который так прекрасен и свойствен человеку», – заявил постановщик в разговоре с коллегой Джо Райтом.

Джеймс Кэмерон

Джеймс Кэмерон

Джеймс Кэмерон, пионер внедрения современных технологий в кинематограф, хотя и не стал противником ИИ в целом (он, например, вошел в члены совета директоров компании Stability AI, что вызвало критику со стороны его поклонников), назвал идею замены актеров ИИ-аватарами ужасающей. Создатель «Аватара» заявил, что намеренно отказался от подобного подхода при создании новых фильмов франшизы.

«Я не хочу, чтобы компьютер выполнял то, что я сам могу делать с актерами, – отрезал режиссер. – Моя работа – это моя гордость. Компьютерные модели обучаются на всем, что когда-либо было сделано до них; их невозможно обучить тому, чего еще никто не делал. Поэтому вы увидите, как человеческий опыт смешали в блендере и получили нечто среднее. Это никогда не сравнится с учетом уникальных характеристик каждого актера, сценариста или режиссера».

А еще Кэмерон предположил, что подобная тактика – его личный вклад в то, чтобы сделать процесс созидания более «священным». И чтобы кинематографисты продолжали искать нестандартные подходы в раскрытии собственных идей. А вот экономить бюджет на визуальных эффектах он совсем не против.

Стивен Спилберг

Стивен Спилберг

Практически слово в слово этот тезис произносит и Стивен Спилберг:

«Я не хочу, чтобы ИИ принимал какие-либо творческие решения, которые я не могу принять сам. Я не хочу использовать ИИ даже в качестве помощника, чтобы попытаться развить мое мышление».

Кроме того, постановщик вспомнил о собственном фильме 2001 года под названием «Искусственный разум».

«Речь шла не столько об искусственном интеллекте, сколько о разумном бытии. Можно ли любить разумное существо? Может ли мать любить ребенка-робота?» Это не совсем то, куда ИИ ведет нас сегодня. Я считаю, что в конечном итоге произойдет конвергенция между ИИ и робототехникой».

Никита Михалков

Никита Михалков

Весьма критической позиции придерживается Никита Михалков. Ее он занял с самого начала: еще два года назад культовый режиссер заявлял о необходимости категорического запрета ИИ («Если мир, взявшись за руки, категорически его не запретит, мы можем столкнуться с абсолютно непредвиденными последствиями – как после цунами и извержения вулкана, только в нравственном смысле»).

Сейчас его риторика стала менее ожесточенной (главное – «чтобы технология не становилась самодавлеющей»). Хотя ключевой пункт остался неизменным: Никита Сергеевич по-прежнему считает, что искусственный интеллект нельзя использовать для «оживления» уже умерших актеров. Подобные прецеденты, по его мнению, не столько неприкрытая спекуляция, сколько насилие над Богом:

«Я считаю категорически невозможным за счет искусственного интеллекта возрождать на экране или в театре ушедших актеров, давая им тексты, которые они, может быть, в жизни никогда бы не произносили. Это богоборчество».

Скотт Бек и Брайан Вудс

«Еретик»
Кадр из фильма «Еретик» (2024)

Наконец, решительным заявлением отметились режиссеры студии A24 Скотт Бек и Брайан Вудс. В титрах своего фильма «Еретик» они разместили сообщение, гласящее, что при создании не использовался генеративный ИИ.

«Мы не питаем иллюзий, что, посмотрев «Еретика», люди спросят: «Погодите-ка, они что, использовали нейросети?» Но для нас было важно сказать об этом, потому что мы считаем, что людям пора начать об этом говорить. Это алгоритм, который смешивает кучу дерьма, а затем выдает это за произведение искусства. В определенном смысле это граничит с воровством. Не понимаю, почему это законно», – не постеснялся в выражениях Бек.

Постановщики также отметили, что трудятся в сфере, где «решения принимаются ради прибыли, а не ради блага художественного процесса». И активное использование ИИ, которое они сравнили ни много ни мало с ядерным оружием, может быстро ее похоронить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: