Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Театр > «Аллилуйя актерам трагедии…»: «Ленкому» – 95 лет

«Аллилуйя актерам трагедии…»: «Ленкому» – 95 лет

30 октября 2022 /
«Аллилуйя актерам трагедии…»: «Ленкому» – 95 лет

Один из самых знаменитых московских театров отметил юбилей, открыв фотовыставку «Ленком. Без пяти сто» в своем фойе.

Театр рабочей молодежи, ТРАМ, Московский государственный театр имени Ленинского комсомола, «Ленком», наконец, «Ленком Марка Захарова» – как бы в разные годы ни назывался этот удивительный театр, он всегда оставался флагманом отечественной культуры. Многие его спектакли – стали классикой российского театрального искусства, а актеры и режиссеры, которые их ставили, – легендами.

Именно им и посвящена выставка «Ленком. Без пяти сто», которую открыли в фойе театра к его 95-летию. На ней представлены архивные фотографии и документы, запечатлевшие и первые шаги ТРАМа, и работы выдающегося советского режиссера Анатолия Эфроса, чей вклад в формирование «Ленкома» и отечественного театра как такового невозможно переоценить.

Марк Захаров
Марк Захаров, 1987 год. Фото: Андрей Соловьев /ТАСС

Но, конечно, основой экспозиции стали спектакли, поставленные Марком Захаровым, который возглавлял московский театр с 1973-го по 2019 год. Под его началом за эти без малого полвека «Ленком» обрел истинную славу, и именно поэтому 21 ноября 2019 года он был переименован в «Ленком Марка Захарова».

Неудивительно, что ведущие артисты театра – Александр Збруев, Мария Миронова, Виктор Раков, Олеся Железняк, Иван Агапов, Анна Большова и Антон Шагин, – как и директор театра Марк Варшавер, представляя выставку, большую часть времени вспоминали Марка Анатольевича.

Хотим это сделать и мы, благо лучшие спектакли Марка Захарова запечатлены на пленке и доступны для просмотра на Youtube.

«Юнона и Авось» (1981)

Подлинный шедевр. Гениальные музыка Алексея Рыбникова и стихи Андрея Вознесенского, выдающиеся сценография Олега Шейнциса и хореография Владимира Васильева, игра актеров (и прежде всего, канонического состава – Николая Караченцова, Елены Шаниной и Александра Абдулова) и, конечно, постановка Марка Захарова. Эта рок-опера потрясла театральный мир – ничего подобного СССР тех лет просто не видел.

В основе спектакля – реальная история русского дипломата и путешественника Николая Резанова, отправившегося в 1806 году на парусных судах «Юнона» и «Авось» в экспедицию в Калифорнию, где он обручился с дочерью коменданта Сан-Франциско Кончитой, но их союзу помешала гибель командора.

Спектакль не сходит со сцены «Ленкома» уже более 40 лет, несмотря на то, что многих, кто его создавал, уже нет. На все пять оставшихся в 2022 году показов все билеты проданы.

«Поминальная молитва» (1989)

Еще один легендарный спектакль «Ленкома», «Поминальная молитва» поставлена по одноименной пьесе Григория Горина, в основе которой лежит цикл рассказов Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». В оригинальной редакции 1989 года Тевье гениально играл Евгений Леонов, для которого эта роль стала последней (актера не стало, когда он собирался в театр, чтобы вновь примерить на себя кепку молочника из маленькой украинской деревушки Анатовки).

Пьеса рассказывает о том, как тихую жизнь большого и дружного семейства Тевье превращают в руины еврейские погромы. И хотя речь идет о событиях начала XX века, эта тема, как ни печально, не только не утратила свою актуальность, но и стала еще более животрепещущей, чем в конце 1980-х. Так что вполне естественно и понятно, почему в 2021 году в «Ленкоме» решили вернуть на сцену спектакль, закрытый после смерти Леонова.

Для театра «Поминальная молитва» – постановка тем более знаковая, что в ней, как нигде, чувствуется смена поколений. В новой версии одним из исполнителей роли Тевье стал Андрей Леонов – сын Евгения Леонова, а его дочь Цейтл играет Татьяна Збруева – дочь Елены Шаниной, игравшей Цейтл в начале 1990-х.

«Мудрец» (1989)

«Мудрец» – спектакль, поставленный Марком Захаровым в тот же сезон, что и «Поминальная молитва», по мотивам комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»:

«Самое главное, что подтолкнуло нашу фантазию, заключено в радостном изумлении от того, как глубоко умел проникать Островский в тайники и темные закоулки нашего естества, как умел смеяться, стыдиться наших поступков, сопереживать и молиться за нас», – объяснял Марк Анатольевич свое решение взяться за пьесу, написанную в 1868 году.

История амбициозного и безпринципного молодого человека по имени Егор Глумов (Виктор Раков), решившего во что бы то ни стало достичь успеха в высшем свете, и ради своей цели готового на любую подлость, и правда не может устареть, потому что карьеристы будут всегда. Спектакль уже не играется, но он продержался на сцене четверть века до 2014 года. И почти все эти годы в нем играли такие звезды «Ленкома», как Леонид Броневой, Инна Чурикова и Александр Збруев.

«Варвар и еретик» (1997)

Спектакль «Варвар и еретик» Марк Захаров поставил по роману Ф.М. Достоевского «Игрок», признавшись, что давно подбирался к Федору Михайловичу, в книгах которого, хотя тот и принципиально не писал пьес, есть нечто очень близкое театральному мироощущению, – и это притягивать к ним многих режиссеров. 

Как и в случае с «Мудрецом», режиссера привлекла вневременная история человека, чья страсть к легким деньгам (как сейчас принято говорить, «халяве») разрушает его как личность. При этом Александр Абдулов, которому досталась роль Алексея Ивановича, играет его так, чтобы не вызывать к своего герою ни презрения, ни жалости. И конечно, узнать в нем кого-то, кто хорошо знаком, несложно.

Спектакль, в котором также были заняты Инна Чурикова, Леонид Броневой, Андрей Соколов, Мария Миронова и другие, с успехом шел 11 лет и был снят с репертуара в 2008 году после смерти Абдулова.

«Шут Балакирев» (2001)

Трагикомедия Григория Горина переносит зрилетей в начало XVIII века – во времена Петра Первого и Екатерины I – и рассказывает историю реально существовавшего дворянина Ивана Балакирева, который, будучи доверенным слугой императрицы и шутом императора, стал, по сути, двойным агентом. И именно от него Петр узнал о связи Екатерины с камергером Монсом.

По словам Марка Захарова, Григорий Горин закончил работу над пьесой за несколько часов до своей смерти, так что спектакль он уже не увидел.

«Я старался работать так, как мы сочиняли спектакли по его пьесам… – методом веселых импровизаций, проб, ошибок, но и счастливых обретений… И если наш Балакирев будет не всегда таким, каким он тебе виделся, – сделай так, как умел делать только ты – прости весело и великодушно», – написал на программке спектакля Марк Захаров, обращаясь к ушедшему другу.

Как некогда случилось с Сирано де Бержераком, реальный образ за столетия полностью заместился вымышленным, вот и у Горина Балакирев предстает, прежде всего, как единственный при дворе человек, который может сказать царю все, как есть. Тоже, во многом, универсальный сюжет, как обычно у Горина. Возможно, именно поэтому, несмотря на уход Олега Янковского, игравшего Петра, спектакль идет в «Ленкоме» по сей день.

Чтобы чаще улыбались: 40 лет телефильму «Тот самый Мюнхгаузен»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: