Кино

«Честный развод. Бенефис»: Леонид Якубович пытается спасти безнадежную франшизу

Престарелый худрук провинциального ДК (Леонид Якубович) мечтает поставить грандиозный мюзикл. У него уже и сценарий есть, и песни, и эскизы декораций, и все остальное, только денег не хватает. Государство выделяет на реализацию проекта 5 миллионов рублей, но ему этого мало, и с целью приумножить капитал он идет в подпольное казино. Где благополучно просаживает все, включая свою квартиру. После чего, доведенный до отчаяния, решает втереться в доверие к собственной дочери, известной в узких кругах певице Милане (Агата Муцениеце), и к зятю, знаменитому стендаперу дяде Гене (Александр Робак), чтобы хитростью выманить у них необходимую сумму.

«Честный развод. Бенефис» является уже третьим фильмом в серии, которая, судя по общим кассовым сборам (чуть больше 40 миллионов рублей на данный момент), не пользуется особым успехом у зрителей. Но тем не менее продолжает занимать место – пускай и очень малозначительное – в культурном поле современной России, ежегодно прирастая очередным сомнительных качеств произведением.

Причем началось все с одноименного YouTube-шоу. Актриса Агата Муцениеце запустила его на собственном канале приблизительно в ту пору, когда их с Павлом Прилучным бракоразводный процесс широко освещался в соответствующего профиля СМИ. В рамках этого шоу Муцениеце беседовала с разными известными личностями, которым тоже довелось пережить тяжелое расставание, – от Никиты Ефремова и Ксении Собчак до Стаса Пьехи и Андрея Бурковского. А потом однажды Муцениеце у себя в stories объявила о старте съемок фильма «Честный развод» с собой и Александром Робаком в главных ролях. И все заверте…

Первый «Честный развод» был романтической комедией в формате роуд-муви, где по центру – простой челябинский мужик по имени Гена (Робак), которого вероломно бросает жена, и он отправляется в Сочи на фестиваль КВН исполнять заветную мечту вместе с предприимчивой профурсеткой Миланой (Муцениеце), не подозревая о том, что та втайне задумала его обокрасть. Таким образом, авторы как бы параллельно обыгрывали два значения слова «развод». Что, положим, можно было бы засчитать за остроумную идею, если бы они ее довели до ума или хотя бы до чего-нибудь, а не бросили на полпути.

Во второй серии жанр и формат не изменились, но двусмысленность из названия улетучилась. По сюжету, те же самые герои Робака и Муцениеце снова едут в Сочи, но уже в статусе законных супругов и совсем по другому поводу. А именно: у бывшей профурсетки Миланы вдруг остро проявилась боязнь сцены, отчего она впала в уныние. И заботливый муж тогда применяет радикальную терапевтическую методу, состоящую в том, чтобы насильно ее на сцену вытолкнуть. Что далеко не с первой попытки, но срабатывает.

При большом желании можно, конечно, из обоих фильмов вычленить какую-то общую мысль. Например: ничто так не помогает проработать детскую травму или справиться с жизненным кризисом, как спонтанное путешествие по России. Особенно в компании человека, который будет вас всю дорогу обманывать. Ну, то есть разводить. Однако «Честный развод. Бенефис» внезапно вообще не об этом. Никто там никуда не путешествует, никакие травмы не прорабатывает, один сплошной обман кругом.

В триквеле на передний план выходит персонаж Якубовича, энергичный и шебутной старый пройдоха. Чуть ли не впервые дорвавшийся до по-настоящему крупной роли в кино («Дедушку моей мечты», при всем уважении, помнят лишь избранные тонкие ценители) Леонид Аркадьевич всеми силами старается это тухлое болото творческой импотенции и безыдейности расшевелить. И у него даже почти выходит. Открывающая сцена, где он в костюме паука (!) с выражением зачитывает строки из «Мухи-цокотухи», а дети хором кричат: «Убей! Убей!», вселяет оптимизм, и далее его экспрессивная манера подачи неизменно радует.

Кто бы вообще мог подумать, что амплуа ярко выраженного трикстера и аляповатые костюмы в стиле Джокера так идеально подойдут человеку, который абсолютно у всех носителей русского культурного кода ассоциируется исключительно с телешоу, где он вот уже более 30 лет зычным голосом отдает команды «Вр-р-ращайте барабан!» и «Приз – в студию!», принимает в дар банки с огурцами и раздает всем а-а-автомобили. А вот поди ж ты. Преподносит порою вселенная приятные сюрпризы.

Ей-богу, был бы «Честный развод. Бенефис» целиком про персонажа Якубовича, цены бы ему не было. Но создатели, похоже, рассудили, что недостойны мы, жалкие смертные, такого счастья. И чтобы жизнь нам медом не казалась, убрали его из заключительного акта. А сам фильм из авантюрной комедии переквалифицировали в закулисную драму, в которой все невыносимо пресно и тоскливо, кроме разве что декламации пушкинской «Сцены из Фауста» в исполнении Владислава Ветрова да неплохо поставленного вокально-хореографического номера.

В конце, правда, Якубович возвращается, но уже в совершенно другом качестве, ради финального твиста и выведения по меньшей мере спорной морали, которая формулируется примерно так: близкие люди иногда предают наше доверие вовсе не со зла, а из благих побуждений. Поэтому когда кто-нибудь свистнет у вас чемодан денег, не спешите его чересчур строго судить. Вероятно, у него просто есть продуманный план. И вам в таком случае обязательно сторицей воздастся.

Иначе говоря, создатели фильма «Честный развод. Бенефис», во-первых, держат своих зрителей за наивных простачков, а во-вторых, зачем-то упорно оправдывают заведомо дурные с этической точки зрения поступки. Вероятно, в том и кроется ответ на вопрос, почему две предыдущих части серии, в которых заложен плюс-минус тот же посыл о том, что манипуляции – это не всегда плохо, а в отдельных случаях полезно, правильно и, главное, простительно, провалились в прокате. Но вот для чего нам пытаются в третий раз вдолбить ту же вредную ахинею – загадка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

3 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

5 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

7 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

9 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

11 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

14 часов назад