Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Проклятые вестерны: Скандалы, трагедии, зловещие совпадения

Проклятые вестерны: Скандалы, трагедии, зловещие совпадения

8 июня 2025 /
Проклятые вестерны: Скандалы, трагедии, зловещие совпадения
Кадр из фильма «Раст» (2025)

Какие беды преследовали Клинта Иствуда, Кевина Костнера и Алека Болдуина.

В последнее время вестерны здорово лихорадит. То на площадке что-то недоброе приключается. То вести о судебных исках по всем ранчо разносятся. То ожидаемый проект никак запуститься не может. Да и сам жанр завял, а его реинкарнация в многосерийном формате, флагманом которой стал «Йеллоустоун», отдает банальной коммерциализацией (не успел сериал завершиться, как его растащили на спин-оффы). Впору говорить о том, что вестерны кто-то сглазил. Несколько подобных – проклятых – примеров мы и решили вспомнить, причем не только нынешних, но и давно минувших дней.

 «Они умерли на своих постах» (1941)

«Они умерли на своих постах». Проклятые вестерны

Этот вестерн за авторством Рауля Уолша рассказывает об одиозной личности, генерале Кастере, который принимал активное участие в Гражданской войне (на стороне северян), а после не менее активно воевал с индейцами, что закончилось для него плачевно. Битва при Литтл-Бигхорн вошла в учебники как сокрушительное поражение американских военных и лично Кастера, павшего в бою. То есть тематика уже достаточно неоднозначна. А фильм еще и умудрился побить все рекорды исторических ляпов из-за вольного обращения с биографией генерала (роль исполнил Эррол Флинн) и достоверностью в принципе. Впрочем, речь не об этом, а о трагических происшествиях, печально рифмовавшихся с заголовком. И случайный нокаут, который статист Джим Торп нанес Флинну, – лишь цветочки.

Дело в том, что продюсеры использовали в массовке не специально обученных каскадеров, а людей неподготовленных, подвергавших опасности здоровье и жизнь. В результате 80 человек получили ранения, а трое погибли. Одного прямо на лошади сразил сердечный приступ. Другой залез на коня пьяным, свалился и сломал шею. Третий, опытный наездник и игрок в поло, настоял на том, чтобы в одном из эпизодов вместо деревянной сабли использовалась настоящая. Однако взрыв (батальных сцен в военном фильме хватало) напугал его скакуна. Актер выронил саблю и сам начал падать. Сабля упала рукояткой вниз, мужчина напоролся на клинок и через несколько дней умер в больнице. Страдали от происходящего и лошади, но количество инцидентов с их участием не подсчитывали.

На съемках регулярно дежурили как минимум две машины скорой помощи и целая группа врачей, а Энтони Куинн, игравший вождя индейцев, в шутку пригнал еще и катафалк. Мрачный юмор с учетом контекста. Производство почти на месяц отстало от графика, а бюджет был превышен на $350 тыс (сейчас – приблизительно $7,6 млн). В прокате при этом кино окупилось, удачно наслоившись на патриотические настроения Второй мировой. Так что проклятие проклятием, а свою прибыль златой телец ухитрился извлечь.

«Горизонты» (2024–…)

«Горизонты» Кевина Костнера

Еще в 1988 году молодая голливудская звезда Кевин Костнер задумал вестерн под названием «Горизонты». Сперва тот выглядел довольно камерным, с прицелом на двух ведущих артистов. Но постепенно вышел за рамки упражнения в жанре, который уже тогда загибался, и вырос в эпик об американской истории периода Гражданской войны. Сценарий шлифовался не один год. Костнер успешно подался в режиссеры и ненадолго made westerns great again («Танцующий с волками» в 1990-м завоевал 7 «Оскаров»), а в 2003-м поностальгировал о ковбойских деньках в «Открытом просторе». Тут уже без «Оскаров» обошлось, но фильм неплохо заработал, и у «Горизонтов» открылось второе дыхание. Кевин вернулся к проекту мечты. Студии, правда, отказались его финансировать, но Костнер не огорчился и вложил свои кровные ($38 млн), а вдобавок привлек сторонних инвесторов.

Тем временем один сценарий превратился в четыре, а судьба вовсю осыпала актера-режиссера ударами. В 2021-м он потерял обоих родителей. Попутно повздорил с создателем «Йеллоустоуна» Тейлором Шериданом, который, на секундочку, перезапустил его карьеру, и в итоге уволился из сериала, чтобы сосредоточиться исключительно на «Горизонтах» (пандемия и забастовки тоже внесли хаос в планирование съемочного графика). Сопродюсер Ховард Каплан красиво рассказывал о том, что Костнер, как истинный десперадо, спал в трейлере, жарил мясо под открытым небом и любовался звездами. Но реальность оказалась далеко не такой романтичной. Премьера первой части «Горизонтов» из запланированных четырех состоялась в Каннах, где фильм не понравился примерно никому. На две картины, снимавшиеся параллельно, Кевин потратил порядка $100 млн. В прокате «Часть 1» собрала чуть меньше $39 млн. А «Часть 2», которая нацеливалась на август 2024-го, вообще лишилась даты релиза.

