Статьи

Битва бастардов: 5 причин посмотреть «Короля» с Шаламе и Паттинсоном

Netflix приберег главные полнометражные релизы на конец года: между blaxploitation-комедией «Меня зовут Долемайт» и гангстерским эпиком «Ирландец» затаилась историческая драма о Генрихе V и битве при Азенкуре со звездами «Зови меня своим именем» и «Хорошего времени».

Похоже у Netflix все в порядке с историческими фильмами

Собственным псевдоисторическим сериалом с примесью фэнтези стример так и не обзавелся, зато полнометражными историческими драмами радует второй год подряд (причем в одном и том же слоте на рубеже ноября): в 2018-м стример выпустил вполне достойного «Короля вне закона», а теперь сделал еще один шаг на пути исторического ликбеза. Премьера «Короля» состоялась на Венецианском фестивале и вызвала в целом положительную реакцию — спасибо и на том, что фестивальная публика не затопала и не забукала хронику ранних лет правления Генриха V. В реальном мире — за рамками трогательного фестивального высокомерия — «Король» и вовсе имеет все шансы обрести армию поклонников: может быть, такую же немногочисленную, как у англичан в битве при Азенкуре, но сделавшую правильный выбор. Это умное и крепкое кино, в котором ловко перемешаны историческая правда и выдумка — сценарист фильма и, по совместительству, исполнитель роли Фальстафа Джоэл Эджертон постарался на славу, и его работа достойна отдельного разговора.

Квазиисторическая хроника с приветами Шекспиру

Собственно, австралийцу Эджертону и принадлежит идея «Короля», которую он вынашивал несколько лет, а затем предложил своему соотечественнику, режиссеру «По волчьим законам» и «Ровера» Дэвиду Мишо. «Король» — условная экранизация сразу двух исторических хроник Уильяма Шекспира, «Генрих IV» и «Генрих V» (даже трех, если учесть, что «Генрих IV» состоит из двух пьес). Имени Великого Барда в титрах нет, но фрагменты структуры упомянутых пьес (особенно это касается «Генриха V»), а главное — шекспировский персонаж сэр Джон Фальстаф перекочевали в фильм. В результате получилась вроде бы достаточно достоверная хроника, но с элементами выдумки, которые вовсе не портят картину — в целом довольно мрачную и подтверждающую все предположения о том, насколько беспросветной была жизнь в Англии начала XV века. Генриху V, окольными путями и практически невольно (образ Майкла Корлеоне, похоже, списан как раз с молодого короля) взошедшему на трон, пришлось разбираться с безобразиями, которые ему в наследство оставил отец, Генрих IV, ввергший Англию в обескровливающие ее междоусобицы. Оказалось, что лучший путь к миру с восставшими валлийцами — победоносная война с внешним врагом. Очередное обострение Столетней войны оказалось как нельзя кстати, и битва при Азенкуре стала звездным часом молодого монарха. Пересказав Шекспира человеческим языком, Эджертон и Мишо создали убедительное историческое полотно — настолько достоверное, что ему даже тесновато в нетфликсовском формате, предполагающем просмотр на плазме или, хуже того, на лэптопах и девайсах калибром поменьше: «Король» просится на большой экран.

Тимоти Шаламе против Роберта Паттинсона

Хэл, старший сын Генриха IV, был коронован и стал Генрихом V в возрасте 26 лет — хронисты описывают его как высокого (под 190 см) худого брюнета. К тому времени у него уже был боевой опыт: Генрих V даже едва не погиб в сражении с валлийцами (стрела попала ему в лицо). «Красивому мальчику» Тимати Шаламе сейчас 23, он не отличается высоким ростом и в «Короле» выглядит как угрюмый отличник-первокурсник. Лишь ближе к середине фильма начинаешь понимать, что это странное во всех отношениях кастинговое решение (впрочем, все же не такое странное, как русоволосый и розовощекий Кеннет Брана в его собственной нарядной экранизации шекспировского «Генриха V») действительно работает. Фильм акцентирует внимание на том, что детям приходится расплачиваться за ошибки отцов, и контраст хрупкости Шаламе с его решимостью и, когда надо, жестокостью становится главным аттракционом «Короля». Миротворец по убеждениям и завоеватель поневоле, Генрих, чуть что, готов вступить в рыцарский поединок с тем, кто возглавляет армию противника, чтобы не лить кровь солдат, однако, едва взойдя на трон, тут же решает обезглавить парочку придворных интриганов. Шаламе почти до самой кульминации (битвы при Азенкуре — реалистичной, кровавой и моментами отсылающей к ледовому побоищу в «Александре Невском» Эйзенштейна) не меняется в лице, и выглядит это спокойствие и вправду устрашающе.

Зато другая актуальная звезда фильма, Роберт Паттинсон, валяет дурака на полную катушку в образе противника Генриха V — дофина, сына короля Карла VI Безумного. Дофин говорит по-английски с жутким французским акцентом, коверкая язык (который он считает «простым и убогим»), чтобы унизить Генриха, и в целом ведет себя как злобный позер — словом, Паттинсону было где развернуться. Любопытно, что Мишо еще до начала кастинга отдал роль дофина Роберту — уже во второй раз после «Ровера» он эксплуатирует тягу Паттинсона к эксцентрике.

Очередной жанровый опыт Дэвида Мишо

«Король» — четвертый полнометражный фильм австралийца, и все четыре свои картины Мишо снял в разных жанрах: «По волчьим законам» был криминальной драмой, «Ровер» — постапокалиптическим триллером, а «Машина войны» — военно-политической сатирой. Переход к исторической драме не был подготовлен абсолютно ничем (кроме, пожалуй, энтузиазма друга Мишо Джоэла Эджертона), и в своей непредсказуемости и стремлении попробовать себя в поисках авторского почерка в самых разных жанрах Мишо чем-то напоминает Ридли Скотта: кажется, он готов взяться за воплощение любого сюжета. Практически все, что делает австралиец, получается у него хорошо — разве что попытка замаскироваться под комедиографа пару лет назад вышла не слишком удачной.

«Игра престолов» здорового человека

Да, «Король», увы, не избежит оглядки на сериал, а сцена битвы при Азенкуре, выигранная благодаря ливню, слякоти и английским лукам, — сравнения с эпизодом «Битва бастардов». Не избежит — и, как минимум, не проиграет: фильм Дэвида Мишо выглядит достаточно мрачным, злым, грязным (во всех смыслах), умным и заряженным интригой, чтобы ни в чем не уступить раздражающе переоцененному шоу HBO. Правда, здесь нет драконов, но, черт возьми, не пора ли наконец-то спуститься с небес на землю? Здесь и без огнедышащих ящеров в разные эпохи происходило немало интересного. Да и великий Шекспир к драконам, кажется, был равнодушен.

«Король» доступен на Netflix.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Чем займутся Пирс Броснан, Кеннет Брана и Ума Турман

Как известно, бывших шпионов не бывает. Вот и Пирс Броснан, известный по роли Джеймса Бонда, возвращается в жанровое кино. Ирландец…

13 часов назад

День Победы отметят в Театре сатиры

9 мая в Театре сатиры пройдут праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Попасть на них можно бесплатно, необходимо только зарегистрироваться. …

13 часов назад

«КиноРепортер» рекомендует: Сериалы, обязательные к просмотру

Рассказываем про самые яркие сериальные новинки – от политической драмы «Спойлер» про партийные интриги до «Эрика», в котором Бенедикт Камбербэтч…

14 часов назад

Русский Джеймс Бонд и атомная бомба против цензуры: Как снимали «Бриллиантовую руку»

После невероятного успеха первых двух фильмов о Шурике Леонид Гайдай хотел отойти от жанра комедии. Режиссер положил глаз на классическую…

19 часов назад

Закрытие ММКФ-2024: Интересные образы красной дорожки

На дорожке любого фестиваля или кинопремии сложно что-то противопоставить эффектному появлению в черном вечернем платье или костюме. В первую очередь,…

1 день назад

«Зло не существует»: Экопритча с привкусом драмы

В российский прокат вышел новый фильм Рюсукэ Хамагути – «Зло не существует». Кажется, на полке славы режиссера собраны почти все…

1 день назад