Лауреат «Золотой пальмовой ветви», костюмная драма с Джонни Деппом и тихая жемчужина Вима Вендерса.
76-й Каннский кинофестиваль благополучно завершился. Однако избранные из показанных на нем картин еще долго будут обсуждать, причем увидеть их сможет каждый из нас. Поскольку не все, что происходит в Каннах, остается в Каннах: многие ожидаемые фильмы обретут пристанище на стримингах и попадут в прокат. О лентах, которые в обозримом будущем легально выйдут на большие экраны в России, мы и намерены вам рассказать.
«Анатомия падения»
Гибрид судебной драмы и триллера французского производства внезапно завоевал «Золотую пальмовую ветвь», хотя лидерство в традиционной табличке кинокритиков в журнале Screen Daily до победного удерживала меланхоличная лента Аки Каурисмяки «Опавшие листья». Впрочем, вряд ли кто-то ожидал от председателя жюри Рубена Эстлунда очевидных решений. Еще одной странностью стало отсутствие в числе победителей артистки Сандры Хюллер, хотя она блеснула не только в «Анатомии», но и в «Зоне интересов» Джонатана Глейзера (Гран-при жюри).
Любопытно, что постановщица Жюстин Трие оказалась лишь третьей женщиной за всю историю каннского смотра, получившей главный приз. В 1992-м этой награды удостоилась Джейн Кэмпион с «Пианино», а в 2020-м ее увезла другая француженка Жюлия Дюкурно, создательница скандального «Титана». Чья победа вызвала, пожалуй, еще большее недоумение, чем триумф «Анатомии». В нашем прокате картина Трие появится 14 сентября – редкий случай, когда применительно к хитам Канн-2023 известна дата российской премьеры.
«Жанна Дюбарри»
Костюмная драма Майвенн с Джонни Деппом в роли монарха Людовика XV открыла Каннский фестиваль и ознаменовала возвращение культового актера в большое кино после трехлетнего перерыва. Как минимум этим «Жанна Дюбарри» примечательна: грех упускать возможность полюбоваться Джонни в роскошном костюме и парике. Спасает ли внешний лоск саму «Дюбарри» – другой вопрос. Некоторые сочли ее тяжеловесной и нудной, хотя финальный вердикт лучше вынести самостоятельно, не становясь заложником чужого мнения.
В работе над лентой участвовали и отечественные продюсеры – даже площадку в закрытом для съемок Версале посетили. Поэтому неудивительно, что «Жанна» выйдет в широкий прокат в России и СНГ, а затем обретет цифровое пристанище на Okko. Офлайн-релиз запланирован на лето.
«Прекрасные дни»
В этом году в Каннах представили немало фильмов признанных классиков. Здесь и 83-летний Марко Беллоккьо, и 74-летняя Катрин Брейя, и 86-летний Кен Лоуч. Творения мэтров в основном прошли незамеченными, но тем выгоднее на их фоне смотрится тихая зарисовка 77-летнего Вима Вендерса «Прекрасные дни», за которую актер Кодзи Якусе завоевал приз за лучшую мужскую роль. Ленту вовсю сравнивают с джармушевским «Патерсоном» и уверяют, что Вендерс, в последние годы все больше увлекающийся документалистикой, давно не был столь убедителен в области игрового кино.
Несколько лет назад немец уже выпускал картину с похожим названием: в «Прекрасных днях в Аранхуэсе» (2016) мужчина и женщина неторопливо беседовали обо всем на свете, а потом пришел Ник Кейв и сыграл на фортепиано. Теперь же в центре внимания чистильщик туалетов из Токио, который в свободное время слушает музыку, читает, фотографирует деревья и наслаждается прочими нехитрыми радостями жизни. На саундтреке – сплошь корифеи: Animals, Ван Моррисон, Патти Смит, Отис Реддинг, Нина Симон. Дату российского релиза объявят чуть позже.
«Паутина»
Всегда интересно, когда мастера конкретного жанра резко меняют амплуа и снимают что-нибудь необычное, уже своей концепцией привлекающее внимание. Такова «Паутина» гуру триллеров Ким Джи-уна. «Горечь и сладость», «Я видел дьявола», «Доктор Брейн» остались в прошлом. На сей раз один из популярнейших постановщиков Южной Кореи снял черную комедию об эксцентричном режиссере, решившем переснять финал собственной ленты под названием «Паутина».
Действие происходит в 1970-е. Ведущую роль исполнил замечательный артист Сон Кан-хо, которого вы наверняка знаете и любите по «Паразитам», «Сквозь снег», «Воспоминаниям об убийстве» и прочим хитам. На фестивале фильм приняли тепло и по традиции наградили продолжительными овациями, хотя до российской публики он доберется не скоро. Сообщают, что релиза стоит ждать не раньше осени.
«Обнаженная муза»
Еще одна Каннская премьера, которая доберется до наших широт ориентировочно осенью, – «Обнаженная муза» француза Мартена Прово. Это байопик художника Пьера Боннара, который творил во второй половине XIX – первой половине XX столетия под влиянием импрессионистов и японской гравюры и прославился как один из величайших колористов своего времени.
Как и у любого уважающего себя живописца, у Боннара имелась загадочная муза. Их отношениям и посвящена эта драма, где ключевую мужскую роль исполнил Венсан Макен из сериала «Ирма Веп», а прекрасный пол представили Сесиль де Франс и Стэйси Мартин из «Нимфоманки». Идея съемок этой картины преследовала Прово с детства: мальчиком он получил в подарок от матери полотно кисти Боннара с изображением его жены Марты. Необычная чувственность произведения заворожила юного Мартена – и вот наконец обрела красочное воплощение на экране.
«Монстр»
Если японец Хирокадзу Корээда гостит в Каннах, то без призов он, как правило, не остается. В 2013-м «Сын в отца» принес ему две награды, включая приз жюри. В 2018-м он взмыл на вершину, завоевав «Золотую пальмовую ветвь» с «Магазинными воришками». Прошлогодние «Посредники» добавили в его копилку приз экуменического жюри, а теперь пробил час премии за лучший сценарий: ее-то и удостоился «Монстр», музыку к которому, кстати, написал покойный гений Рюити Сакамото.
В этой школьной драме фигурируют ученики, их родители и учителя, чьи судьбы причудливым образом переплетаются после связанного с буллингом скандального инцидента. Корээда снимал на родном японском языке впервые с 2018-го, когда вышли «Воришки»: герои его «Правды» (2019) общались на английском и французском, а персонажи «Посредников» говорили по-корейски. При этом – впервые в карьере – Хирокадзу не работал над сценарием: историей занялся сценарист и писатель Юдзи Сакамото. Время выхода интригующей ленты на отечественные экраны пока окутано туманом неизвестности.
«Подстрекательница»
Еще одна «королевская» драма из Каннской обоймы – только на дворе не XVIII, как в «Жанне Дюбарри», а XVI век. На английском престоле – Генрих VIII в исполнении Джуда Лоу. А в статусе его шестой и последней супруги – Екатерина Парр, которая несколько раз чудом избегала казни и ссылки и в итоге вышла замуж за брата короля, когда Генриха не стало. Эта роль досталась оскароносной Алисии Викандер, напоминающей о себе после прошлогодней «Ирмы Веп».
Также в кадре появятся повелитель второго плана Эдди Марсан, яркий харизматик Сэм Райли (Йэн Кертис из «Контроля») и прочие актеры менее крупного калибра. У руля – каннский призер из Бразилии Карим Айнуз («Невидимая жизнь Эвридики»). По понятным причинам его ленту сравнивали с «Жанной Дюбарри», и сравнение это вышло не в пользу Майвенн: судя по отзывам посмотревших, Айнуз куда более филигранно изобразил непростые отношения властного монарха и его избранницы. На российские экраны фильм выйдет… когда-нибудь.
«Книга решений»
Культовый французский фантазер Мишель Гондри («Вечное сияние чистого разума», «Пена дней») восемь лет не работал в полном метре. Поэтому его новая лента – при всем неоднозначном отношении к эксцентричности автора – не может не интриговать: перед нами рассказ о режиссере в творческом кризисе, который отправляется на съемки в деревню, где живет его тетушка, и там обретает второе дыхание. И решает написать так называемую «Книгу решений», напичкав ее полезными советами на все случаи жизни.
Исполнил эту роль 34-летний Пьер Нинэ, Ив Сен-Лоран из одноименного байопика 2013 года, звезда «Франца» Франсуа Озона, триллера «Черный ящик» и прочих популярных картин. Вместе с ним на экране появятся Венсан Эльбаз («Мой волк»), Бланш Гарден («Суперзвезда») и опытнейшая Франсуаза Лебрун («Мамочка и шлюха» Жана Эсташа, «Вихрь» Гаспара Ноэ). Герой Нинэ – во многом автобиографический персонаж для Гондри, благодаря чему фильм напоминает занятный сеанс психоанализа, за которым нам милостиво позволили проследить в замочную скважину. Будем надеяться, что российский релиз не заставит себя долго ждать.
«Как заниматься сексом»
Полнометражный дебют британской постановщицы Молли Мэннинг Уокер победил в секции «Особый взгляд» – второй по важности после официального конкурса. По сюжету, три девушки оставляют за спиной экзамены и радостно мчат на каникулы, где их ждет море выпивки, отвязные вечеринки в клубах, новые знакомства и прочие прелести беззаботной жизни современных тинейджеров.
Станет ли это лето по-настоящему незабываемым? И оправдает ли свое дерзкое название картина, которую сравнивают (как ни странно) с меланхоличным шедевром «Солнце мое», принесшим Полу Мескалу первую в карьере номинацию на «Оскара»? Дата российской премьеры «Как заниматься сексом» пока неизвестна, но, кажется, именно в наступившие теплые деньки картина придется ко двору.
Комментарии