«Горизонты» Кевина Костнера

New Line Cinema, костнеровская Horizon Series и City National Bank Лос-Анджелеса затеяли тяжбу вокруг животрепещущего вопроса: кто кому должен. Банк подал иск против студий. New Line, якобы переплатившая, потребовала от Костнера компенсации. А Костнер ворчал, что ему надо «больше денег: мне нужно, чтобы кто-нибудь из этих миллиардеров с огромными лодками, которые обожают разглагольствовать о том, что они миллиардеры, просто пришел и сделал со мной это кино». Но вместо миллиардеров пришла очередная проблема: дублерша одной из актрис, Девин Ла Белла, публично объявила о психологической травме из-за сцены изнасилования. Ее, говорит, снимали без координатора и предварительных согласований. Защита настаивает, что эпизод заранее отрепетировали, и Ла Белла дала добро. Итог разбирательства пока неизвестен, но очевидно, что «Горизонты» на глазах тонут в производственном аду. Кусок третьей части уже отснят, однако будущее саги окутано мраком.

«Раст» (2025)

«Раст»

О грустной судьбе этого фильма вы наверняка наслышаны, но мы о ней все же напомним, поскольку злоключения «Раста» – характерный пример проклятья, настигшего вестерны. В 2020 году Алек Болдуин влился в каст ленты про бравого деда-бандита, спасающего внука от повешения. А в 2021-м на площадке в Нью-Мексико произошла трагедия: репетируя сцену стрельбы, Болдуин извлек из кобуры револьвер и нажал на курок. Пуля попала в грудь оператора Галины Хатчинс, прошла насквозь и ранила в плечо режиссера Джоэла Соусу. Того госпитализировали, но вскоре выписали. Хатчинс, которую на вертолете доставили в больницу, не спасли. Болдуин заявил, что на спусковой крючок не нажимал, и вину не признал. Эксперты парировали, что сам по себе, конечно, револьвер пальнуть не мог. Но актер мог спустить курок неосознанно.

Позже Алек возложил ответственность за случившееся на оружейника и специалиста по реквизиту, а заодно на помощника режиссера. Из-за их халатности, дескать, в пистолете оказался боевой патрон. Параллельно артиста выгнали из всех проектов, и он обмолвился, что без поддержки жены вообще бы ушел из кино. В октябре 2022-го Болдуину и мужу покойной Мэтью Хатчинсу удалось достичь мирового соглашения, а в апреле 2023-го возобновились съемки многострадального вестерна (новым оператором стала Бьянка Клайн). С копиями пистолетов и резиновыми пулями. Кстати, многие кинематографисты поддержали отказ от оружия: Гай Ричи, например, уточнил, что страйкбольные пушки не менее аутентичны и вполне безопасны.

Обвинения с Болдуина как бы сняли, но расследование еще велось. И в январе 2024-го вылилось в новое обвинение, грозившее Алеку 18 месяцами тюрьмы. Но уже в июле Болдуина окончательно оправдали. Во всей этой истории до сих пор много неясного. Однажды, возможно, кто-нибудь посвятит ей документальный сериал, где дотошно, без спекуляций и мистификаций, разберется в деталях трагедии. А сам фильм, который и так, скорее всего, прошел бы тихо, даже при столь печальной известности провалился в прокате. И, как отмечено в нашей рецензии, операторское искусство Галины Хатчинс действительно стало его единственным неоспоримым достоинством.

«Кровавый меридиан»

«Предложение»
«Предложение» (2005)

Произведения Кормака МакКарти не раз успешно экранизировались, но «Кровавый меридиан» – не тот случай. Это объемный, страниц эдак на 500, роман о странствиях охотников за скальпами по фронтиру, где хватает кипящего насилия и символизма, а сюжет весьма условен, как и номинальный главный герой (то ли безымянный Малец, то ли инфернальный Судья, то ли собирательный образ баунтихантеров). Книга вышла в 1985-м, и хотя проза МакКарти в принципе довольно кинематографична, «Меридиан» быстро получил ярлык «неэкранизируемого». Однако постановщики все равно вертелись вокруг да около, в надежде, что дело чудом сдвинется с мертвой точки.

Еще в 1990-х махнуть на дикий-дикий Запад собирался Томми Ли Джонс, друг МакКарти: он приобрел права на экранизацию и планировал режиссировать, а заодно исполнить ведущую роль. Судьи Глэнтона, видимо. Но студии побоялись связываться с «Меридианом». Зато в 2010-м Джонс снял разговорную драму «Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» по пьесе и сценарию Кормака. На заре нулевых романом заинтересовался Ридли Скотт, а также примкнувшие к нему сценарист Уильям Монахэн и продюсер Скотт Рудин. Причем они вроде как даже текст подготовили. Но, цитируя Скотта, «проблема была в его дикости… Если все делать как надо, избежать рейтинга X бы не удалось». Что явно не устраивало компанию Paramount. В результате «Меридиан» опять подвис, хотя МакКартни был уверен, что пресловутая неэкранизируемость – чушь, и чрезмерная кровавость тут ни при чем: «Просто для этого требуется человек с богатым воображением и большими яйцами».

