Кино

Принять неизбежное: «Решение уйти» Пак Чхан-ука

Последний фильм Пак Чхан-ука «Решение уйти» стал главным фаворитом Каннского кинофестиваля, но главный приз не взял. Отсутствие насилия и отмщения, растянутая на 2 часа романтика без катарсиса и неожиданная развязка – эффект от этой картины догоняет намного позже. Кто-то называет «Решение уйти» шедевром, кто-то – не лучшим проектом Чхан-ука, а кто-то отказывается встраивать ленту в фильмографию режиссера, потому что она совсем иная.

Стиль Пак Чхан-ука в большинстве случаев представляет собой откровенную сагу о любви, необратимости и мести. В «Решении уйти» есть первые два пункта плюс совершенное визуальное исполнение. Мастер жестокой драмы вдруг трансформировал переживания в нечто эфемерное: минуя телесный опыт, Чхан-ук сразу пробирается в бессознательное. Как ему удается играть на струнах зрительской души, остается загадкой. Все привыкли, что обязательно должны быть секс и кровь, а здесь обходится без потрясений: нечто среднее между дорамой и нуаром.

«Решение уйти» действительно во многом отличается от его прежних картин: смертей и насилия, мести и страсти, эротизма и темных человеческих желаний здесь как будто нет. Нет и активных действий: сюжет движется очень плавно, если движется вообще – порой кажется, что время застыло, чтобы позволить зрителю полюбоваться на идеальный мир, созданный для двух невозможных влюбленных, великолепно сыгранных китаянкой Тан Вэй и корейцем Пак Хэ Илем.

Начинается все как идеальная притча о страстях человеческих, но вскоре становится понятно, что Пак ушел в сторону с протоптанной тропинки, выбрав маршрут между скалами и морем. Хэ Джун, педантичный детектив с чистым сердцем, расследует гибель немолодого корейца, в причастности к которой подозревают его красивую молодую жену, китаянку по имени Со Рэ.

Вина кажется очевидной, в Китае бы девушку посадили пожизненно, так что дело надо быстренько раскрыть: коллеги, босс, бессонница – все на героя давит. Однако Хэ Джун, как идеальный полицейский, хочет подойти к делу со всей ответственностью: он не может быть предвзятым только потому, что подозреваемая – молодая и красивая иммигрантка. Именно в этот раз все его положительные качества оборачиваются против него: он влюбляется в Со Рэ и закрывает дело. Его нельзя винить – она красива, сдержанна, прямолинейна, магнетизму этой девушки невозможно противостоять.

Чхан-ук, мастер сложных обстоятельств и фатальной необратимости, добавил несколько усугубляющих ситуацию деталей. Китаянка почти не знает корейский, полицейский женат и страдает от бессонницы, а погибший мужчина был агрессором. Все эти факторы, смешавшись, образуют смертельный коктейль, который, подобно кислоте, медленно растворяет один за другим шансы на хороший конец.

О том, почему Хэ Джун и Со Рэ не могут быть вместе, зрителям предстоит еще долго размышлять. Кажется, что это предопределено: он – коп, она – вероятная преступница. Тем не менее зародившиеся странные отношения, слежка Хэ Джуна за подозреваемой, а затем и полноценные свидания, пока жена работает в другом городе, как будто ведут к светлому чистому чувству.

А вот выживет ли оно в жестоких обстоятельствах, предложенных режиссером, – вопрос, на который и спустя два часа экранного времени никто ответа не получит. Впрочем, и виновность Со Рэ останется под вопросом. Но нужны ли ответы, когда есть завораживающие полутона, мастерски нанесенные Чхан-уком на сюжетное полотно, которыми можно любоваться бесконечно?

Философия картины не укладывается в привычные жанровые рамки: это и романтический детектив, и драма, и даже слоубернер. При этом, нимало не утруждая героев диалогами – всех слов не скажешь, да и не выразят они сокровенное, – Пак использует другого рода проводники в их состояние. Цветовая схема, противостояние природных стихий (устойчивых скалистых гор и беспокойного глубокого моря) и самое главное – телефоны. Это отдельная причина, по которой критики хвалят новый фильм Чхан-ука, который прежде не задействовал гаджеты в своих проектах.

Настолько ловко и гармонично еще никто не обыгрывал присутствие смартфонов в современной жизни: у Чхан-ука они выполняют то роль барьера, то роль проводника – между разными культурами, людьми, событиями. Налаживание контакта героев начинается с разблокировки телефона погибшего, улики снимают на камеру телефона, телефонным переводчиком пользуется Со Рэ, когда говорит на китайском, и календарь с количеством шагов становится главной уликой… Хэ Джун также использует смарт-часы: записывает наблюдения и речь подозреваемой, даже в некотором роде ведет дневник, который в итоге станет единственным способом откровенно сказать о своих чувствах.

Из одного художественного приема вырастает другой: Со Рэ диктует электронному переводчику цитату Конфуция о том, что «добрые люди любуются горами, а мудрые – водой». И через этот тезис в повествование встраивается противостояние двух стихий, двух людей. Так как погибший муж Со Рэ упал с горы, девушка поясняет, что боится высоты, поэтому в горы с мужем не ходила, а значит, не могла его убить. Но зато девушка любит море, как и детектив, и это становится их первым общим интересом. Скорбь, по словам детектива, идет волнами. Его бессонницу девушка лечит, направляя его мысли к морю. Но при всей любви полицейского к водной стихии – к Со Рэ, – сам он выбирает другой путь.

Цветовая схема является в фильме продолжением идеи, разделяющей людей на «два типа». Со Рэ предпочитает оттенки синего, опять же, соотнося себя с морем. Но в гардеробе девушки появляются вещи теплых оттенков – желтого, персикового, красного, – когда у нее с Хэ Джуном налаживается контакт. И наоборот: отдаление сопровождается «охлаждением» цветовой гаммы. Причем цвета же и разделяют главных героев: уже ставшие легендарными обои, на которых изображены не то горы, не то волны, иллюстрируют двойственность отношений. Как бы они ни тянулись друг к другу, соединение не представляется возможным.

Но, пожалуй, не смысл, не пугающая развязка (а иной у Пака быть не может) и даже не авторский взгляд на жанр полицейского триллера должны быть главной причиной для просмотра. Кто-то назвал «Решение уйти» головоломкой, эдаким лабиринтом человеческих чувств, и это самое точное описание фильма.

Система перекрестных отсылок, выстроенная Чхан-уком, настолько тонко сплетена, что превращается в незаметный, но прочный фундамент для событий. Цветовая, геометрическая, звуковая и даже техническая (экраны компьютеров, камеры, телефоны есть почти в каждом кадре) составляющие соединяются в идеальную гармонию, чарующую даже больше, чем трагическая история двух несостоявшихся влюбленных. Тихое и глубокое эстетическое удовольствие, в котором можно утонуть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад