Горячие премьеры ближайшего будущего – от дикого боди-хоррора до абсурдных трагикомедий.
77-й Каннский кинофестиваль отгремел, но его эхо еще долго будет нас преследовать. Знакомимся с самыми любопытными новинками смотра, которые в обозримом будущем совершенно легально появятся на отечественных экранах.
«Субстанция»
В основном конкурсе Канн участвовал Дэвид Кроненберг с «Саваном», однако куда горячее публика обсуждала «Субстанцию» малоизвестной француженки Корали Фаржа (сняла один эпизод «Песочного человека» и revenge-триллер «Выжившая»). Деми Мур играет звезду фитнес-телепрограммы, которая с помощью загадочного препарата периодически превращается в обаятельную и привлекательную Маргарет Куолли. Естественно, у этих перевоплощений вскоре обнаруживаются побочки.
Не самый свежий, казалось бы, но остроумно закрученный сюжет обмена телами принес Фаржа приз за лучший сценарий и рейтинг 91% на Rotten Tomatoes. Повышенная степень кровавости, гротескный визуал и размышления о непростых женских судьбах на языке боди-хоррора красноречиво доказывают, что дело Кроненберга в надежных руках. Хотя зрителям со слабыми нервами, судя по всему, стоит выбрать для вечернего киносеанса вариант поспокойнее.
Дата релиза неизвестна
«Саван»
Вот, собственно, и упомянутый «Саван», который осенью доберется до наших широт. Герой Венсана Касселя теряет жену (Дайан Крюгер) и открывает специфическое кладбище, где посредством новомодных девайсов каждый может проверить, что творится с телами покойных. А когда некие злоумышленники начинают осквернять могилы, мужчина прилагает все усилия, дабы отыскать виновных. Перед нами уже не типичный боди-хоррор а-ля Кроненберг, а экзистенциальная драма о связи с загробным миром, попытках отпустить и примириться с тем, что близкий человек отныне далеко-далеко.
В 2017-м и сам Дэвид потерял супругу, поэтому автобиографические черты в «Саване» заметны невооруженным глазом. Его логичным образом сравнивали с «Субстанцией», и сравнения складывались не в пользу канадского гения. На фоне дикой безудержности Фаржа новый Кроненберг мог показаться чересчур рассудочным и холодным. Но лучше, конечно, сделать выводы самостоятельно. «Преступления будущего» вон тоже кто только не хаял, а кино изумительное при этом.
В кино с 10 октября
«Птица»
Еще одна картина из основного конкурса – за авторством британки Андреа Арнольд, трижды увозившей из Канн приз жюри: за «Жилой комплекс «Ред Роуд», «Аквариум» с Майклом Фассбендером и «Американскую милашку» с Шайей ЛаБафом. Ее «Птица» осталась без наград, но зрителям приглянулась. Это очередная история взросления, которую так котирует Арнольд: 12-летняя девчушка живет в английском захолустье, вращается в компании маргиналов (ее папаню играет Барри Кеоган в татухах) и общается со странным типом с кличкой Птица и лицом Франца Роговского.
Первые десять рецензий на Rotten Tomatoes были положительными, но потом добавились и скептические отзывы, сформировав, впрочем, недурной итоговый рейтинг 72%. Пресса рапортовала, что фильм медленно разгоняется, но в конце концов очаровывает сплетением социального и магического реализма, трогательным гуманизмом и неистребимым чувством надежды, что не увядает даже в неуютной глубинке.
Дата релиза неизвестна
«Второй акт»
Свежайшая дичь неутомимого абсурдиста-сюрреалиста Квентина Дюпье, в последнее время радующего фанов аж дважды в год. В 2022-м вышли «Невероятно, но факт» и «Курение вызывает кашель». В 2023-м – «Даааааали!» и «Янник». Теперь на очереди «Второй акт», которому выпала честь открыть Канны. Компания стильно одетых французских звезд – Луи Гаррель, Леа Сейду, Венсан Линдон и другие – играет актеров, которые встречаются в кафе где-то в полях и типа в кино снимаются. Но поди отличи, какие сцены в реальной жизни разворачиваются, а какие заранее были прописаны.
К лентам Дюпье невозможно подготовиться, поскольку кадры, трейлер, синопсис дают о них максимально общую информацию. Тогда как в самих фильмах скрывается тьма-тьмущая сюрпризов, твистов, неожиданных находок и откровений. «Второй акт», видимо, не станет исключением – поклонники Квентина уж точно не уйдут обиженными. Ну и остальные наверняка что-нибудь для себя откроют в этом иронично-минималистичном кино про кино.
В кино с 20 июня
«Разбитые сердца»
Жиль Леллуш известен публике как артист широкого жанрового диапазона. Он и в триллерах вроде «Врага государства» как рыба в воде, и в болтливых трагикомедиях вроде «Маленьких секретов», и в пошлых балаганчиках вроде «Право на «лево». В прошлом году он заделался новым Обеликсом в «Поднебесной» и перевоплотился в Сальвадора Дали в том самом «Даааааали!» Дюпье. А в Каннах напомнил о себе как о постановщике и внезапно пробил гостей на 15-минутные овации, хотя критики приняли его драмеди «Разбитые сердца» с холодком: всего 1,3 балла из 4 в традиционном рейтинге журнала Screen Daily.
Это растянутая на двадцать лет лавстори двух подростков, которые прониклись друг к другу нежными чувствами в 1980-х. Происхождение сразу вбило меж ними клин: девочка воспитывалась в зажиточной семье, а мальчик – в рабочей. Вдобавок последний свернул не на ту дорожку и на 12 лет в тюрьму загремел. Но нежные чувства не растерял и решил вернуть даму сердца, чего бы ему это ни стоило. Франсуа Сивиль (д’Артаньян из дилогии «Три мушкетера») и Адель Экзаркопулос возглавили каст, а на втором плане их поддержали Ален Шаба, Венсан Лакост и Бенуа Пульворд.
В кино с 17 октября
«О, Канада»
Ворчливый классик Пол Шредер (сценарист «Таксиста» и не только, режиссер «Холодного расчета» и не только) привез в Канны меланхоличную драму «О, Канада» по роману Рассела Бэнкса. Ричард Гир с Джейкобом Элорди играют пожилую и молодую версии документалиста, который когда-то уехал из США в Канаду, а теперь умирает от рака и вспоминает прошлое. Шредер всегда был лишен компромиссов и крайне суров – к своим героям, критикам, коллегам и себе. Здесь же он внезапно стал чутким и трепетным, а превосходным проводником в его непривычно хрупкий мир оказался Гир, 44 года назад блиставший в «Американском жиголо».
Задумчивым настроением Шредера прониклись не все. И в драматургической неубедительности его упрекали, и в бессвязности, и в том, что трудно поверить, будто Джейкоб Элорди вырос и превратился в Ричарда Гира. Возможно, народ просто ожидал чего-то совсем иного, чем получил в результате. Но наши ожидания – понятно чьи проблемы.
Дата релиза неизвестна
«Горизонты»
Еще одна жертва конфликта ожиданий и реальности – вестерн Кевина Костнера «Горизонты». В Каннах представили дебютную часть, не за горами вторая, а там и третья выйдет когда-нибудь. Ради реализации проекта мечты актер-режиссер Костнер вдохновился примером Фрэнсиса Форда Копполы с его «Мегалополисом» и вложил в производство кругленькую сумму своих кровных, а вдобавок покинул сериал «Йеллоустоун», ставший для него настоящим карьерным ренессансом. На премьере Костнер не скрывал слез, хотя сам фильм разругали за чрезмерную неспешность и путаные сюжетные нагромождения.
С одной стороны, в подобной критике, видимо, и впрямь есть зерно истины. Костнер пять лет снимался в «Йеллоустоуне» и попытался перенести сериальную структуру в полный метр, что могло сыграть с ним злую шутку. С другой стороны, адекватно оценить «Горизонты» пока невозможно. Ведь первая глава – лишь пролог к ключевым событиям из жизни американских переселенцев XIX века, что развернутся в главе под номером два. Да и не смешно ли журить за старомодность и медлительность патриарха жанра, который старомоден и медлителен по природе своей? В общем, не спешите утверждать, что порох Костнера отсырел: в его магазине еще найдется патрончик-другой.
В кино с 27 июня (вторая глава – с 15 августа)
«Мой Марчелло»
Не один лишь Квентин Дюпье осыпал Канны фейерверком абсурда. В те же степи подался маэстро романтических трагикомедий Кристоф Оноре («Парижская история», «Все песни только о любви»), боровшийся за «Золотую пальмовую ветвь» с занятной лентой «Мой Марчелло». Где героиню Кьяры Мастроянни, дочери Катрин Денев и Марчелло Мастроянни, тоже зовут Кьяра, и она тоже дочь Катрин Денев и Марчелло Мастроянни. При этом она не реальная Кьяра, а ее полуавтобиографическая, полувымышленная версия, которая во всем подражает отцу и получает от окружающих прозвище Марчелло.
Кьяра с давних пор является музой Оноре, в роли самих себя на экране красуются Денев и Стефания Сандрелли, а все вместе складывается в диковинную мозаику, окутанную любовью к кинематографу как искусству и образу жизни (разумеется, с купанием в фонтане а-ля La Dolce Vita). Осенью ждем уважаемых французов в наших кинотеатрах.
В кино с 26 сентября
«Серфер»
Николас Кейдж покоряет новые вершины дикости, впервые встает на доску для серфинга и мстит негодяям, посмевшим над ним поиздеваться. Под палящим австралийским солнцем его необузданность закипает и льется через край, закручивая «Серфера» в вихре жестокости и безумия. Герой Кейджа испытывает кризис маскулинности, по-своему переживает его и тут же реагирует на токсичные выходки, недвусмысленно намекая, что с ним шутки плохи.
«Серфера» называют приятно олдскульным и сравнивают с малобюджетным эксплотейшеном 1970-х, отмечая и галлюциногенную атмосферу, и комический (читай – мемный) потенциал, и вайбы австралийской базы вроде «Обхода» Николаса Роуга и «Опасного пробуждения» Теда Котчеффа. Не факт, что фильм завирусится и завоюет в узких кругах культовый статус наравне с той же «Мэнди». Но если Кейдж однажды выйдет на пенсию, именно таких всплесков тестостерона нам будет не хватать.
Дата релиза неизвестна
«Быть Марией»
На кинорынке в Каннах, помимо прочих проектов, гостил «Вальсируя с Брандо», где в скандальную звезду перевоплотился Билли Зейн, поразив присутствующих фантастическим сходством с Марлоном. Но этот фильм выйдет не очень скоро. Точно раньше него в России появится другая лента с художественным образом Брандо – про Марию Шнайдер, печально известные съемки «Последнего танго в Париже» и дальнейшую жизнь и карьеру француженки, которую эротическая картина Бернардо Бертолуччи одновременно прославила и погубила.
Ведущую роль в драме «Быть Марией» исполнила румынка Анамария Вартоломеи, недавно снявшаяся в «Империи» Брюно Дюмона и «Графе Монте-Кристо» с Пьером Нинэ (оба фильма, кстати, тоже выйдут в российский прокат). Брандо же изобразил Мэтт Диллон, который, несмотря на усилия гримеров, все равно больше похож на Мэтта Диллона, чем на Марлона Брандо. Однако кино в любом случае интригует – как минимум контекстом и персоной в центре внимания.
Дата релиза неизвестна
«Черный пес»
Гремучая смесь нуара, вестерна и комедии, победившая во второй по престижности программе Канн «Особый взгляд». По сюжету, бывший уголовник возвращается в родной город, знакомится с такой же, как он, неприкаянной дворнягой и находит в ней соулмэйта. Этот пес по кличке Синь завоевал Гран-при на премии Palm Dog, вручаемой лучшим четырехлапым артистам, так что за перформанс мохнатой звезды можно не волноваться – собакевич точно выше всяких похвал.
Сам фильм восторженно описывали как эпическую аллегорию, пропитанную едкими социальными комментариями. Китайский постановщик Гуань Ху в последние годы работал над военными лентами «Подвиг» и «Восемь сотен», но здесь он поведал более тихую и пронзительную историю. А президент жюри Ксавье Долан похвалил ее за «мастерскую режиссуру, изобретательность и поэтичность, от которой дух захватывает».
Дата релиза неизвестна
«Арманд»
В 2021-м Ренате Реинсве завоевала приз в Каннах за лучшую роль в «Худшем человеке на свете». Позднее снялась в сериале «Презумпция невиновности» с Джейком Джилленхолом и драме «Другой человек» с Себастианом Стэном. И возглавила каст норвежского «Арманда», получившего «Золотую камеру» за лучший режиссерский дебют.
Норвежец Хальфдан Ульман Тендель, внук Лив Ульман и Ингмара Бергмана, выстроил свой фильм вокруг школьной драки шестилетних мальчишек: родители с учителями пытаются выяснить, кто прав и кто виноват, но докопаться до истины непросто. Неравнодушное наблюдение за тем, как выстроенная по кирпичикам жизнь разрушается на глазах, каждого приглашает к диалогу о важном. И однозначного ответа на наболевшие вопросы мы вряд ли дождемся: тем интереснее над ними поразмышлять.
Дата релиза неизвестна
Комментарии