В честь выхода «Сквозь снег» вспоминаем интересные экранизации девятого искусства.
Спустя семь лет после мировой премьеры до российского проката добирается «Сквозь снег» — постапокалиптическая драма Пон Джун Хо, основанная на одноименном французском графическом романе Жака Лоба и Жан-Марка Рошетта. Картина рассказывает о мрачном мире будущего, где люди вынуждены жить в гигантском поезде, находящемся в постоянном движении.
В честь выхода антиутопии «КиноРепортер» решил отобрать восемь интересных фильмов, основанных на французских комиксах.
«Бессмертные: Война миров»
Реж. Энки Билал, 2004
Нью-Йорк конца XXI века — место не самое приятное: повсюду царят мрак и разруха, обычные люди уживаются с сильно измененными генной инженерией, Центральный парк превратился в загадочную зону, где убивают любого при попытке войти. В небе над всем этим парит пирамида, в которой живут существа, напоминающие древнеегипетский пантеон. В таком причудливом мире и обнаруживает себя Никопол, проспавший последние 30 лет в криосне: в скором времени он окажется втянут в водоворот удивительных событий. Не обойдется без богов и таинственных незнакомок.
Постановщиком «Бессмертных» выступил Энки Билал, автор оригинальной трилогии графических романов «Никополь», легших в основу картины. Сюжеты, правда, сильно отличаются, зато странная эстетика на стыке кибер-, стим- и биопанка перекочевала напрямую из комикса в экранизацию. Сегодня спецэффекты начала 2000-х смотрятся устаревшими, но «Бессмертные» — один из первых фильмов, полностью снятых на зеленом экране (полгода спустя выйдет «Небесный капитан и мир будущего», сделанный по той же технологии).
«Валериан и город тысячи планет»
Реж. Люк Бессон, 2017
В далеком будущем человечество давно покинуло пределы Солнечной системы и успело наладить контакт со множеством внеземных цивилизаций. Бывшая космическая станция, дрейфующая в открытом космосе и продолжающая увеличиваться в размерах, ныне носит имя «Город тысячи планет». И где-то в ее глубине стремительно растет аномальная зона, не дающая покоя правительству человечества. Оно отправляет двух агентов, Валериана и Лорелин, на решение этой проблемы, и вскоре дуэт обнаруживает себя в самом центре гигантского заговора.
«Валериан…» опоздал почти на полвека: картину Люка Бессона по мотивам серии комиксов Пьера Кристина и Жан-Клода Мезье нередко сравнивали со «Звездными войнами», отмечая множество заимствований у Джорджа Лукаса. Интересный нюанс же заключается в том, что именно Лукас занимался заимствованием из комиксов о приключениях Валериана и Лорелин, что неоднократно отмечали сведущие в вопросе люди. Провал фильма поставил крест на продолжении приключений агентов и во многом на карьере самого Бессона. Жаль, но проект мечты, к реализации которого француз шел еще со времени съемок «Пятого элемента», обернулся неудачей: сборы едва превысили затраты (при бюджете в 170 миллионов долларов мировые сборы составили 225 миллионов, из которых всего 40 пришлись на основной — американский — рынок).
«Жизнь Адель»
Реж. Абделатиф Кешиш, 2013
Адель заканчивает старшую школу и мечтает о большой любви. Поначалу она ищет себе парня, но случайная встреча с синеволосой девушкой на улице заставляет ее пересмотреть взгляды на собственную сексуальность.
Оригинальный комикс Жюли Маро, «Синий — самый теплый цвет» претерпел значительные изменения при переносе на экран. Кешиш убрал нелинейность повествования и сделал ставку на откровенность эротических сцен. Фильм столкнулся с рядом крупных проблем: съемочная группа обвиняла режиссера в моральном насилии, а исполнительницы главных ролей, Леа Сейду и Адель Экзаркопулос, заявили о том, что съемки были «ужасными» и что они больше никогда не будут работать с Кешишем. Что не помешало картине собрать приличную кассу и получить широкое одобрение критиков и зрителей, а так же завоевать главный приз Каннского фестиваля.
«Необычайные приключения Адель»
Реж. Люк Бессон, 2010
Вторая картина Люка Бессона в списке. На этот раз в центре повествования — приключения молодой журналистки Адель Блан-Сек. На дворе 1912 год, а Адель мчит из Парижа в Египет в поисках мумии одного из лекарей фараона Рамзеса II. Тем временем в оставленном ей городе неожиданно вылупляется птеродактиль из яйца возрастом более сотни миллионов лет и начинает терроризировать местных жителей. В общем, скучать попросту некогда!
Парапсихология, современные технологии, очаровательные мумии и своеобразный юмор перекочевали напрямую из цикла графических романов Жака Тарди. Для фильма Бессон взял два альбома: «Адель и Зверь» и «Безумные мумии», изрядно их изменив и создав собственное произведение на основе чужого материала. Ход оказался удачным: для многих именно «Адель» стала возвращением «того самого» Бессона. Динамичный и веселый экшен, стильные спецэффекты и отличная игра Луиз Бургуан помогли фильму получить симпатию критиков, но, увы, не спасли в прокате.
«Неудержимый»
Реж. Уолтер Хилл, 2012
Киллер Джимми Бонобо, более известный под кличкой «Бобо», вынужден работать в паре с полицейским Тейлором Квоном. Их задача — разоблачить бизнесмена Роберта Морела, заказавшего убийство обоих и успевшего изрядно им насолить. Киллер и коп объединяются, чтобы отомстить злодею за смерть напарников.
Круто сваренный боевик с Сильвестром Сталлоне и Сон Ганом был прохладно принят зрителями и провалился в прокате. Но при этом картина все же не лишена обаяния: в противовес классическим бадди-муви, «Неудержимый» рассказывает о напарниках, которые никогда не смогут стать близкими друзьями. Культовый режиссер Уолтер Хилл позиционировал экшен как анти-бадди муви, хотя во многом и полагался на клише из боевиков восьмидесятых, которые сам и придумал в «48 часах» и «Красной жаре».
«Персиполис»
Реж. Маржан Сатрапи, 2007
Маленькая Маржан Сатрапи была бойким ребенком. Девочка не любила жить под чужую указку, зато обожала фильмы с Брюсом Ли и мечтала стать пророком, который поведет народ Ирана в светлое будущее. Увы, случившаяся в 1979 году исламская революция поставила крест на ее планах. Позже родители отправили Маржан на учебу в австрийскую школу, откуда она вернется в родной Иран уже совсем другим человеком.
Маржан Сатрапи — не придуманный для истории персонаж, а режиссер мультфильма и автор оригинального комикса, легшего в его основу. «Персиполис» — это воспоминания девочки о том, как на ее глазах менялась родная страна: без прикрас показаны и сама революция, и война с Ираком. Фильм на родине встретили критикой: власти Исламской республики Иран открыто бойкотировали картину на фестивалях, которая, по их мнению, «представляет неправдоподобный взгляд на достижения и результаты великой Исламской революции», а на родине и вовсе хотели запретить. Показы в Тегеране все же прошли после широкого недовольства интеллигенции, но мультфильм демонстрировался с купюрами. Известно, что в Иране многие успели посмотреть работу Маржан нелегально благодаря ввезенным DVD-дискам. «Персиполис» претендовал на «Оскар» в 2007 году и получил «Приз жюри» Каннского кинофестиваля.
«Смерть Сталина»
Реж. Армандо Иануччи, 2017
В 1953 году Иосифа Сталина неожиданно разбивает паралич, после чего он скоропостижно умирает. Однако смерть вождя — это не конец, а начало: приближенные тут же начинают усиленно строить козни и делиться на несколько фронтов в попытках удержать ускользающую власть.
В основе скандальной «Смерти Сталина» — одноименный комикс Фабьена Нури и Тьерри Робина, сумевший добраться до отечественных прилавков — в отличие от своего кинособрата. Обе истории на деле выступают с общей критикой власти как института, а не только советского прошлого, но версия Армандо Иануччи при этом не лишена фирменного острополитического юмора и множества смешных ситуаций в, мягко говоря, не смешной обстановке. Редкий случай, когда многие сходятся во мнении — экранизация лучше.
«Томбой»
Реж. Уолтер Хилл, 2016
Фрэнк Китчен — профессиональный наемный убийца. После устранения очередной жертвы он неожиданно оказывается на хирургическом столе сестры погибшего, а очнувшись понимает, что теперь он — женщина. Теперь Фрэнку предстоит отомстить за такое надругательство и убедиться, что безумный хирург больше никому не навредит.
У вышедшего в 2016 году фильма Уолтера Хилла интересная история: годом раньше во Франции успел выйти комикс, также написанный режиссером в соавторстве с известным французским сценаристом Алексисом Нолентом и проиллюстрированный комикс-художником Джефом. А самый первый драфт сценария появился еще в 1978 году. Фрэнка (и до, и после операции) сыграла Мишель Родригес, а роль хирурга досталась Сигурни Уивер — крутой дуэт, способный привлечь аудиторию. Картине прилично досталось от LGBTQ+ сообщества: дошло до бойкотирования — из-за центральной сюжетной линии с насильственной сменой пола. По словам режиссера, он не планировал никого обижать, а главной целью было снять по-настоящему крепкий B-movie в лучших традициях 1980-х.
Комментарии