«Дитя божье»
«Дитя божье» (2013)

В 2011-м подобным человеком возомнил себя Джеймс Франко, который зашел дальше предшественников и снял полчаса тестового материала. Судью играл Марк Пеллегрино, в прочих ролях мелькали Дэйв Франко, Скотт Гленн и Люк Перри. Немногочисленные зрители, которым (не)посчастливилось ознакомиться с этими кадрами, скептически отнеслись к их художественной ценности. Продюсеры это мнение разделили, и Франко пришлось ограничиться экранизацией другого произведения МакКарти, «Дитя божье», а позже переключиться на прочих классиков – Уильяма Фолкнера («Когда я умирала», «Шум и ярость») и Джона Стейнбека («И проиграли бой»). Позднее Джеймс хотел вернуться к «Меридиану», завербовав Рассела Кроу и Винсента Д’Онофрио, но сделка сорвалась из-за проблем с правами на адаптацию.

Только в 2023-м экранизация наконец обрела сценариста Джона Логана, соратника Ридли Скотта и Мартина Скорсезе, и режиссера Джона Хиллкоута, автора «Дороги» по тому же МакКарти и ультражестокого вестерна «Предложение». Хиллкоут и МакКарти часами обсуждали детали грядущего фильма. Предполагалось, что Кормак лично займется сценарием, но в июне 2023-го он скончался, не успев завершить задуманное. С тех пор о проекте практически ничего не известно, за исключением того, что в феврале 2025-го Хиллкоут (судя по фотографиям в соцсетях) активно занимался поиском локаций. Поэтому говорить о снятии проклятия неэкранизируемого вестерна пока преждевременно.

«Недруги»

Кадр из фильма
«Бродяга высокогорных равнин» (1973)

В глубокой теории вестерн «Недруги» (не путать с «Недругами» Скотта Купера) мог стать если не великим, то как минимум широко обсуждаемым, поскольку ему предстояло объединить на экране двух важнейших героев вестерна XX века: Клинта Иствуда и Джона Уэйна. Но в печальной реальности интригующая затея потонула в болоте неурядиц, а заголовок исчерпывающе отразил отношения Уэйна и Иствуда. В начале 1970-х карьера Клинта набирала обороты, а карьера Джона угасала, что, конечно, его не устраивало. Свое негодование от происходящего он выместил в том числе на преемнике, чьи работы размывали прежде четкие границы меж злом и добром, отличавшие вестерны традиционной закалки. И когда в 1973-м Клинт выпустил «Бродягу высокогорных равнин», Уэйн направил ему гневное письмо с пометкой, что это вовсе не фильм о пионерах Запада. А ведь у Клинта были насчет Джона свои планы.

Примерно в то время Ларри Коэн, который в разные годы запустил хоррор-франшизу «Оно живо» и приложил руку к сериалу «Коломбо», наваял сценарий вестерна «Недруги» (Hostiles), идеально подходящий для звезд двух эпох: в нем фигурировали молодой игрок и пожилой ковбой. Не испытывающие друг к другу симпатии, но вынужденные сотрудничать по воле обстоятельств. Казалось бы, отличный вариант для Иствуда с Уэйном. Так, по крайней мере, рассудил Клинт, пославший Джону сценарий с предложением влиться в команду. В ответ на это письмо адресат, собственно, и разразился отповедью с критикой «Бродяги». В моменте Иствуд промолчал, но позднее прокомментировал, что они с Уэйном представляли два разных поколения, и тот был не способен разделить его творческие взгляды.

«Самый меткий»
«Самый меткий» (1976)

Мостик от одного строптивого джентльмена к другому попробовал протянуть сын Джона Майкл (продюсер): запросив у Клинта копию сценария, он передал ее отцу, который как раз плыл куда-то на яхте. Едва Уэйн увидел знакомые страницы, он вскрикнул: «Опять этот кусок дерьма!» – и швырнул текст в воду. Так вот и вышло, что столкновение эго двух знаменитостей, а заодно и конфликт ценностей старого и нового Голливуда оказался настоящим проклятием для «Недругов», которых Коэн вопреки всему и дальше пытался перенести на экран. Но справился с этим только в 2009-м: название сменилось на «Игрок, девушка и стрелок», ведущие роли исполнили не особо известные Дин Кэйн и Джеймс Таппер, ну а режиссировала преимущественно сериальная мастерица Энн Вилер. Иствуд и Уэйн же пересеклись на площадке последнего фильма Джона «Самый меткий», который снял наставник Клинта Дон Сигел. И даже смогли выдавить вполне искренние улыбки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: