Кино

Что номинанты «Золотого орла – 2022» рассказывают о своих проектах. Кино

На премию Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» претендуют «Серебряные коньки», «Огонь», «Капитан Волконогов бежал» и «Иван Денисович». Среди других фильмов, удостоенных номинации, – «Дело», «Пара из будущего», «Уроки фарси» и «Общага». «КиноРепортер» публикует комментарии их создателей – режиссеров, продюсеров и актеров – о своей работе.

«Серебряные коньки»

12 номинаций: лучший фильм, лучшая режиссерская работа, лучший сценарий, лучшая женская роль второго плана, лучшая мужская роль второго плана и др.

Михаил Локшин, режиссер: «Мы посмотрели множество картин, иллюстраций, как гордые реки Петербурга превращались в улицы, где бурлила жизнь. Такого раньше в кино мы не видели – и это уже концепт фильма… Я не очень хочу перечислять конкретные названия картин, нас вдохновивших, но это голливудские блокбастеры последних 30 лет, где был создан уникальный визуальный мир и в которых присутствует магия… В том году в Петербурге не было зимы, но мы дождались марта, когда Нева замерзла идеально ровно, что, в принципе, бывает редко. В итоге мы смогли схватить красоту зимнего города».

Алексей Гуськов, исполнитель роли Николая Николаевича: «По сути, я сыграл отца Джульетты. Наша история – совершенный аналог «Ромео и Джульетты»: девушка из высокого социального слоя, парень из низов, и, вопреки всему, счастье между ними складывается. Мой персонаж – государственный человек, но он чувствует веяния времени и в итоге принимает решение согласно этим изменениям, а не следует традиционным канонам. Поэтому в финале он «переворачивается» и в восторге смотрит на то, что случилось у дочери».

Северия Янушаускайте, исполнительница роли Северины: «Как актрисе мне было бы невыносимо скучно просто демонстрировать себя в выигрышных ракурсах. Или постоянно появляться в образе роковой женщины. Мне говорят: «В тебе это есть!» Ну хорошо, есть, но во мне есть и кое-что еще. И много! Разумеется, от себя я не убегу, актеры все-таки привязаны к своим амплуа. Но повторяться мне как-то не хочется. Поэтому я выбираю очень строго, про что играть и про что сказать. «Серебряные коньки», как говорится, в меня попали».

«Огонь»

8 номинаций: лучший фильм, лучшая мужская роль в кино, лучшая женская роль второго плана, лучшая мужская роль второго плана и др.

Леонид Верещагин, продюсер: «В современном отечественном кино есть определенный дефицит героя, причем не супермена, а обычного простого человека, с которым легко может ассоциировать себя зритель, но поставленного в необычные обстоятельства, требующие мобилизации его сил и воли… При этом роль МЧС в обществе явно недооценена. А ведь за этим стоят люди, которые практически каждый день совершают подвиг и, безусловно, заслуживают того, чтобы им был посвящен отдельный кинофильм».

Константин Хабенский, исполнитель главной мужской роли: «Съемки были тяжелыми. Рядом стояли и скорые, и пожарные машины. Единовременно работало порядка 300 газовых баллонов – настоящая симфония огня. Если бы пиротехники, художники, операторы заранее не подготовились и досконально все не просчитали, нам было бы хуже. Но, глядя в глаза этим людям, я понимал, что нужно работать. Вариантов нет. Страшно? Поначалу да. Горячо? Все время. Но мы нашли общий язык с огнем, поскольку философия тех, кто с ним борется, заключается и в том, что огонь – это живое существо, которое может обмануть тебя, но и ты его тоже».

Иван Янковский, исполнитель второстепенной мужской роли: «Профессиональное счастье – играть персонажей, совершенно не похожих на меня. Себя-то я никогда не играл. Ни про одну из моих ролей нельзя сказать: вот это точно я. В «Огне» мне была интересна такая атрофированная версия современного молодого мальчика, еще зеленого – из тех, что любят покрасоваться перед девочками и тусоваться на лавочках под музыку. Он такой взрослый, классный, хозяин жизни, но лишь поначалу. И проходит такой путь, что к финалу обретает нормальное человеческое лицо, уже осмысленное».

Ирина Горбачева, исполнительница роли Зои: «Вначале я не соглашалась, роль в «Огне» – совсем маленькая, слов почти нет, но потом я просто поняла, что дело даже не в этом. Мне просто страшно играть роженицу, ведь я никогда не рожала, не испытывала таких чувств. Помимо того, что моя героиня рожала, нужно было еще постоянно бояться, задыхаться, ведь весь процесс проходил в дыму. Но в итоге я осознала, что это-то и интересно!»

«Иван Денисович»

7 номинаций: лучший фильм, лучшая режиссерская работа, лучшая мужская роль в кино, лучшая музыка к фильму, лучший монтаж фильма и др.

Глеб Панфилов, режиссер: «Это не экранизация, а фильм по мотивам рассказа «Один день Ивана Денисовича». Та история, которая у нас возникла, не противоречит тому, что написано автором. Более того, там есть моменты, которые, как мне кажется, автор специально написал для меня – чтобы у меня все связалось и получилось… Мне важно сделать живую картину. И я хочу делать ее о человеке, который мне понятен. И тогда есть надежда, что он будет понятен и зрителю. О человеке в экстремальных обстоятельствах жизни – война, плен, лагерь. Иван Денисович выживает, преодолевая превратности жизни, оставаясь достойным человеком».

Филипп Янковский, исполнитель главной мужской роли: «У меня был очень сложный грим, но я даже не смотрел в зеркало – мне это было неважно. Я изнутри играл. Мне важнее всего было понять, кого я играю, его судьбу. Мы с Глебом Анатольевичем Панфиловым хотели показать собирательный образ человека, попавшего в страшную мясорубку. Я вспомнил дедушку Сашу, маминого папу. У него похожая судьба: тоже попал в концлагерь после войны, вернулся, уже отсидев. И для себя я играл своего дедушку из детских воспоминаний. Но в конце съемок про ГУЛАГ меня трясло от любого предложения «сняться в драме».

«Капитан Волконогов бежал»

7 номинаций: лучший фильм, лучшая режиссерская работа, лучший сценарий, лучшая мужская роль в кино, лучшая мужская роль второго плана и др.

Наташа Меркулова, режиссер: «Все наши фильмы питаются нашими страхами. «Капитан Волконогов бежал» – это два генеральных страха: оказаться на месте жертвы и в то же время – на месте мучителя. Природа человеческая амбивалентна, и эта ватерлиния, которая разделяет человека, иногда бывает незаметной. Люди иногда переходят черту и даже не понимают, в какой момент это произошло… Мне не кажется, что это кино универсально. Мы не настаиваем на том, как точно надо интерпретировать эту историю. Мы никогда не объясняем финалы, и пусть оно так и будет».

Юра Борисов, исполнитель главной мужской роли: «Волконогов бежит, с одной стороны, от себя, а с другой – в поисках себя. Все кино – это попытка разобраться, куда он бежит, найдет ли он там что-нибудь. Мой герой – тот, кто помогает, рассказывает историю, приводит нас в разные места. Он – эдакий Вергилий, но все-таки у него есть и своя личная задача. И она для него важнее. Он ищет ответ на самый главный вопрос, который появляется у него в начале фильма: есть ли у него душа? И если есть, что с ней делать?»

Тимофей Трибунцев, исполнитель роли майора Головни: «В актере всегда должна быть какая-то тайна и загадка. Рецензии на свои работы я читаю редко. Если попадаются на глаза – читаю, но специально не ищу. О том, что Тимофей Трибунцев в фильме «Капитан Волконогов бежал» или где-то еще играет плохо, вроде бы не писали. По крайней мере, я не видел. Я и сам знаю, когда играю плохо, а когда хорошо. Мне совершенно не хочется, чтобы меня узнавали. Все, что я хочу, – быть довольным своей работой».

«Пара из будущего»

2 номинации: лучшая женская роль в кино, лучшая женская роль второго плана.

Мария Аронова, исполнительница главной женской роли: «Одна из сцен снималась в машине под водой. Для подготовки к ней мы с Сергеем Буруновым занимались дайвингом. Я училась плавать и дышать на глубине 4–5 метров. Но когда я села в эту машину, и нас погрузили, я схватила загубник… а вздохнуть не могу! Меня охватила паника, и в первый раз в своей жизни я прервала съемки, вылезла и сказала, что не смогу этого сделать. Но режиссер Алексей Нужный взял меня за руку, посадил на край бассейна и научил молитве. Только после этого я встала и поняла, что готова».

Дарья Коныжева, исполнительница второстепенной женской роли: «Мы с Марией Ароновой сговорились о чем-то на начальном этапе по поводу внутреннего содержания этой девочки… Естественно, то, что наша героиня Саша имеет в начале, впоследствии, с возрастом и с тем, через что она проходит, становится сильнее. Но внутренний стержень у нее есть с самого начала. И когда мы разговаривали с Марией, то в первую очередь обсуждали стержень. И это, наверное, ее сила и импульсивность…»

«Общага»

2 номинации: лучшая женская роль в кино, лучшая операторская работа.

Ирина Старшенбаум, исполнительница главной женской роли: «Мне нравятся сложные, яркие, неоднозначные характеры. Раньше я чаще играла романтических и понятных героинь, а в последнее время, наоборот, есть желание экспериментировать в плане образов… Моя героиня в «Общаге» — очень темпераментный человек. Мне нравится ее неоднозначный характер, подвижная психика. Мы сделали из нее немного Софи Лорен. Героиню неореализма, femme fatale».

«Уроки фарси»

2 номинации: лучший фильм, лучший сценарий.

Вадим Перельман, режиссер и продюсер: «Я не считаю, что зрительский фильм – это какое-то негативное клеймо. Чем больше зрителей смотрит твой фильм, тем лучше. Если нравится и критикам, и публике, то это ситуация win-win. Для меня было удивительно и приятно, что «Уроки фарси» делали большую кассу… Я считаю, что любой фильм про холокост – это уже хорошо. Про эту тему надо рассказывать, ее надо показывать, чтобы уже надоело всем. И все равно нужно это делать, потому что людям нужно помнить и знать. А как это делать – это уже на усмотрение творца».

«Дело»

Номинация: лучшая женская роль в кино.

Анна Михалкова, исполнительница главной женской роли: «У меня счастливая актерская судьба. Я родилась в благополучной среде, и кино стало моими университетами. Через кино я познавала мир и училась понимать людей. Не только потому, что я входила в образ и становилась этим человеком: самокопание происходило тоже через кино. В жизни я очень стабильный человек. У меня хороший темперамент, нет каких-то сумасшедших страстей и колоссальное терпение, что для кино очень хорошо, потому что кино – это всегда ожидание».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

12 часов назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

15 часов назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

21 час назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

2 дня назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

2 дня назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

2 дня назад