Сериалы

«Бэтмен: Крестоносец в плаще»: Старомодный нуар с щепоткой фарса

В последние несколько лет в анимации наблюдается тренд на ностальгию. Некогда популярные мультипликационные проекты получают второе рождение: «Бивис и Баттхед», «Футурама», «Озорные анимашки». Регрессирующую супергероику тренд тоже не обходит стороной. Весной состоялось грандиозное возвращение старых «Людей Икс», оказавшееся приятным путешествием в детство или в 1990-е (в зависимости от возраста зрителя). DC и Warner Bros. тоже подготовили свой ностальгический ответ – «Бэтмен: Крестоносец в плаще», позиционирующийся как духовный наследник культового сериала 1992 года, созданного талантливым дуэтом Брюса Тимма и Пола Дини.

WB долгое время вынашивала идею возрождения Batman: The Animated Series. Мультсериал, выстреливший в конце прошлого века, по праву считается одним из лучших произведений о Темном рыцаре. Причина успеха кроется в совокупности факторов. Запоминающийся мрачный визуальный стиль, сочетающий классический нуар и ар-деко. Невероятное музыкальное сопровождение за авторством Ширли Уокер. Трогающие до глубины души личные истории героев и злодеев. И конечно, талантливые актеры озвучания во главе с Кевином Конроем и Марком Хэмиллом. Неудивительно, что тот же Брюс Тимм долго сопротивлялся попыткам WB смахнуть пыль с его детища и превратить его в оригинальное переосмысление. Он прекрасно понимал, что дотянуться до установленной им планки вряд ли кому удастся. Даже ему самому.

Но в какой-то момент Тимм передумал и предложил руководству студии свои идеи, которые он не смог реализовать при работе над оригиналом. Так и получился «Крестоносец в плаще», стилистический клон шоу 1992 года, делающий упор на нуар, детектив и приземленность. За основу мира создатели взяли США 1940-х – период, когда и появился сам Темный рыцарь. Вернувшись к истокам, Тимм с командой также постарались органично интегрировать в сюжет более поздние элементы мифологии Бэтмена. Структурно «Крестоносец в плаще» тоже вторит оригиналу – каждая серия посвящена отдельному злодею. При этом общая нарративная нить, тянущаяся сквозь весь сезон, также присутствует, однако она меркнет на фоне самостоятельных историй.

В перезапуске мы видим более молодую версию Бэтмена. Неопытную, несдержанную, грубую и глубоко травмированную. В этом Темном рыцаре пока больше Брюса Уэйна, нежели самого Бэтмена. И вот за этим аспектом крайне интересно наблюдать, особенно в психологическом плане. За редким исключением зрители привыкли видеть супергероя этакой мрачной глыбой, наводящей ужас на преступников одним своим видом. Новый же анимационный Бэтмен склонен совершать просчеты, недооценивать союзников и врагов, идти на поводу у эмоций, а не следовать логике. Это не очередная история становления супергероя, а скорее промежуточный этап, показывающий, через что ему пришлось пройти. Этап, который на широких и малых экранах несправедливо обходили стороной до недавнего времени.

В новом сериале действительно делается большой упор на детективную составляющую. Настолько, насколько себе может позволить анимационный продукт, периодически чередующий серьезность и реализм с фарсом и легкомыслием. Причем делается все это умело, в духе старых добрых фильмов про частных сыщиков, роковых женщин и преступников в классических тренчах и шляпах. Бэтмен постоянно ищет зацепки, наблюдает и подслушивает, рассматривает улики под микроскопом и всячески пользуется преимуществами дедуктивного метода не без участия своего постоянного помощника – дворецкого Альфреда. Особых откровений и твистов ждать не стоит, но поддерживать интерес к истории на протяжении всего сезона у авторов получается.

Но, как говорится, переосмысление переосмыслению рознь. Еще перед премьерой мультсериала создатели отмечали, что собираются представить новый взгляд на мифологию Бэтмена путем изменения привычных форм. К сожалению, работает это далеко не всегда. В мультсериале есть удачные сюжеты, вроде растянутой на весь сезон линии Харви Дента, где демонстрируется планомерное разрушение личности окружного прокурора, что, в свою очередь, становится кульминацией всей истории. Или альтернативный взгляд на историю Харли Квинн – тут она превратилась в обособленную от Джокера антизлодейку, использующую психологию как оружие.

На другой чаше весов у нас имеется, например, женская версия Пингвина, которая, за исключением музыкальных навыков, ничем не отличается от классического врага Бэтмена, да еще и исчезает из шоу так же быстро, как появилась. А шума-то было! Добавим к этому дополнительных измененных персонажей, таких как адвокат Барбара Гордон и полицейская Рене Монтойа, чьи истории недостаточно вовлекающие, чтобы тратить на них столько экранного времени. В итоге, рассеяв зрительское внимание на нескольких героев, Тимм с командой утратил ключевой элемент мультсериала 1992 года – нарративную и эмоциональную глубину.

Оригинал прежде всего завлекал простотой формы и сложностью наполнения. За визуальным фасадом «мрачного деко» скрывалась драма, умело упакованная в 20-минутный формат. Только один трагический эпизод про Мистера Фриза из шоу 1992 года по эмоциональной вовлеченности легко одерживает верх над всем сезоном «Крестоносца в плаще». Именно эта грозная тень ностальгии, на которую в первую очередь опирался Тимм, и мешает новому прочтению раскрыться во всей красе.

Однако стоит ли пропускать «Крестоносца в плаще»? Ни в коем случае. Особенно тем, кто соскучился по качественной супергеройской анимации. Новое шоу про Бэтмена – это и отличное ответвление от лора вселенной, и хорошая точка входа в мир Темного рыцаря для тех, кто прежде не был с ним знаком. А если вам нравятся старомодные нуарные произведения с клишированными фразами и излишней театральщиной, то «Крестоносец в плаще» определенно возглавляет список рекомендуемого к просмотру.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад