Кино

Чарльз Буковски и кино: Дикий, но дивный союз

105 лет назад, 16 августа 1920 года, на свет появился Генри Чарльз Буковски – певец отверженных, бродяг, алкоголиков и прочих маргиналов, в чьем неприкаянном существовании нет-нет да и проскакивали намеки на отчаянную тоску по красоте и обычному человеческому теплу.

При всей грубости и нарочитой непричесанности проза Буковски невероятно кинематографична, хотя сам он к лучшему из искусств относился скептически (но уважал, например, «На Западном фронте без перемен» 1930-го и «Голову-ластик» Дэвида Линча). Произведения Хэнка экранизировались нечасто, но картины эти вышли достаточно любопытными, чтобы мы собрали их за стойкой и рассказали, чем они примечательны.

«Истории обыкновенного безумия» (1981)

Первая экранизация Буковски вдохновлена его дебютным опубликованным сборником рассказов «Эрекции, эякуляции, эксгибиции и вообще истории обыкновенного безумия». Один критик метко назвал его «анархистской сатирой в пластиковом мире». За режиссуру взялся другой знаменитый анархист Марко Феррери, любитель экспериментов и парадоксов, снявший хулиганские трагикомедии «Большая жратва» с Марчелло Мастроянни и «Прощай, самец» с Жераром Депардье (и опять-таки Мастроянни).

Альтер-эго Буковски, Чарльза Серкинга, изобразил фактурнейший Бен Газзара, талисман Джона Кассаветиса. Его пассию из рассказа «Самая красивая женщина в городе», давшего название отдельному сборнику, сыграла суперзвезда Орнелла Мути – она только прогремела с челентановскими хитами «Укрощение строптивого» и «Безумно влюбленный».

«В собаках может быть больше стиля, чем в людях», – вещает со сцены небритый Газзара в темных очках, прихлебывая из бутылки в пакете. После публичных чтений странствующий поэт возвращается в родной Лос-Анджелес, где возобновляет давний роман с улицей и спит со всеми подряд, предпочитая дамочек незаурядных. И если одна – просто не в меру похотливая особа, то другая, Кэсс (Мути), прокалывает щеки гигантской булавкой и отличается суицидальными наклонностями. Спокойное бесстыдство – так можно описать перегарный дух фильма, героя которого мотает от постели до кутузки, от кабака до печатной машинки. При этом газзаровский бродяга с фингалом выглядит более злым и опасным, чем книжный двойник Буковски Генри Чинаски. И потому ядовитое одиночество Серкинга, «потерянного и больного, как мир», в финале уничтожает.

Хэнк, правда, фильм невзлюбил и впоследствии назвал «куском дерьма».

«Я был в зале на премьерном показе – пил и орал на экран. Какой-то тип все время орал на меня в ответ, так что в итоге я заявил: «Братан, я имею право это ненавидеть, ведь я все это накропал», – вспоминал Буковски. Высмеял он и заявление Газзары, что на премьере тот якобы перепил самого писателя.

«Безумная любовь» (1987)

Спустя 6 лет после «Историй» за Буковски взялись бельгийцы – дебютант Доминик Дерюддер позднее замахнется на «Оскара» с музыкальной сатирой «Все знамениты». В основе «Безумной любви», изначально носившей название «Любовь – это адский пес» в честь одноименного стихотворения, – отчасти полуавтобиографический роман взросления «Хлеб с ветчиной», отчасти рассказ «Совокупляющаяся русалка из Венеции, штат Калифорния», в котором двое бухариков решили развлечься специфическим образом. Один из бухариков – главгерой Гарри Восс, на экране запечатленный в детстве, юности и зрелости, по мере того как его подростковый идеализм вытесняется цинизмом, а сам он ищет утешение в нетривиальных местах.

Сейчас об этом фильме мало кто помнит, но в свое время его поклонником заделался Фрэнсис Форд Коппола, способствовавший американскому релизу. Из-за провокационной тематики «Безумная любовь» оперативно исчезла с радаров, но немногочисленные зрители успели приписать ей чуть ли не культовый статус, и в их памяти она осталась одной из недооцененных жемчужин 1980-х. Фанаты Буковски считают «Любовь» едва ли не лучшей его экранизацией, отразившей ту смесь робкой надежды и горького отчаяния, что отличала творения Хэнка. Прежде всего, упомянутый «Хлеб с ветчиной» про юного Чинаски, который страдал от отцовского деспотизма, угревой сыпи (в фильме изображенной с гротескным натурализмом, прекращая его чуть ли не в боди-хоррор) и тотального игнора со стороны прекрасного пола.

Буковски «Любовь» приглянулась. Настолько, что из всех киноверсий он назвал ее наиболее отвечающей своему духу и после просмотра крепко обнял Дерюддера со слезами на глазах. В 1990-х все та же «Совокупляющаяся русалка» вдохновит «Холодную луну» за авторством Патрика Бушите, актера с солидным послужным списком, который буквально пару раз заигрывал с режиссурой. Опыт не менее своеобразный, еще и в ч/б: рискнете устроить себе эксцентричный двойной киносеанс?

«Пьянь» (1987)

Возможно, «Безумную любовь» никто не заметил, потому что в тот же год вышла известнейшая (хоть и провальная по деньгам) из экранизаций Буковски, с ним же в качестве сценариста: «Пьянь» Барбета Шредера с лучшей ролью плохиша Микки Рурка. Начинается все с того, что Чинаски жестко огребает на задворках кабака от младшего брата Сталлоне (бармена) в присутствии забулдыг-завсегдатаев, мигом обеспечивающих фильму нужный колорит.

Все эти потасканные проститутки, помятые кирюхи, прочие отбросы и верховодящий ими Микки с подбитым глазом, бахвалящийся тем, что у него кишка не тонка, – чисто хэнковское окружение; недаром и сам он мелькает в камео, естественно, за барной стойкой. Чуть позже Чинаски встретит в соседнем кабаке «печальную богиню» Ванду с хмурым лицом Фэй Данауэй, и вскоре закрутится-завертится лавстори меж парой чудил, которым покой не по карману.

Работу над «Пьянью» Буковски в красках описал в романе «Голливуд», где-то, конечно, приврав, но в целом аутентично отразив съемочное закулисье с присущим ему абсурдом и хаосом, не упустив шанса подколоть артистов, продюсеров и, например, Жан-Люка Годара, выведенного в образе болтуна по имени Джон-Люк Модар. Сценарий был готов еще в 1979-м по заказу Шредера. Им заинтересовались Деннис Хоппер и Шон Пенн. В итоге все собрались у Хэнка дома, и после этих посиделок, где наверняка было слишком много выпито и сказано, Пенн с Хоппером отвалились (Шон посвятит «Постового на перекрестке» «своему другу, Генри Чарльзу Буковски мл.»). Ведущую роль забрал Рурк, а постановщиком остался Шредер, который по контракту не мог менять ни слова сценария без одобрения автора. Если требовалось что-то согласовать, тому звонили прямо ночью, терпеливо дожидаясь возвращения с ипподрома.

Буковски считал Микки «малек странным, но вообще-то отличным парнем», и его пьяный класс Рурк изобразил точнее любого из конкурентов. Как он сверкает щербатой ухмылкой, флиртует с девицами, перемещается из бара в бар с грацией хмельного слонопотама – его действия и реплики отмечены такой добродушной расслабленностью, что фильм прекрасно обходится и без секс-сцен, хотя для Хэнка они были неотъемлемой частью жизни. К тому времени, правда, 66-летний Буковски в относительном спокойствии жил с третьей женой Линдой и по злачным местам почти не таскался, признавшись в интервью Роджеру Эберту, что слишком от них устал: «Теперь я поднимаюсь наверх с бутылкой и пишу в одиночестве. Это самая подходящая компания. Просто включаю радио и печатаю».

«Буковски» (2003)

Хэнку посвящено не так много документалок, как могло бы, что, впрочем, и художественных адаптацией касается. В 1973-м Тейлор Хэкфорд, который в дальнейшем снимет «Адвоката дьявола» и женится на Хелен Миррен, проследовал за Буковски из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско на чтения, организованные видным битником Лоуренсом Ферлингетти, и посвятил им 46-минутный док «Буковски». В 1985-м Шредер выпустил четырехчасовой фильм-разговор «Интервью Чарльза Буковски» с длинными монологами писателя обо всем на свете – с особым акцентом, понятно, на женщинах и выпивке. А в 2003-м вышел «Буковски» Джона Дуллагана, по хронометражу (примерно 2 часа) и содержанию – идеальный вариант для тех, кто желает узреть Чарльза во плоти и составить представление о том, чем он жил.

Открывается док воспоминаниями Хэкфорда о тех самых чтениях во Фриско и кадров из его фильма, где Хэнк сравнивает ощущения перед выступлением с настроением перед боем. Далее он продолжит читать и пить, пригрозит вышвырнуть из зала шумного слушателя, нахамит интервьюеру, всплакнет над собственным стихотворением и будет много размышлять о поэтической форме, писательстве и комплексе неполноценности, который пытался побороть экстремальным образом (побывав за ночь в постели с шестью мамзелями подряд), чего вскоре устыдится и в качестве рефлексии напишет «Женщин». Но куда сложнее ему было сочинять «Хлеб с ветчиной», хоррор в интерпретации Буковски, узнавшего все, что нужно знать о боли, от отца, нещадно лупившего его ремнем.

Положим, фанаты и так знали, как Хэнк скитался по Штатам, мыкался по низкооплачиваемым работенкам и еженедельно строчил по пять рассказов, которые никто не печатал. Но одно дело – читать об этом на бездушной бумаге, и совсем другое – слушать из уст самого Буковски и его ближайшего круга, представленного Томом Уэйтсом, Шоном Пенном, Боно, Линдой, издателем Джоном Мартином (плюс избранные стихи зачитывает Гарри Дин Стэнтон). Такой же грубоватый, живой, искренний док, как и его звезда.

«Фактотум» (2005)

Занятно, что все картины по книгам Буковски появлялись на свет в разных странах. «Истории обыкновенного безумия» – это Италия, «Безумная любовь» – Бельгия, «Холодная вода» – Франция, «Пьянь» – США, причем режиссер Шредер родился в Тегеране от швейцарца и немки. «Фактотумом» по одноименному роману, где нашлось место и стихотворным вставкам, занимались компании из Норвегии и Франции, а кресло постановщика занял норвежец Бент Хамер, изучавший киноискусство в Стокгольме. При этом во главе каста – сплошь американцы. Раздолбая Чинаски, меняющего места работы, как цыган коней, сыграл Мэтт Диллон. Его подруг – Лили Тейлор и Мариса Томей.

«Фактотум» – одно из самых смешных произведений Буковски, который в образе Чинаски безуспешно пытается трудоустроиться, но каждый новый оффер оказывается еще более дурацким, чем предыдущий. В фильме, что нередко, к сожалению, происходило с экранизациями Хэнка, юмором особо не пахнет – это вам не «Пьянь» с ее разбитным обаянием. Да и Диллон, пусть и расставшийся со статусом секс-символа, все равно слишком красив для роли проспиртованного лоботряса. Хотя положенные коленца он честно откидывает. В основном – прогуливает работенку, куда едва успел устроиться, предпочитая ей посиделки за стойкой. А также наконец-то спит с женщинами, что в интерпретации Шредера осталось за кадром.

Ценность этой экранизации в том, что она подчеркивает меланхоличность мировоззрения Хэнка, по духу приближаясь скорее к печальным драмеди Аки Каурисмяки, чем к оригинальной прозе Буковски. Вдобавок сопродюсер Джим Старк долгое время сотрудничал с Джармушем («Вне закона», «Кофе и сигареты», «Таинственный поезд», «Ночь на Земле»). Поэтому не смущают ни гладкий визуал, ни комфортный сеттинг, где развратные подворотни LA сменил более ухоженный Миннеаполис: перед нами все тот же Генри Чарльз, только помывшийся и слегка протрезвевший. 

«Блудливая Калифорния» (2007–2014)

Сериал «Блудливая Калифорния» напрямую не является экранизацией Буковски. Но Хэнк Муди, писатель, сценарист, блогер, бабник, калифорнийский лоботряс и романтик в глубине души – фактически реинкарнация Чарльза, о чем открыто заявляет его дочь Бекка, окрестив нерадивого батю «Буковски для бедняков» (а имя Чарли носит его закадычный друг и агент). По образу и подобию своего прародителя Хэнк презирает Голливуд, превративший его книгу «Бог ненавидит нас всех» в мелодраматичную ерунду. Ну а его возлюбленная Карен читает сборник стихов Буковски и называет Муди «старым козлом» (вспоминаем Notes of a Dirty Old Man).

Конечно, не Буковски единым: широкий круг поп-культурных интересов героя также охватывает Уоррена Зивона, Боба Дилана, The Rolling Stones, Black Sabbath и классический рок вообще, Хантера С. Томпсона, Эрнеста Хемингуэя, Джека Керуака и прочих культовых авторов, которые не отличались примерным поведением, но оставили нам в наследство стопку великих произведений. Однако именно Буковски в первую очередь вдохновил Хэнка на богемный и (само)разрушительный образ жизни, сводящийся к вечным тщаниям побороть одиночество за счет случайных связей, диких попоек и бессонных ночей наедине с ноутбуком.

«Женщины»

«Шоугелз» (1995)

Экранизации одного из известнейших романов Буковски пока так и не случилось. Да и вряд ли случится в наш век, когда мизогиния (в чем Хэнка не упрекал только ленивый) неистово порицается. Но попытки оживить «Женщин» в кино предпринимались не раз. На заре 1990-х об этом всерьез помышлял Пол Верховен, намеревавшийся позвать на главную роль Ника Нолти. Но создатель «Основного инстинкта» был уверен, что ему ни за что не позволят быть в нужной степени откровенным. И права на адаптацию, которые он успел приобрести, отошли другой компании. После этого проект надолго заглох, и лишь в 2015-м всплыла информация, что экранизацией якобы займется Voltage Pictures, ответственная за «Похитителя бури», «Киллера Джо», «Убойные каникулы» и много чего еще. С тех пор, правда, дело с мертвой точки не сдвинулось.

А годом ранее в неприятную историю влип Джеймс Франко, планировавший перенести на экран «Хлеб с ветчиной». В 2009-м он заключил соглашение с правообладателем Сирилом Хамфрисом, однако уже в 2010-м его срок истек. Что нисколько не смутило необузданного творца, и в 2013-м он приступил к съемкам, взяв на роль Хэнка Джоша Пека из тинейджерского сериала «Дрейк и Джош», а на роль его отца – отличного характерного артиста Тима Блейка Нельсона, которого Франко снимал в экранизациях МакКарти («Дитя божье») и Фолкнера («Когда я умирала», «Шум и ярость»). Узнав о моторе, Хамфрис запросил детали проекта, на что автор ответил уклончиво – дескать, они с коллегами из Нью-Йоркского университета ваяли камерную вещицу по мотивам одной из биографий Буковски. Но источниками и сценарием Джеймс не поделился, как следовало из иска, выдвинутого Хамфрисом.

Пока продолжались разбирательства, Франко все благополучно доснял. А выпустить картину не смог. Подробности урегулирования скандала в прессу не просочились, да в принципе все и без них понятно. Очевидно, что шалость Джеймсу не удалась – суд принял сторону истца, и законченное по сути кино пришлось засунуть на полку. Как сказал бы сам Хэнк, «уж так паскудно устроен мир – куда бы вы ни посмотрели, всегда найдется кто-нибудь, кто готов вцепиться вам в глотку».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Из многих»: Нападение вегетарианцев из открытого космоса

Ученые принимают отправленный откуда-то из глубин космоса сигнал, в котором, как вскоре выясняется, зашифрован вирус. Они, не будь дураки, этот…

14 часов назад

Кожа да кости: Недооцененное величие «Сынов анархии»

Любовь к мотоциклам не отпускает Курта Саттера: создатель «Сынов анархии» работает над новым сериалом о байкерах с Джейсоном Момоа в…

19 часов назад

Александр Велединский возглавил жюри фестиваля «Зимний»

Организаторы открытого российского фестиваля авторского кино «Зимний» представили состав жюри этого года. Возглавит его Александр Велединский, режиссер таких фильмов, как…

1 день назад

Добрые фильмы Ивана Соснина

Иван Соснин родился на Урале: до подросткового возраста он жил в Кировграде Свердловской области, а школу оканчивал в Невьянске, –…

2 дня назад

Российский художник работает над аниме Хидео Кодзимы

Студия Kojima Productions в рамках Disney+ Originals Preview анонсировала аниме-сериал Death Stranding Isolations (название пока рабочее), основанным на видеоигре Хидео…

2 дня назад

«Искупление»: Сергей Безруков против сил зла

Ветеран русско-турецкой войны 1877–1878-го (Сергей Безруков), пороху изрядно нюхнувший и супостатов немало положивший, возвращается в родные пенаты. Представляющие собой избушки…

2 дня назад