В Театре на Бронной прошла премьера спектакля по одноименному произведению драматурга.
Популярность А.Н. Островского в современном театре можно было бы назвать феноменальной, если бы она не была легко объяснима. Быт, радости и проблемы его героев поразительным образом перекликаются с сегодняшними – словно прошли полтора года, а не столетия.
Вот и историю главной героини пьесы «Без вины виноватые» (ее премьера состоялась в Малом театре в 1884 году) можно без труда перенести в современные реалии: актриса Елена Ивановна Кручинина (Олеся Железняк) приезжает с гастролями в родной городок, где она не была 17 лет, и мучается нахлынувшими воспоминаниями об умершем там сынишке. Нищие провинциальные актеры, любовь, предательство, обман, деньги – все это по-прежнему актуально.
Видимо, поэтому режиссер Роман Самгин оставил все практически без изменений. Разве что произвел «усушку и утряску», сделав из двух второстепенных персонажей одного. Точнее, одну: на месте слуги Ивана из второй части пьесы оказалась постаревшая Аннушка (Владимира Петрик), служанка Любы Отрадиной (Лина Веселкина), как на самом деле звали когда-то Кручинину.
А еще Самгин включил в спектакль декламацию стихов. Причем наряду с Лермонтовым («Печально я гляжу на наше поколенье!») несколько раз цитируется и даже исполняется ютьюбовский хит 1997 года «Одинокая ветка сирени», не вызывая внутреннего диссонанса.
Сценография спектакля лаконична и функциональна, декорации сменяют друг друга на глазах зрителей с помощью театральной машинерии, а изящные костюмы полностью соответствуют образам. Так, весь наряд молодого актера, подкидыша без паспорта Григория Незнамова (Андро Симонишвили), одинакового фиолетового цвета, что можно трактовать как угодно. Это и цвет повышенной эмоциональности (а герой весьма экспрессивен!), и вероятная отсылка все к той же «Одинокой ветке сирени»: фиолетовый и сиреневый – кто там разберет?
В спектакле вообще чувствуется тонкая работа с цветом, что служит своего рода компенсацией общего сценического аскетизма. Например, в финальных сценах на званом ужине местного филантропа Нила Стратоныча Дудукина (Владимир Яворский) Кручинина предстает в белом одеянии и пышном белом парике, что делает ее подобной ангелу. А убеждения и поступки актрисы так и навевают эту ассоциацию – ей только крыльев и не хватает.
Спектакль и смешит (отметим сцены с Олегом Кассиным в роли вечно пьяного актера-неудачника Шмаги, друга и собутыльника Незнамова), и берет за душу (развязка трогает до слез). Безусловно, главная звезда и по роли, и по факту – Олеся Железняк, которая вдохновенно и пронзительно играет исстрадавшуюся и пришедшую к просветлению Кручинину, на что указывают традиционные для Островского говорящие фамилии (Отрадина, Кручинина, Незнамов).
И все же постановка не состоялась бы без убедительного актера, играющего самого Незнамова: Андро Симонишвили – настоящее открытие. Недавний выпускник ГИТИСа демонстрирует яркий талант, харизму и мощнейший потенциал – без пережима, не пытаясь тянуть одеяло на себя, он остается в образе даже в сценах без текста и составляет с Железняк виртуозный тандем. В его монологах чувствуется боль героя, словно артист и сам пережил все лишения и утраты.
«От счастья не умирают!» – этой фразой Кручининой заканчиваются и пьеса, и спектакль. И слава богу, потому что «Без вины виноватые» в Театре на Бронной – это три часа счастья.
Комментарии