Рецензия на необычный сериал с Глебом Калюжным, Александром Яценко и Никитой Кологривым.
В приморском городке живут простые тинейджеры с понятными радостями и горестями. Мелу (Глеб Калюжный) нравится Анжела (Анастасия Красовская), а та его яростно френдзонит. Гена (Никита Кологривый) занимается грязными драгдилерскими делишками и враждует с батей. Киса (Артем Кошман) обожает тусовки, но в глубине души страдает из-за того, что не знает, кто его настоящий отец. Однажды в рутинную жизнь героев врывается неожиданное событие: к ним в руки попадают винтажные дуэльные пистолеты. Недолго думая, парни создают секретный дуэльный клуб, и теперь у каждого есть шанс разобраться со своими обидчиками здесь и сейчас.
Мы неоднократно писали, что в последнее время подростковые фильмы и сериалы – российские прежде всего – переживают невиданный взлет. В «Смычке» юный скрипач поневоле стал кладменом. В «ЮЗЗЗ» ростовские Ромео и Джульетта оказались в центре соперничества бандитских группировок. В «Хэдшоте» задрот, которого, кстати, играет упомянутый Кошман, обзавелся странным товарищем – аватаром из онлайн-стрелялки, дающим ему уроки сурового мужского воспитания. На первом плане классические проблемы: школьный буллинг, разные типы зависимости, трудности в общении с противоположным полом, конфликт поколений… В «Черной весне» они тоже в избытке присутствуют. Но форму приобретают нетривиальную, а потому привлекательную.
Ключевая изюминка, конечно, в дуэлях. Здешние тинейджеры не только транжирят время за пивом и куревом, но и, скажем, детали убийства Пушкина параллельно обсуждают. И естественно, проникаются рыцарской романтикой прошлого, когда отстаивать честь с оружием в руках было в порядке вещей. «Глаза в глаза, через дуло пистолета». Причем члены дуэльного клуба «Черная весна» не просто воскрешают забытую традицию, а наполняют ее новой философией. Дуэли становятся исчерпывающим средством борьбы с травлей. Каждый лузер может бросить вызов задире и пустить ему пулю в лоб. Согласитесь, это более эффектная месть, чем банальная стрелка за гаражами. Но и последствия ее гораздо плачевнее: школьники превращаются в убийц.
Без трупов, ясное дело, не обойтись. А трупы куда-то девать надо. Городок в «Весне» маленький. Исчезновение любого человека бросается в глаза. Так что над дуэльным кружком быстро нависает угроза разоблачения. Поэтому авторы сериала Сергей Тарамаев и Любовь Львова («Зимний путь», «Фишер») не концентрируются чисто на kids with guns, цитируя песню Gorillaz, а создают многофигурное полотно с массой побочных сюжетов и действующих лиц. Вроде страдающего от личных неурядиц кандидата в мэры (Сергей Гилев), его сексуально озабоченного отпрыска Рауля (Иван Лаврухин) и отца Мела, тихого интеллигента Влада (непривычно застенчивый Даниил Воробьев).
Все они так или иначе соприкасаются друг с другом, что превращает «Весну» в эдакий клубок важных и не очень второстепенных линий. Своеобразный лабиринт Минотавра, где зритель блуждает среди неловких сцен первого секса, изнасилования, криминальных разборок, потасовок, а затем задается резонным вопросом: ради чего, собственно, все затевалось? К счастью, в критические моменты общего хаоса вновь всплывает дуэльная тема, напоминая о простой истине: нельзя вечно балансировать на краю пропасти. Рано или поздно придется отойти – либо сорваться в бездну.
Большинство персонажей кидается из крайности в крайность, пришпоривая наше любопытство, и 8 эпизодов пролетают стремительнее пули. «Черная весна» не всегда дружит с логикой, но колорит можно ложкой черпать, а лихо запечатленные диалоги – с резкой камерой, однокадровыми дублями, без дурацких «восьмерок» – создают документальный эффект а-ля «Школа» Гай Германики. Ну и, конечно, артисты: за такое блестящее созвездие любые грехи отпустишь. Нервный Артем Ткаченко (режиссер) в розовом свитшоте кажется худшим негодяем на планете. Веселый и хмельной Александр Яценко (местный алкаш) задвигает эксцентричные философские теории. Николай Фоменко (авторитет) аппетитно жарит мясцо и обкашливает вопросики…
А еще герой нашего недавнего интервью Никита Кологривый рвет и мечет. На фоне разбитного Гены, трикстера, зубоскала, любителя прекрасных дам, откровенно скучноватый Мел теряется, а его пассия Анжела выглядит безжизненной куклой Барби. Но все они в той или иной степени сталкиваются со смертью, придавая сериалу большую трагичность, исповедальность, обреченность, чем мы привыкли наблюдать в большинстве подростковых проектов (ближайший аналог – хитовая «Эйфория»).
«Черная весна» – угрюмые хроники человеческих несчастий, лихорадочные танцы на минах, приговор современным 17-летним, которые еще жить-то не научились, а уже намерены красиво уйти. Любовь не будет вечной. Дружба истлеет, обратившись в пепел. Мечты растают в непроницаемом мраке. Нелегко на душе от этого сериала. Зато приятно осознать, что у тебя в принципе осталась душа.
Комментарии