Иллюзионист и писатель, искусствовед и профессорша на пенсии, журналист и пациенты психбольницы в поисках правды.
На прошлой неделе вышло сразу два мистических детектива, в которых люди со сверхспособностями расследуют убийства. В «Снах» главной героине приходят видения на местах преступлений, а в «Аксентьеве» парень с амнезией видит прошлое и будущее любого человека, стоит ему прикоснуться к чужой руке.
Однако мы решили пойти от обратного и выбрали сериалы, в которых обошлось без мистики. Но не обошлось без преступлений! Их, по воле сценаристов, расследуют не всякие там судебные психиатры, бессмертные патологоанатомы и властители ада (на крайний случай – военные врачи, у которых тоже бывали плохие дни). А совершенно обычные люди – писатели, профессора на пенсии или даже пациенты психбольницы.
«Гудини и Дойл» (2016)
Иллюзионист и писатель
Детектив в исторических декорациях. Да еще и с известными героями – расследования ведут Артур Конан Дойл, только что выпустивший монументальную «Англо-бурскую войну», и великий фокусник Гарри Гудини, который дает в Лондоне представления, где освобождается от оков. На достоверные факты создатели этого сериала, закрытого после первого сезона, не размениваются: за основу взята дружба двух значимых фигур XX века, а вот их приключения полностью выдуманы.
Но выдуманы со вкусом: вместе с первой женщиной в Скотленд-Ярде Аделаидой Страттон эти двое занимаются паранормальными преступлениями, до посинения споря о природе вещей. Парадоксально, что иллюзионист Гудини верит исключительно в логику и здравый смысл, а автор «Шерлока Холмса» с трепетом отправляется к медиуму, чтобы поговорить с духом жены. Но этот факт лишь добавляет отношениям персонажей нужной динамики: покончив со спорами, они вновь готовы поддерживать и утешать друг друга.
Мистика же здесь весьма условна, хотя создатели все равно оставляют пространство для фантазии. Но есть и более материальные вещи – например, расследование заговора анархистов (в реальности, правда, не случавшегося). В общем, преступления на любой вкус с щепоткой псевдоисторического фан-сервиса.
«Искусство преступления» (2017)
Искусствовед
Французский сериал, количество эпизодов которого со временем сильно сократилось: если в первых двух сезонах было по три дела (две серии на каждое), то затем начался полный кавардак. Вообще, казалось бы, какое отношение к расследованию убийств имеет искусство? Отвечаем – самое прямое.
«Будешь расследовать преступления в красивых местах – галереях, музеях, замках. А не на местах убийств, где тебя выворачивает», – слышит главный герой от коллеги вечером. А утром оказывается ровно на таком месте, с чего и запускается сюжет. «100 тысяч евро? Некоторые убьют и за меньшую сумму», – констатирует сам Антуан Верле несколько минут спустя. Так что недостатка в преступлениях не будет (а ведь 5 лет назад эковандализм еще не был в моде).
Компанию Антуану, совершенно не подкованному в подобных вопросах сотруднику уголовного розыска, составляет искусствовед Флоренс Шассань. Схема, когда двое абсолютно не похожих друг на друга героев вынужденно сотрудничают, здесь используется максимально активно. А к ней примешиваются крайне полезные сведения о культурном наследии – в кадре фигурируют Лувр и другие музеи со своими ценными коллекциями. Так что вместе с удовольствием от просмотра гарантирован легкий и ненавязчивый ликбез.
«Алиенист» (2018–2020)
Иллюстратор и врач
Нью-Йорк конца XIX века. Принадлежность к местному отделению газеты «Таймс» еще не открывает всех дверей (в отличие от старого доброго обмана), индустриальный бум набирает обороты, наука схлестывается с суевериями, а упадок нравов и разгул преступности подступают все ближе к сердцу города.
Газетный иллюстратор Джон Мур (Люк Эванс), врач Ласло Крайцлер (Дэниэль Брюль) и служащая полиции Сара Говард (Дакота Фаннинг) расследуют серию жестоких убийств в мегаполисе. Жертвами маньяка становятся дети, чьи изуродованные тела находят в городских трущобах. Поэтому герои вынуждены погружаться на самое дно: психиатрические клиники, публичные дома, притоны и иные темные места, где человеческая душа ничего не стоит. Параллельно порядок в городе пытается навести комиссар Теодор Рузвельт, однако старые времена решительно не хотят уступать дорогу новым.
Помимо звездного актерского состава и крепкой режиссерской команды, «Алиенист» берет антуражем. Картинка фактурная, напряжение ножом можно резать, а преступления действительно холодят кровь. Кроме того, создатели аккуратнее, чем многие их коллеги, обходятся с историческими деталями, хотя и допускают творческие вольности. Которые, впрочем, неплохо работают в качестве приманки для современного зрителя: пуританам у экранов точно делать нечего.
«Детективный синдром» (2019)
Пациенты психбольницы
Ненапряжный детективный сериал, который ни разу не устарел за те три года, что пролежал на полке. Комедийный флер, отсылки к классике (в том числе голливудским нуарам вроде «Касабланки»), на удивление звездный актерский состав… Аристарх Венес играет Пашу – нигилиста на побегушках у местного авторитета Германа (стильный Федор Лавров). В один прекрасный день герой становится жертвой совершенно дурацкого ограбления и теряет полтора миллиона. Поиски приводят его в психиатрический диспансер, где он знакомится с персонажами, чье нестандартное мышление помогает найти виновного. А Герман настолько впечатляется результатом, что отправляет юного падавана разруливать самые странные ситуации.
Чаще всего расследования здесь мудреные, но не сильно рискованные. Хотя не обходится и без кровавых убийств – все-таки сфера деятельности обязывает. Параллельно Паша пытается разыскать отца, который ушел из семьи много лет назад, и порешать другие проблемы личного характера. Например, противостоит брату-полицейскому (Павел Чинарев), разбирается с бывшим прихвостнем босса и сразу двумя девушками. А еще берет под крыло помощника (Владислав Тирон, ныне доросший до сольного проекта, где он играет самого Эраста Фандорина). Благо свободного времени у доморощенного сыщика навалом.
«Детективный синдром» по-своему парадоксален: при всей легкости изложения здесь есть глубокая проработка эмоциональных триггеров, которые заметно влияют на персонажей. А еще авторы создают многомерное пространство, где в чертогах разума может находиться целая толпа следователей. Иногда это сбивает с толку, иногда помогает, но зато скучно практически не бывает. В общем, лечите душу преступлениями (точнее, их раскрытием).
«Коса» (2021)
Журналист
Как правило, криминальные репортеры готовы на все, чтобы первыми пролезть на место преступления. Однако у героя сериала «Коса» Романа Рахманова есть кое-какие принципы. А с ходу и не скажешь: он легко впадает в истерику, уходит в запой, изменяет беременной жене с циничной следовательницей Евой Кайдас.
Как можно догадаться по названию, именно на Куршской косе разыгрывается вся драма. Таинственный маньяк, который орудовал в заповеднике 20 лет назад, возвращается и дает понять, что впереди будет минимум еще одно убийство. Рахманова с ним связывают личные счеты – в прошлом они общались на телеэфире, где Роман был ведущим, так что персонажа ведет в том числе былой азарт. А еще возможность наконец-то поставить точку в этой истории и обрести душевный покой – многообещающий криминальный роман так и остался недописанным.
Есть в этом балтийском нуаре и антигерой, местный журналист Вадим Шерстобитов, которому не дают покоя лавры коллеги, давно перебравшегося в Москву. Он не боится запачкаться в грязи, а потому делает все, чтобы спровоцировать серийного убийцу. За что в итоге и расплачивается. Как говорится, почувствуйте разницу.
«Под кожей» (2022)
Художник
«До изобретения фотоаппарата кисть художника была единственным инструментом, способным запечатлеть преступление», – вещает преподаватель Школы изящных искусств, вручая своим студентам отчет о вскрытии Жан-Поля Марата. Занятие прерывает звонок из полицейского участка, и учитель прямо на доске рисует портрет подозреваемого. Так начинается китайская дорама «Под кожей» про талантливого художника Шэня И и агента китайского отделения Интерпола Ду Чэня, которым надо преодолеть личную неприязнь, чтобы разгадать загадку смерти пятилетней давности, коснувшуюся их обоих.
Портретист – не самая интересная с точки зрения кинематографистов профессия: человек просто выслушивает описание и рисует набросок. Однако создатели добавили происходящему не только интриги, завязанной на личных драмах героев, но и динамики. Оба персонажа – профессионалы своего дела и весьма отчаянные люди, а потому они вечно оказываются в рискованных ситуациях, где стоит рассчитывать лишь на себя.
Кроме того, авторы умело нагнетают атмосферу, не забывая добавлять происходящему объема за счет нужных штрихов. Например, принцип работы Шэня И они объясняют на пальцах, используя при этом понятие когнитивной предвзятости, ссылаясь на знание анатомических нюансов и опровергая утверждения Артура Конан Дойла. Из-за этого «видимая магия» и умение «читать» места и людей раскладываются на вполне понятные составные части – знания, навыки и доведенный до совершенства талант.
«Гарри Уайлд» (2022)
Профессор на пенсии
Ирландская беспардонность во всей красе. Как говаривал герой «Семи психопатов», у французов – вино, у швейцарцев – сыр, а у ирландцев – алкоголизм. Вот и профессор университета Гарри Уайлд закладывает за воротник при каждом удобном и неудобном случае (однажды эта вредная привычка даже спасает ее от серьезного отравления). Удивительно, как ее ум остается таким острым: в погоне за преступниками Гарри обставляет и полицию, где работает ее сын Чарли, и бандитов, среди которых вынужденно вращается взятый ею под опеку тинейджер Фергус.
Помогает ей, как ни странно, первоклассное знание мировой литературы. То местный парнишка возомнит себя Родионом Раскольниковым и нападет на ростовщика с топором. То непогода в пабе превратит вечер в подобие романа Агаты Кристи. В общем, не соскучишься. Литературные отсылки начинаются с порога – Гарри носит имя одного из самых известных уроженцев Дублина – и никогда не заканчиваются. В числе бонусов – бурная личная жизнь героев и оптимистичный взгляд на мир. Отъявленные злодеи, снобы и распутники здесь получают по заслугам, а те, у кого душа еще не прогнила насквозь, выставляются даже благородными, что выглядит несколько наивно.
Впрочем, и сама Гарри хороша: хамит направо и налево, вторгается в чужие жилища и экспроприирует частную собственность. Спесь слетает с нее только в тюрьме, куда она попадает по ложному обвинению. Но даже суток в СИЗО ей не хватает, чтобы полностью пересмотреть свои принципы, и на свободе Уайлд мгновенно возвращается к прежним привычкам.
Комментарии