Очаровательно комичная деконструкция классических пьес Александра Островского.
Театр на Бронной работает с классикой так, что даже равнодушному она покажется захватывающей. Но одно дело – шумный эксперимент «Турандот» в ханьфу и масках. И совсем другое – сплавленные воедино пьесы Александра Островского «Богатые невесты» и «Невольницы». Можно чего угодно ждать от постановки – трагедии, комедии, сатиры, даже обещанного в заголовке сериала, но только не традиционной адаптации. Чем хорош спектакль «Богатые невесты» и о каком таком новом сезоне пойдет речь, читайте в нашей рецензии.
Перед нами параллельно разворачиваются два действия: на экранах – костюмная драма «Невольницы», на самой сцене – «Богатые невесты». Но «сериал» только на первый взгляд кажется костылем, который отвлекает от происходящего. На деле же это трансляция разыгрываемого в прямом эфире акта: в какой-то момент персонажи «Невольниц» появляются на сцене, и тогда сюжеты сливаются, их буквально «и там и тут показывают». И несмотря на то, что главные героини находятся в разных мирах, они одинаково несчастны. Видя переживания одной, мы лучше понимаем другую.
В центре первого, заглавного сюжета – «богатая невеста» Валентина, содержанка под видом воспитанницы немолодого генерала Гневышова. Девушку вывезли за город, а там невероятно скучно – за исключением моментов, когда она смотрит сериал «Невольницы». Происходящее на экране мы тоже видим, благо обновленная сцена театра позволяет сразу на пяти поверхностях любоваться трагическими обстоятельствами и пышными платьями. И ладно бы это была стандартная экранизация произведений Островского. Но нет, драматизм выкручен до невыносимого максимума, так что всякий выпад персонажей кажется ужасно комичным.
«Невольница» Евлалия бросается на помощника своего мужа, словно голодный волк, а в минуты одиночества дичает так, что впору звать экзорциста. Где-то по углам таится и ждет шанса подзаработать экономка Марфа. А приятельница Софья Сергеевна, что заглядывает на чай, только больше нагнетает атмосферу одиночества. А снял всю эту красоту, конечно же, мужчина – высокоморальный молодой человек Юрий Цыплунов, давно влюбленный в Валентину, фанатку сериала.
В то время как Евлалия в исполнении Дианы Огай мучается со старым мужем в мечтах о молодом любовнике, Валентина (Елизавета Базыкина) скучает с пожилым кавалером, но о юном супруге не грезит. Обе несчастны, будто это такое предписание: счастливой быть слишком тяжело, вот и приходится принимать то, что дано свыше. Зрители же не страдают вообще. Потому как первая явно перебарщивает с драмой, заставляя смеяться даже в самых трагичных эпизодах. А вторая намеренно застывает в амплуа Снежной королевы, пока весь мир вокруг нее ходит ходуном.
Постепенно расшатывается и сцена: если поначалу была всего одна декорация – в сопровождении серии «Невольниц» на экране, то в определенный момент пустого места просто не остается. Фон меняется в режиме реального времени. Каждый угол сценического пространства работает на сюжет, который иногда разворачивается сразу в трех «помещениях» без четвертой стены: несколько разных комнат вместе с героями сериала выкатываются на обозрение зрителей.
Когда главные герои не вовлечены в основное действо, они смотрят сериал либо играют в нем. Подобная хитрая «склейка» позволяет легко перемещаться между двумя сюжетами Островского так, будто он сам это и задумал. Об экранах с трансляцией забываешь, да и сами персонажи порой стремятся забыть об операторах, которые за ними выходят на сцену: «Уйди, а!» На первый, второй и третий взгляд, литературная основа – трагедийная. Но режиссер Кирилл Вытоптов создал очаровательное, совсем не пошлое, в определенной степени даже наивное драмеди, где нашлось место и красивым костюмам, и продуманному техническому оснащению, и мелодиям, которые западают в память да так и звучат в голове все выходные.
Между действиями пролетает, намекая на невыгодную участь одиночек, Антонина Власьевна, всем своим видом демонстрируя, что и замуж за достойного хочет, как Валентина, и о горячей страсти мечтает, как Евлалия. Но она здесь не для того, чтобы высказать важную мысль, – это еще одна «склейка», намеренно комичная, которая позволяет отыскать в толпе молодых людей того, кто продастся за «трешку на Ленинском» (тут уже и мотивы «Красавца мужчины» прослеживаются).
«Богатые невесты» одиноки и несчастны. Но лишь потому, что сами выбрали такую участь: об этом прямым текстом говорит телегероиня, от этого старательно открещивается реальная девушка. Но это не значит, что бедняжки не имеют права на счастье. Как раз наоборот: весь спектакль так или иначе намекает, что даже после мучений в одиночестве каждый в итоге обретает если не «того самого» человека, то как минимум шанс все сделать правильно. Правда, уже в следующей серии.
Ближайший показ спектакля «Богатые невесты. Новый сезон» состоится на Основной сцене Театра на Бронной 29 мая.
Комментарии