Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Канны-2021: Борисов в почете, Пенн в пролете

Канны-2021: Борисов в почете, Пенн в пролете

12 июля 2021 /
Канны-2021: Борисов в почете, Пенн в пролете

По итогам первой недели фестиваля «КиноРепортер» выделил его главных фаворитов и неудачников.

Каннский киносмотр идет своим чередом. Одни фильмы окончательно и бесповоротно завоевывают зрительские сердца. Другие приводят публику в недоумение и заставляют растерянно пожимать плечами. Среди немалого количества любопытных проектов можно разглядеть лидеров, которые уже покорили Канны и поборются за «Золотую пальмовую ветвь», и аутсайдеров, чьи надежды на успех весьма призрачны.

«Купе № 6»

режиссер Юхо Куосманен

Роуд-муви скандинавского режиссера внезапно оказался серьезным претендентом на главный приз. Юра Борисов играет грубоватого простака–шахтера, который едет из Москвы в Мурманск в одном купе с финской студенткой (Сейди Хаарла). Постепенно между столь разными на первый взгляд людьми сквозит намек на близость, приобретающую трогательную меланхоличность, пока поезд неторопливо ползет по заснеженным российским просторам.

В нынешних условиях «Купе» кажется идеальной иллюстрацией проблем изоляции, с которыми из-за пандемии столкнулись абсолютно все. Запертые в ограниченном пространстве люди пытаются найти общий язык и сражаются с одиночеством, обретая неожиданный катарсис. Канны отреагировали на «Купе» продолжительной овацией. Чуть ли не более бурной, чем у прочих конкурсантов. К оглушительным аплодисментам с удовольствием присоединились отдельные члены жюри. Весомый аргумент в пользу картины, которая, оказавшись в одной программе с Жаком Одиаром, Уэсом Андерсоном и другими мэтрами, выглядит уже не «темной лошадкой», а полноправным фаворитом.

«Аннетт»

режиссер Леос Каракс

Грандиозный мюзикл двукратного участника основного конкурса Канн, трагичная рок-опера о стендап-комике, его жене – оперной певице и их чудесном ребенке, погрузил публику смотра в ступор. Душераздирающе, провокационно, монументально – эпитетов в адрес «Аннетт» хватало, пусть и не все критики нашли нужные слова, чтобы описать хлещущие через край эмоции.

В рейтинге Screen Daily лента Каракса лидирует с 3 баллами из 4 возможных, однако подобное признание не является залогом победы. Если в 2019-м «Паразиты» с высшей на том фестивале оценкой в 3,5 балла действительно получили «Ветвь», то годом раннее триумфатором стал фильм «Магазинные воришки», причем чуть выше оценили «Пылающего» (3,8 и 3,2 балла соответственно). Зато Адам Драйвер, кажется, вполне может рассчитывать на приз за лучшую мужскую роль.

«Все прошло хорошо»

режиссер Франсуа Озон

Тепло приняли и новую работу Франсуа Озона. По меркам французского режиссера, который когда-то славился своей эпатажностью, лента вышла скромной, лаконичной и удивительным образом оптимистичной, хотя в центре конфликта – невеселые рассуждения об эвтаназии. Софи Марсо, Жеральдин Пайя, Андре Дюссолье, Шарлотта Рэмплинг и Ханна Шигула образовали потрясающий актерский ансамбль, и не проникнуться страшной болью обычной французской семьи сможет разве что фонарный столб.  Завоюет ли Озон Канны с четвертой попытки? Не факт, но для нынешнего этапа его творчества «Все прошло хорошо» является важным прорывом.

«Худший человек на свете»

режиссер Йоаким Триер

Канны. Триер

Норвежский режиссер Йоаким Триер вернулся в Канны спустя шесть лет после участия в основном конкурсе с драмой «Громче, чем бомбы». Его новый фильм «Худший человек на свете» завершает так называемую «трилогию Осло», начатую картинами «Реприза» и «Осло, 31 августа» (везде в центральной роли снялся любимый актер Триера Андерс Даниелсен Лье). Здесь изображены метания современной женщины средних лет, которая отчаянно ищет, но упорно не может отыскать своего места под солнцем. Вдумчивый тон ленты вкупе с визуальными трюками и разговорами обо всем на свете подарили «Человеку» немало поклонников, хотя кому-то он показался чересчур холодным и отстраненным.

«Бенедетта»

режиссер Пол Верховен

Если Озон в этом году рассказал простую и понятную историю, то мэтр Пол Верховен с эпатажным фильмом «Бенедетта» поставил Канны в тупик. Секс, обнаженка, однополые отношения – и все это в монастыре XVII века. Более провокационной картины в этом году фестиваль, наверное, не увидит, а некоторые и эту ленту предпочли бы забыть. Комментарии из разряда «Бенедетта» похожа на «Шоугелз», только про монашек» едва ли стоит воспринимать за комплименты, хотя на данный момент Верховен удерживает твердое второе место в рейтинге Screen Daily с 2,7 баллами.

«Колено Ахмеда»

режиссер Надав Лапид

Канны. Лапид

Неприятной неожиданностью стала очередная режиссерская работа Надава Лапида, в 2019-м победившего на Берлинале с «Синонимами». Казалось бы, талантливому, самобытному израильскому автору сам бог велел осваивать новые горизонты. Однако проект под названием «Колено Ахмеда», герой которого, тоже режиссер, отправляется в далекую деревню презентовать свой фильм, упрекают в чрезмерной схематичности, пессимистичности и претенциозности. Каннские вершины от Лапида пока ускользают, что, правда, должно лишь мотивировать его на дальнейшие свершения.

«Три этажа»

режиссер Нанни Моретти

Опростоволосился и мэтр Нанни Моретти, чей послужной список в Каннах на редкость солиден. Он завоевывал приз ФИПРЕССИ, приз христианского жюри и награду за лучшую режиссуру, а в 2001 году его «Комната» удостоилась «Золотой пальмовой ветви». Увы, «Трем этажам» такое признание вряд ли светит. Мелодрама о буднях нескольких римских семей грешит тотальным отсутствием оригинальности и самой искры жизни, способной одушевить даже непритязательные произведения со скучным сюжетом и ремесленной постановкой.

«День флага»

режиссер Шон Пенн

Канны. Пенн

Еще одним неудачником оказался Шон Пенн. Некогда востребованный артист и создатель мощных драматических лент («Индеец-беглец», «Обещание») сейчас редко мелькает на экранах, а режиссерские изыски окончательно утянули его в пучину дешевой мелодрамы. В 2016 году в Каннах освистали «Последнее лицо». В 2021-м схожая участь постигла «День флага». Основанная на реальных событиях история известного фальшивомонетчика пестреет таким несусветным количеством клишированных образов и ситуаций, что превращается в досадный китч и вызывает большие сомнения в дальнейшей профпригодности Пенна как режиссера.

«Разжимая кулаки»

режиссер Кира Коваленко

А теперь опять о хорошем. Драма «Разжимая кулаки», вдохновленная романом Фолкнера «Осквернитель праха» и представленная в рамках программы «Особый взгляд», просигналила о рождении нового перспективного автора. Гнетущее повествование об отношениях свободолюбивой осетинской девушки с деспотичным отцом окрестили мрачной изнанкой неореализма, зрелым, чувственным, одновременно синефильским и самобытным произведением. Оно не просто гармонично укладывается в повестку лент о сильных женщинах, но является универсальным рассказом о взрослении, пропитанным национальным колоритом и неразрывно связанным с современными реалиями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: