Кино

От Джафара до Годара: Самые горячие премьеры 78-го Каннского кинофестиваля

78-й фестиваль в Каннах завершился, но ко многим показанным на нем фильмам мы еще непременно вернемся в текущем году. Не все амбициозные новинки оправдали ожидания. «Финикийская схема» доказала, что Уэс Андерсон уже, как говорится, не тот, и сатирическую экстравагантность «Эддингтона» Ари Астера народ не оценил (кажется, схватка Эммы Стоун с пчелой на красной дорожке оказалась более увлекательной). Но Канны не были бы Каннами, если бы даже на фоне громких разочарований не обнаружилось приятных сюрпризов. Которые бурно обсуждались, стремительно завоевывали поклонников и забирали награды. А в обозримом будущем избранные из этих фильмов еще и в российский прокат попадут. Так что не помешает пристальнее присмотреться к ним прямо сейчас. 

«Сентиментальная ценность»

Не то чтобы фестивальным овациям следовало придавать колоссальное значение, но факт налицо: «Сентиментальной ценности» датчанина Йоакима Триера хлопали аж 19 минут. За всю историю Канн больше времени у публики отняли только «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура (20 минут) и «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо (22 минуты). Первый в итоге завоевал «Золотую пальмовую ветвь». От второго фортуна Лазурного Берега отвернулась, зато потом осыпала дивную мрачную сказку тремя «Оскарами». А Триера, для которого это шестая полнометражка, в Каннах традиционно привечают. «Громче, чем бомбы» и «Худший человек на свете» замахивались на «Ветвь» и получили приличную прессу, а «Ценность» и вовсе в фаворитах ходила. Правда, в результате удостоилась Гран-при, второго по значимости приза.

Это история актрисы (Ренате Реинсве) и ее сестрицы (Инга Ибсдоттер Лиллеос), с которыми вдруг решил сблизиться давно отстранившийся отец (Стеллан Скарсгард). С этой целью он предложил первой сняться в своем автобиографическом фильме, надеясь возродить угасшую карьеру. Причем роль его дочери должна исполнить звезда Голливуда (Эль Фаннинг). Естественно, вскоре запутанные семейные отношения закручиваются в драматическом вихре, не оставившем, судя по всему, равнодушными даже самых черствых сухарей. За «Худшего человека» Реинсве завоевала актерский приз в Каннах, а на сей раз особенно выделился Скарсгард, которому сулят как минимум оскаровскую (дебютную!) номинацию. Компания Neon, ответственная за «Паразитов», «Треугольник печали» и «Анору», явно устроит солидную промокампанию хиту, который попадет и в российский прокат.

«Простая случайность»

А вот и обладатель «Золотой пальмовой ветви» – очередной фильм-бунт иранца Джафара Панахи, покорившего все фестивали «большой тройки» (в 2000-м он победил в Венеции с «Кругом», в 2015-м – на Берлинале с «Такси»). Режиссер-диссидент не раз попадал за решетку и получал запрет на киносъемки. Что, впрочем, его не останавливало – он продолжал работать в партизанском стиле и над «Простой случайностью» тоже трудился в условиях строгой секретности. Хотя с него наконец сняли ограничения, на протяжении 15 лет запрещавшие путешествовать и снимать. Даже после завершения постпродакшена фильм был по-прежнему окутан таинственностью. Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо старался не допустить в прессу никаких утечек, и публике оставалось довольствоваться лишь кратким логлайном: «То, что сперва показалось незначительным инцидентом, перерастает в череду происшествий».

Сейчас, конечно, уже известна завязка – одновременно конфликтная и лаконичная. Мужчина хочет починить машину, пострадавшую после того, как он случайно ночью собаку сбил. И опять-таки случайно встречает другого мужчину, подозрительно смахивающего на изверга, который когда-то пытал его в тюрьме. Нужно ли покарать негодяя? Или лучше пощадить – а ну как это вообще не тот человек? Вокруг сей моральной дилеммы и строится фильм Панахи, который автоматом, кажется, считался серьезным претендентом на награды – и выданных авансов оказался достоин. У критиков в журнале ScreenDaily он получил самый высокий в 2025-м балл (3,1), а хайпа добавили Mubi с Neon, растащив права на его показ на разных территориях. Для Neon, кстати, это шестой триумф в Каннах подряд.

«Тайный агент»

Еще один интригующий релиз в копилке Neon (в их же «Альфе» Жюлии Дюкурно ничего интригующего не нашлось) – политический триллер бразильца с труднозапоминаемым именем Клебер Мендонса Фильо, чей «Бакурау» в 2019-м удостоился приза жюри. «Тайный агент» идет без малого 3 часа и забрасывает зрителя в печально известный период диктатуры 1970-х: главгерой, ученый в бегах, хочет воссоединиться с сыном и сталкивается с неприглядной реальностью. Прошлогодний «Я все еще здесь», завоевавший «Оскара» как лучший иностранный фильм, напомнил, что в Бразилии умеют снимать мощное кино, стучащееся в современность с кровоточащих страниц истории. «Тайный агент» продолжил эту линию, сгустив жар паранойи.

Ведущую партию исполнил Вагнер Моура из «Элитного отряда», «Нарко» и «Падения империи», снявшийся в бразильской картине впервые за десятилетие (возвращению мешали голливудские проекты и цензура в годы президентства Жаира Болсонару). Пишут, что это сложнейшая и, вероятно, важнейшая его роль, вдохновленная шрамами тревожной эпохи и воспоминаниями самого Фильо, который в момент действия фильма был ровесником сына моуровского персонажа. Немногие удивились, когда Моура в итоге увез из Канн актерскую награду, а «Агент» еще и режиссерскую премию забрал. Ждем на отечественных экранах.

«Новая волна»

Первый из двух фильмов Ричарда Линклейтера, которые мы ждем в 2025-м (второй – «Голубая луна» с Итаном Хоуком в роли знаменитого поэта-песенника минувшего века). Название говорит само за себя: это зарисовка о дерзком кинобунте, который группа начинающих режиссеров провернула на закате 1950-х, окатив высохший берег французского cinéma свежей кровью. В центре внимания – работа Жан-Люка Годара над легендарным дебютом «На последнем дыхании», а появляются тут не только, собственно, Годар, Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг, но и Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Аньес Варда, Эрик Ромер и прочие видные фигуры.

Большинство артистов, как и на заре nouvelle vague, – ноунеймы (вряд ли вы слышали про того же Гийома Марбека, играющего Годара). Известнейшее лицо – Зои Дойч в образе Сиберг: пусть и не топ-звезда, но 30-летняя американка и у Линклейтера в «Каждому свое» снималась, и у Джеймса Франко в «Горе-творце», и у Клинта Иствуда в «Присяжном номер два». Сам фильм, конечно, во многом стилизация, почтительно воспроизводящая известные кадры из «На последнем дыхании». Что важнее – это еще и нежное послание той мятежной эпохе от человека, который полюбил ее картины всем сердцем и блестяще изучил их язык. Подобное кино про кино было обязано растрогать одного выдающегося синефила: во время оваций после премьеры слезы умиления утирал Квентин Тарантино.

«Умри, моя любовь»

В 2023-м Дженнифер Лоуренс сняла с себя все в «Без обид», но камбэк не удался. Тогда артистка снова пропала – и вот объявилась в Каннах, где изрядно пошумел триллер о послеродовой депрессии «Умри, моя любовь». Несколько лет назад ушла в тень и постановщица Линн Рэмси («Что-то не так с Кевином»), хотя «Тебя никогда здесь не было» с бородатым Хоакином Фениксом за эти годы фанаты затерли до дыр. В общем, теперь пробил час двойного громкого возвращения, где партнеры – Лоуренс плюс Роберт Паттинсон – переезжают в сельскую Монтану и по-своему переживают гнет повседневности. Причем акцент сделан скорее на переживаниях женских, граничащих с психозом и дающих Джен шанс развернуться по полной.

Ближайший аналог – «мама!», еще один дикий эксперимент на стыке жанров с уклоном в сторону триллера/хоррора, где Даррен Аронофски схлестнул Лоуренс и Хавьера Бардема на поле интимной психологической притчи. «Умри, моя любовь» тоже исправно генерирует кошмары во сне и наяву, размывая реальность и разбавляя тревожность эротикой. И не забывая про иронию, благодаря которой в венах этой стрессовой свистопляски пульсирует горячая кровь.

Роль матери за гранью нервного срыва многие называют сильнейшей в карьере Лоуренс и шепчутся об «Оскаре». Оригинальная книжка Арианы Харвич когда-то впечатлила Мартина Скорсезе, и тот послал роман в продюсерскую компанию Джен, отметив, что лишь она вывезет столь противоречивую героиню. А права на «Любовь» за $24 млн приобрел сервис Mubi, в 2024-м катавший пачку хитов во главе с «Субстанцией» и «Эмилей Перес». Так что кино явно напомнит о себе в наградном сезоне. А осенью милости просим в российский прокат.

«Сират»

Франко-испанский автор Оливье Лаше сразил каннскую публику не только колоритной внешностью, но и эксцентричным роуд-муви «Сират», бросившим, как писали первые зрители, вызов привычным законам повествования и жанра (а также неокрепшей психике). Начинается все с того, что немолодой гражданин прибывает вместе с сыном в марокканскую пустыню, где как раз вспыхивает нелегальный рейв, в поисках пропавшей дочери. Полученная наводка ведет их прочь от этого места – на аналогичную тусовку в другой части пустыни. Где странникам, может, улыбнется удача. А может, и не улыбнется, поскольку на фоне сгущается что-то апокалиптическое.

Среди побратимов «Сирата» – фильмы широчайшего жанрового разброса. И «Безумный Макс», и «Забриски Пойнт», и «Земля кочевников», и Дэвид Линч, конечно, куда ж без него. Плюс вайбы Уильяма С. Берроуза, признанного мастера по деконструкции традиционного нарратива и стиранию границ реальности. По отзывам создалось впечатление, что «Сират» (в продюсерах Педро и Агустин Альмодовары) для каждого свой. Для кого-то абсурдистский вестерн, для кого-то психоделический бэд трип, для кого-то мистическая метафора. Как бы то ни было, на основании 28 рецензий фильм получил рейтинг 100% на Rotten Tomatoes, а уважаемые судьи под чутким руководством Жюльет Бинош выписали ему приз жюри (который Лаше разделил с немкой Машей Шилински и ее «Звуком падения»). Права на американский прокат – у вездесущей Neon.

«Великая Элеанор»

В компанию актеров, с переменным успехом переключившихся на режиссуру, влилась Скарлетт Йоханссон. До основного конкурса ее дебют «Великая Элеанор» не добрался, зато украсил программу «Особый взгляд», где гостили и другие артисты-постановщики – Кристен Стюарт («Хронология воды») с Харрисом Дикинсоном («Сорванец»). На фоне их претенциозных работ фильм Йоханссон смотрелся, может, и простовато, но в конечном счете более выгодно: как чисто зрительское кино, которое прекрасно осознает свою сентиментальность, но превращает ее не в слабость, а в гордость.

А с исполнительницей главной роли «Элеанор» вообще попала в яблочко. 95-летняя Джун Скуибб наконец стала не на бэк-вокале подпевать, а блистать на первом плане, и если вы не видели прошлогоднюю «Тельму» – немедленно исправляйтесь. У Скарлетт она тоже замечательно сочетает юмор, мудрость, жизнелюбие, хитрость и все на свете, играя вдову, которая переезжает из Флориды в Нью-Йорк после смерти своей соседки по квартире и воскрешает ее воспоминания о холокосте, случайно попав на встречу людей, его переживших. Таким образом, «Элеанор» – не только уютная трагикомедия о старушке, запутавшейся в показаниях, но и мини-тур по закоулкам исторической памяти, отчасти рифмующийся с «Настоящей болью» Джесси Айзенберга. И призывающий к простой человеческой близости – той, что связала Скуибб и Йоханссон, которая в интервью заявила: «Сейчас Джун необходима миру больше, чем когда-либо».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Бродят йети по планете

На российских экранах гостит семейное фэнтези «сНежный человек», в котором одинокий школьник находит родственную душу в раненом йети. А мы…

4 часа назад

Короли крика в истории фильмов ужасов. Часть 2

В первой части «королевского» материала, посвященного артистам, прослывшим великими хоррор-энтузиастами, мы уже вспомнили старшее поколение легенд жанра. Полный вперед! Ведь…

23 часа назад

Наследие Дэвида Линча выставят на аукцион

18 июня частный аукционный дом Julien’s Auctions представит для продажи более 450 лотов из собственного архива Дэвида Линча, включая личные…

1 день назад

«Джейн Остин испортила мне жизнь»: Французский шарм встречает английскую чопорность

В прокат выходит ромком с прямолинейным названием «Джейн Остин испортила мне жизнь» – фестивальная картина (ее премьера состоялась в Торонто),…

1 день назад

«Нэчжа побеждает Царя драконов»: Ничего не понятно, но в высшей степени эпично

Нэчжа и Ао Бин утратили свои телесные оболочки вследствие удара по ним молнией, но Тайи Чжэньчжэнь уже делает им новые…

2 дня назад

От Сергея Бондарчука до Джеймса Бонда: Самые дорогие сцены в кино

Кино – вещь универсальная. В зависимости от идеи фильмы можно снимать как с минимальным бюджетом, так и с многомиллионными вложениями.…

2 дня назад