Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание» | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание»

Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание»

17 октября 2019 /
Безумно грустные азиаты: Рецензия на фильм «Прощание»

«КиноРепортер» о драмеди, которая стала одним из главных инди-хитов нынешнего года.

Американка китайского происхождения Билли (Аквафина) уныло влачит свое существование в Нью-Йорке — хотела стать известной писательницей, но пока ничто не предвещает грядущего успеха. Денег толком нет, стипендию Гуггенхайма она так и не получила, а родители, тоже китайские эмигранты, постоянно критикуют образ жизни. Но эту бытовуху прерывает трагическая новость: родная бабушка Билли, милейшая старушка Най Най (Чжоу Шучжэнь) больна раком легких и жить ей осталось всего несколько месяца. Родственники из Америки и Японии стремятся увидеться с ней, но скрывают диагноз от умирающей женщины (таковы китайские обычаи). Предлогом для визита становится постановочная свадьба одного из внуков.

Фильм открыто заявляет, что «основан на настоящей лжи». Дело в том, что режиссер Лулу Ванг в возрасте шести лет покинула Пекин и переехала в Америку, где началась ее творческая карьера (персонаж Билли — ее альтер-эго). В семье Ванг происходило нечто подобное — ее бабуля заболела раком, но родственники решили ничего не рассказывать старушке. Сначала режиссер рассказала эту историю в подкасте «This American Life», а после решила снять фильм по мотивам этих невероятных событий — так появилось «Прощание».

На «Сандэнсе» фильм Ванг стал хитом и до сих пор собирает феноменальные отзывы (99% на Rotten Tomatoes при почти трех сотнях рецензий). Почему всем так нравится «Прощание»? Дело в том, что у Ванг получилось рассказать очень грустную историю без использования голливудских слезодавительных манипуляций.

Почти никто из персонажей не позволяет себя громких речей, которые направлены в сторону бабули, потому что вынуждены скрывать свою скорбь за напускными улыбками (в том числе и Билли, по мнению родителей, не умеющая прятать свои эмоции). Пресловутое прощание с умирающей Най Най проходит как большой семейный праздник — немного фальшивый, но такова уж специфика любых сборищ большого количество родственников, которые живут в трех разных странах.

Лулу Ванг не делает из своего маленького и скромного фильма, который способен похвастаться одновременно суперпопулярной Аквафиной в главной роли и смешным бюджетом (всего 3 миллиона долларов), эпическое полотно о том, как трудно отпускать любимых людей. «Прощание» демонстрирует весьма сдержанный режиссерский стиль и убедительную актерскую игру без надрывов — именно поэтому эта история выглядит так правдоподобно.

«Прощание» — не просто грустная драма с комедийными нотками, а наглядное исследование различия западной и восточной культуры. В Китае действительно существует такая норма поведения, когда пожилой человек может не знать о своем диагнозе — и это считается абсолютно легитимной вещью. Как объясняет один из героев фильма, так они переваливают тяжелую ношу с умирающего на его родственников. Труднее всего это принять главной героине фильма — Билли пусть и родилась в Китае, но еще в детстве переехала в Америку, где к этой ситуации существует абсолютно противоположное отношение. На Западе человек — это индивидуальность, на Востоке — часть системы, бесконечного мироздания. Нехитрая истина показывает то, как сильно могут отличаться люди — и «Прощание» не пытается склонить вас на какую-либо из сторон. Фильм Ванг действительно уникальное инди-кино — по большей части оно снято в китайском Чанчуне (с небольшими вставками из Бруклина), но премьера состоялась на «Сандэнсе», а прокатом занимается компания A24, ответственная за весь актуальный независимый кинематограф Америки.

Свадебная церемония внука Най Най — на которую якобы и собралась большая семья. Неловкие комичные поздравления молодоженам перемежаются сентиментальными речами — все это вызывает грусть и улыбку одновременно.

  • «Я, Эрл и умирающая девушка» – еще один сандэнсовский хит про подростка, который переживает смерть подруги;
  • «Пешком-пешком» – японская драма Хирокадзу Корээда про семейные сборы на годовщину гибели старшего сына;
  • «Посмертный» – дебютный фильм Лулу Ванг, комедия про художника-лузера, которого все считают погибшим.

«Прощание» в российском прокате с 17 октября.

Next page