Кино

Слезы под дождем: Манящие китайские нуары

Чего только не снимают в Китае! И батальные военные драмы, и эпическую фантастику, и ленты-катастрофы, и старые добрые боевички с Джеки Чаном (after all this time? always). Но есть и другой жанр – не столь широко востребованный публикой, однако сам по себе примечательный. Речь о нуарах или, точнее, неонуарах: они имеют мало общего с голливудскими детективами 1940-х, зато могут похвастаться собственным уникальным колоритом. Так что встречайте пятерку относительно свежих представителей необычного жанра, которые сделают ваш вечер по-настоящему атмосферным.

«Долгий день уходит в ночь» (2018)

Название этого фильма не связано ни с пьесой Юджина О’Нила, ни с ее экранизациями, известнейшую из которых в 1962-м осуществил Сидни Люмет. Перед нами абсолютно самобытное (порой даже слишком) произведение. Завязка его описывается в двух словах и особого значения, в сущности, не имеет: после смерти отца мужчина приезжает в родной город и разыскивает женщину, которую знал раньше. Женщину, что с годами превратилась в смутный, почти растворившийся в небытии объект желания. Закадровый голос рассуждает о снах и внетелесном опыте, а герой – мы в курсе, что он был связан с темными личностями и когда-то рулил казино – становится ненадежным рассказчиком, чья исповедь льется хаотичным потоком сознания.

Точно так же расплывается и сюжет, будто размазанная помада на лице таинственной нуаровой красотки, «она то исчезала, то появлялась вновь, загадочная, как затопленный дом». Режиссер и сценарист Би Гань подолгу разглядывает отражения в воде, рассыпает по мостовой яблоки и уважительные оммажи Андрею Тарковскому, а также гипнотизирует тех, кто готов видеть и слышать, нечеловечески красивой фантазией, сотканной из обрывков воспоминаний и сновидений. «Долгий день уходит в ночь» – эталон медленного кино, которое трудно смотреть, но еще труднее забыть. Не ждите, что вы запомните все: иллюзиям вообще свойственно выскальзывать из петли здравого смысла. Но избранные фрагменты этой восхитительной мозаики (особенно финал) останутся с вами навеки.

«Пепел – самый чистый белый» (2018)

Последняя на данный момент игровая лента Цзя Чжанкэ, которого многие не без основания считают лучшим китайским режиссером современности. И стартует она вполне в нуаровом духе. Мужички маргинальной наружности и криминальных наклонностей играют в маджонг в тесном прокуренном зале, обсуждая, кто кому должен. Бандиты в одинаковых черно-белых костюмах таращатся в телеэкран, за кадром звучит песня из «Наемного убийцы» Джона Ву, а в руках Цяо, подруги мафиозного босса Биня, мелькает пистолет – в разгар злой рукопашки в неонах.

Вскоре после этого фильм резко меняет жанр. Стражи правопорядка приняли Цяо с оружием в руках. Она не выдала, что ствол принадлежал Биню, отсидела за него пять лет, а когда освободилась, решила его отыскать. Но Китай уже успел трансформироваться под натиском перемен, а прежние короли улиц превратились в жалкое отребье, не способное у кого-либо вызвать страх или трепет. Дождь, сигареты, тягучие паузы и лонгтейки никуда не деваются. Но на смену нуару приходит скорее антинуар, обнажающий трагичную лавстори ненужной влюбленной, что по-самурайски служит своему господину, который не в состоянии прочувствовать ее великую жертву.

«Озеро диких гусей» (2019)

Режиссер и актер Дяо Инань, который, кстати, играл в упомянутой ленте Цзя Чжанкэ, – признанный гуру современного китайского нуара. Жаль, что снимает мужчина реже, чем хотелось бы. Широкая публика узнала о нем в 2014-м, когда его триллер «Черный уголь, тонкий лед» победил на Берлинале (обойдя «Отрочество» Ричарда Линклейтера и «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона). А следующий и пока что последний фильм Инань снял в 2019-м – его крутили в Каннах, причем на показ явился сам Квентин Тарантино, чей «Однажды в… Голливуде» столкнулся с «Озером диких гусей» в битве за «Золотую пальмовую ветвь». Оба проиграли «Паразитам» в итоге.

«Озеро» открывается продолжительной сценой беседы двух людей под дождем. Беседы, окутанной табачным дымом, озаренной тусклым светом фонарей. Да, без сигарет, фонарей и дождя ни один уважающий себя китайский нуар не обходится. И это неплохо – к чему-то подобному вполне подходит понятие стилевого единства.

По сюжету, который весьма условен и не больно-то важен, беглый бандит скрывается от копов и бандитов-конкурентов, а поддерживает его симпатичная дама легкого поведения. Нечто вроде этого мы запросто могли бы наблюдать в Голливуде 1940-х. Их первая встреча, когда героиня просит у героя зажигалку, – явная параллель с «Иметь и не иметь», где Лорен Бэколл позаимствовала спички у Хамфри Богарта (в фильме «Долгий день уходит в ночь» присутствует аналогичная сцена). Но столь завораживающей меланхолии, где поэзия городских окраин соседствует с эффектным насилием в стиле коллег из Южной Кореи, вы больше нигде не найдете.

«Тебе одиноко сегодня вечером?» (2021)

Постановщик Вэнь Шипэй пока не может похвастаться таким обилием регалий, как Дяо Инань и тем более Цзя Чжанкэ. Хотя его сравнительно недавний дебют «Тебе одиноко сегодня вечером?» стоит любых каннских, берлинских и венецианских призов (ни одного из которых он, кстати, не получил). Как-то раз, ночью на излете 1990-х, работяга – естественно, с сигаретой в зубах – отвлекся за рулем и сбил человека. Насмерть. После чего не смог восстановить пошатнувшееся душевное равновесие и решил побольше узнать о том, кто погиб под колесами его драндулета. Так он познакомился и сблизился с его вдовой. А заодно погряз в неприятных делишках.

Хмурая драма, названная в честь хита Элвиса, погружает в транс медитативными эпизодами с красноречивым молчанием, а затем отправляет в нокаут всплесками кипящей злобы. Как и в прочих нуарах из Поднебесной, само понятие надежды здесь зыбко, словно сон, а грезы о хеппи-энде размываются ночным ливнем, стирающим слезы с лица и кровь с мостовой. Тем не менее грезить и надеяться никто не запрещает: даже обреченным дарован шанс на подобие искупления. Что в конечном счете вытягивает «Тебе одиноко…» из пучины визионерской тоски и на мгновение разгоняет тучи, сгустившиеся над случайным убийцей. Но этого мгновения достаточно, чтобы его впалые щеки успел приласкать столь редкий в китайских нуарах солнечный луч.

«Лимб» (2021)

Этот мрачнейший триллер отличается от других экземпляров из нашей подборки минимум по трем причинам. Во-первых, он черно-белый, что еще больше роднит его с нуарами олдскульного образца. Во-вторых, в его основе – максимально внятная и понятная история, без всяких галлюцинаций и сновидческих многоточий: пара копов, молодой и не очень, охотятся на маньяка, который похищает девушек и отрезает у них кисть левой руки. В-третьих, там, где иные фильмы дарят зрителю хоть каплю оптимизма, в «Лимбе» царит беспросветная мгла – своей звериной жестокостью и физически ощущаемым дискомфортом он одной левой вышибает из седла.

Дождь начинается уже секунде на пятой. Сеттинг крайне непригляден – помойки, заброшки, притоны. Контингент – маргиналы в широчайшем ассортименте. Сам маньяк – съехавший с катушек бродяга. Вдобавок старший коп-агрессор страдает от трагедии прошлого, а младший коп-терпила – от зубной боли (для ровного счета, чтобы всем тут несладко приходилось). Такой угрюмый индустриальный нуар, где каждый кадр залит потом и засыпан мусором, легко мог бы родиться в Южной Корее и завоевать культовый статус на уровне «Я видел дьявола». Но его произвели на свет умельцы из Китая и Гонконга, погладив зрителей против шерсти и доказав, что азиатские нуары не всегда витают в мечтательных облаках. Порой они буквально купаются в грязи, от которой потом не так-то просто отмыться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад