Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Великий творец и мечтатель: Что Боб Дилан сделал для кино, а кино – для него

Великий творец и мечтатель: Что Боб Дилан сделал для кино, а кино – для него

2 марта 2025 /
Великий творец и мечтатель: Что Боб Дилан сделал для кино, а кино – для него
Кадр из фильма «Шоу века» (2003)

Режиссерский опыт, «Оскар» за лучшую песню и шесть экранных версий музыканта.

Одержимость кино сопровождала Боба Дилана с самого рождения.  Свою юность он провел в кинотеатре Lybba в Хиббинге, Миннесота. Назван он был в честь бабушки музыканта, а управляли им трое его дядей. Любовь к кинематографу проявлялась и в музыке Дилана – на протяжении всей карьеры в текстах песен он оставлял отсылки к разным фильмам. Будь то пересказ «Стрелка» (1950) с Грегори Пеком в Brownsville Girl или заимствование диалогов из лент с Хамфри Богартом в песне Empire Burlesque. Кроме того, Дилан перерисовал кадры из таких фильмов, как «Шафт» (1971) и «Без любви» (1982), для собственной серии художественных работ Deep Focus (Дилан филигранно работает не только нотами, но и с красками). Но какую же роль сыграл сам Боб для большого кино? 

Дилан – актер

Кадр из фильма «Пэт Гэрретт и Билли Кид» (1973)

В 1970-х кинематограф ответил музыканту взаимностью, в полной мере заинтересовавшись его персоной. Первым появлением Дилана на широком экране оказалась роль Элиаса в вестерне Сэма Пекинпы «Пэт Гэрретт и Билли Кид» (1973). В проект его привел друг и по совместительству вторая ключевая звезда фильма Крис Кристофферсон (вместе с Джеймсом Коберном). Изначально Боб должен был лишь только написать заглавную песню, однако позже ему не только доверили пост композитора, но и одну из ролей. Персонаж Дилана получился слегка неестественным и даже отчасти неуклюжим, но благодаря невероятной харизме музыканта его Элиас все равно выглядит чертовски притягательным малым. А как герой управляется с метательными ножами!

Следующие появления Дилана в большом кино уже сложно назвать столь же яркими. В 1987 году он исполнил одну из главных ролей в «Огненных сердцах» Ричарда Маркуанда, режиссера «Возвращения джедая». В драме Дилан сыграл утратившего славу музыканта. Герой встречает молодую девушку (рок-звезда Фиона) и берет ее с собой в турне, где она встречает певца, которого она боготворила (Руперт Эверетт). Лента не снискала ни популярности, ни хороших отзывов. Хотя многие критики остались довольны игрой Дилана. А в 1990 году на широких экранах появился романтический экшен-триллер «Обратный след». Фильм, который снял Деннис Хоппер и от которого он же сам потом отказался, заменив свое имя в титрах на общий голливудский псевдоним Алан Смити. Лента и правда оказалась большим провалом. За исключением, разве что, Боба Дилана – он сыграл запоминающуюся эпизодическую роль художника и появился в кадре в строительной каске и с бензопилой в руках.

Пиком актерской карьеры музыканта можно назвать «Шоу века» (2003), в которых снялась плеяда голливудских знаменитостей: от Джеффа Бриджеса и Пенелопы Крус до Микки Рурка и Вэла Килмера. Действие фильма разворачивается в антиутопической Америке недалекого будущего, которой правит диктатор. Дилан вновь исполнил роль музыканта (на этот раз по имени Джек Фэйт, чья фамилию можно перевести как «судьба»), которого выручают из тюрьмы циничные промоутеры индустрии развлечений, чтобы тот дал благотворительный концерт во имя прекрасного будущего США. Ленту ругали за плохую постановку, странный монтаж и тяжеловесную структуру, однако были у фильма и безусловные плюсы, о которых мы расскажем ниже.

Дилан – композитор, режиссер и сценарист

Кадр из фильма «Реналдо и Клара» (1978)

Истинный творец вроде Дилана не мог ограничиться только одним амплуа. Как мы помним, после приглашения в вестерн Пекинпы Боб вместо одной заглавной песни взялся за весь саундтрек. Музыкант написал 24 композиции, но только 10 из них в итоге попали в альбом. За эту пластинку Дилан позже получил номинацию на «Грэмми», а песня Knockin’ on Heaven’s Door со временем обрела культовый статус. Это, возможно, самое известное произведение Боба, оказавшее заметное влияние на музыкальную индустрию.

Вскоре после актерского дебюта Боб решился самостоятельно поставить фильм, написать для него сценарий и исполнить в нем со своей первой женой Сарой главные роли. Так на свет появились «Реналдо и Клара» (1978), четырехчасовое произведение, представляющее собой жанровую смесь. Фильм состоит из полуимпровизированных сцен, снятых за кулисами во время легендарного тура Rolling Thunder Revue 1975-1976 годов, постановочных эпизодов, написанных совместно с драматургом Сэмом Шепардом, и потрясающих концертных кадров. К сожалению, картина вышла в ограниченном прокате, и из-за отрицательных отзывов ее вскоре полностью убрали из кинотеатров. Если не брать во внимание художественное наполнение фильма, то поклонники Дилана вполне могут насладиться концертными выступлениями звезды, к которым нет никаких претензий.

Признания музыкального таланта Боба от киноиндустрии пришлось ждать до следующего тысячелетия. В 2000 году Кертис Хэнсон выпустил трогательную комедийную драму «Вундеркинды», которая все же по ряду причин провалилась в прокате. Это не помешало ленте получить три номинации на «Оскар». В итоге «Вундеркинды» получил только одну статуэтку – за лучшую песню. Это была Things Have Changed Боба Дилана, которую он специально написал для фильма. Rolling Stone некоторое время назад поставил трек на первое место в списке «25 лучших песен Боба Дилана XXI века».

«Я хочу поблагодарить членов Академии, которые были достаточно смелы, чтобы вручить мне эту награду за песню, которая, очевидно, не ходит вокруг да около и не закрывает глаза на человеческую природу», – сказал музыкант в своей речи.

Кадр из фильма «Шоу века» (2003)

А затем последовало неоднозначное «Шоу века», к которому Боб и сценарий придумал (правда, под псевдонимом Сергей Петров), и музыку. И вот именно за последнее фильму можно простить буквально все. Если вы являетесь поклонником творчества Дилана, то вам наверняка придутся по вкусу каверы на несколько известных песен музыканта. Тут и оркестровая версия Blowin’ in the Wind, и итальянский хип-хоп-ремикс Like a Rolling Stone, и аутентичная перепевка госпела Gotta Serve Somebody. Кроме того, за исполнение Down in the Flood Дилан удостоился очередной номинации на «Грэмми».

И все это – только личное участие Боба в проектах. А ведь его отдельные песни не раз становились музыкальными украшениями многих культовых фильмов. Под его The Man in Me летал Чувак в знаменитой сцене галлюцинации из «Большого Лебовски» (1998). Герои «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» (1998) слушают Stuck Inside Of Mobile With The Memphis Blues Again, когда едут по пустыне. А великая The Times They Are A-Changin оказалась неотъемлемой частью «Хранителей» (2009) – вступление фильма по сей день остается одним из самых запоминающихся интро в кино. И без органичной песни Дилана оно вряд ли бы обрело такой статус.

Дилан – образ

Дилан влиял на кинематограф, даже оставаясь за кадром. Так, первые документальные фильмы о звезде появились уже в 1960-х и 1970-х. «Не оглядывайся назад» (1967) позволяет взглянуть на молодого, задиристого и бесконечно крутого Боба. Режиссер дока Донн Алан Пеннебейкер неотступно следовал за звездой во время его концертного тура по Англии, запечатлев самые разные моменты: перепалки с шотландским музыкантом Донованом, напряженные интервью с журналистами, выступления с Джоан Баэз. Американцы считают проект Пеннебейкера одной из важнейших лент в истории страны – Библиотека Конгресса включила картину в Национальный реестр фильмов в 1998 году.

Сотрудничество режиссера и музыканта продолжилось в фильме «Съешь документ» (1972), работа над которым, мягко говоря, затянулась. Дилану не понравился монтаж первого проекта, и на второй он согласился только при условии, что лично будет контролировать процесс постпроизводства. Фильм запечатлел часть европейского турне Дилана 1966 года и должен был выйти гораздо раньше, чем это случилось на самом деле. После съемок Боб попал в аварию на мотоцикле, из-за чего процесс монтажа дока пришлось отложить. Но когда музыкант восстановился и доделал ленту, ABC, заказавшая проект для телевидения, отклонила его. Причина – слишком непонятное для широкой аудитории содержание. «Съешь документ» так и не был выпущен на домашнем видео и почти не показывался в кинотеатрах. А то, что в итоге сумели увидеть некоторые поклонники звезды, оказалось пиратскими версиями документалки.

Однако вполне официально некоторые кадры из «Съешь документ» можно увидеть в фильме Мартина Скорсезе «Нет пути назад: Боб Дилан» (2005). Документалка рассказывает о жизни музыканта – от его прибытия в Нью-Йорк в 1961 году до аварии на мотоцикле, которая едва не оборвала его жизнь пять лет спустя. Фильм полон архивных кадров и интервью, и, несмотря на четырехчасовой хронометраж, он воспринимается как медитативное путешествие к сердцу и разуму Боба Дилана. Который, в свою очередь, рассуждает о своем воспитании, юношеской влюбленности, вдохновениях, стремлениях, тревогах и амбициях. Спустя 14 лет Скорсезе вновь вернулся к фигуре Дилана, сняв второй документальный фильм про него, – Rolling Thunder Revue (2019). Точнее, псевдодокументальный, но вдаваться в подробности нарратива не хочется, поскольку описание и детали могут разрушить магию, которую Мартин и Боб создавали вместе. Скажем только, что нужно готовиться быть обманутыми. Как авторами дока, так и его персонажами, «настоящими» и вымышленными.

Дилан несколько раз фигурировал в фильмах и как персонаж. Почти во всех случаях это происходило с одобрения музыканта. Однако имеется и скандальный пример. Так, в оригинальном сценарии фильма «Я соблазнила Энди Уорхола» (2006) среди ключевых героев значился сам Дилан, роль которого в итоге досталась Хейдену Кристенсену. Но имя персонажа пришлось изменить на Билли Квинна/«Музыканта», хотя наблюдательные зрители все равно отчетливо видели в нем именно Боба. Причина, по которой Дилан запретил использовать свое имя, заключалась в том, что персонаж Кристенсена мог восприниматься как катализатор наркотической зависимости Эди Седжвик, которая в итоге привела к ее смерти. С такой трактовкой событий Дилан не захотел иметь ничего общего.

Боб также появился в камео в фильме братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса» (2013). В основу ленты легли мемуары «Мэр улицы Макдугал» фолк-музыканта Дэйва Ван Ронка. Казалось бы, причем тут Дилан? В заключительной сцене фильма главный герой мельком наблюдает за молодым исполнителем, который поет песню Farewell. Конечно же, этим музыкантом оказывается юный Боб Дилан, под чей трек Коэны решили пустить финальные титры.

Но имеется у Дилана и полноценная биографическая драма. В 2007 году на экраны вышел «Меня там нет» Тодда Хейнса. Режиссер, вторя характеру и стилю музыканта, снял фильм в нетривиальном и отчасти психоделическом ключе. Роль Дилана в ленте исполнили сразу шесть актеров: Кристиан Бейл, Ричард Гир, Кейт Бланшетт, Хит Леджер, Бен Уишоу и Маркус Карл Франклин. По сути, зрители видят несколько разных инкарнаций звезды, и каждая из них олицетворяет собой разные грани его личности. А вместе они образуют собой многогранный миф о Бобе Дилане, к которому он и стремился всю жизнь.

Все это подводит нас к последнему на текущий момент проекту, посвященному музыканту, – душевному байопику «Никому не известный» Джеймса Мэнголда с Тимоти Шаламе в главной роли. Картина, получившая высокие оценки, участвует в гонке за «Оскар» (восемь номинаций), поэтому она рекомендуется к просмотру и киноманам, и поклонникам творчества Дилана. «КиноРепортер», в свою очередь, уже посмотрел фильм и вынес ему свой вердикт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: