Брюс Тимм возвращается на малые экраны с переосмыслением мифологии Темного рыцаря.
В последние несколько лет в анимации наблюдается тренд на ностальгию. Некогда популярные мультипликационные проекты получают второе рождение: «Бивис и Баттхед», «Футурама», «Озорные анимашки». Регрессирующую супергероику тренд тоже не обходит стороной. Весной состоялось грандиозное возвращение старых «Людей Икс», оказавшееся приятным путешествием в детство или в 1990-е (в зависимости от возраста зрителя). DC и Warner Bros. тоже подготовили свой ностальгический ответ – «Бэтмен: Крестоносец в плаще», позиционирующийся как духовный наследник культового сериала 1992 года, созданного талантливым дуэтом Брюса Тимма и Пола Дини.
WB долгое время вынашивала идею возрождения Batman: The Animated Series. Мультсериал, выстреливший в конце прошлого века, по праву считается одним из лучших произведений о Темном рыцаре. Причина успеха кроется в совокупности факторов. Запоминающийся мрачный визуальный стиль, сочетающий классический нуар и ар-деко. Невероятное музыкальное сопровождение за авторством Ширли Уокер. Трогающие до глубины души личные истории героев и злодеев. И конечно, талантливые актеры озвучания во главе с Кевином Конроем и Марком Хэмиллом. Неудивительно, что тот же Брюс Тимм долго сопротивлялся попыткам WB смахнуть пыль с его детища и превратить его в оригинальное переосмысление. Он прекрасно понимал, что дотянуться до установленной им планки вряд ли кому удастся. Даже ему самому.
Но в какой-то момент Тимм передумал и предложил руководству студии свои идеи, которые он не смог реализовать при работе над оригиналом. Так и получился «Крестоносец в плаще», стилистический клон шоу 1992 года, делающий упор на нуар, детектив и приземленность. За основу мира создатели взяли США 1940-х – период, когда и появился сам Темный рыцарь. Вернувшись к истокам, Тимм с командой также постарались органично интегрировать в сюжет более поздние элементы мифологии Бэтмена. Структурно «Крестоносец в плаще» тоже вторит оригиналу – каждая серия посвящена отдельному злодею. При этом общая нарративная нить, тянущаяся сквозь весь сезон, также присутствует, однако она меркнет на фоне самостоятельных историй.
В перезапуске мы видим более молодую версию Бэтмена. Неопытную, несдержанную, грубую и глубоко травмированную. В этом Темном рыцаре пока больше Брюса Уэйна, нежели самого Бэтмена. И вот за этим аспектом крайне интересно наблюдать, особенно в психологическом плане. За редким исключением зрители привыкли видеть супергероя этакой мрачной глыбой, наводящей ужас на преступников одним своим видом. Новый же анимационный Бэтмен склонен совершать просчеты, недооценивать союзников и врагов, идти на поводу у эмоций, а не следовать логике. Это не очередная история становления супергероя, а скорее промежуточный этап, показывающий, через что ему пришлось пройти. Этап, который на широких и малых экранах несправедливо обходили стороной до недавнего времени.
В новом сериале действительно делается большой упор на детективную составляющую. Настолько, насколько себе может позволить анимационный продукт, периодически чередующий серьезность и реализм с фарсом и легкомыслием. Причем делается все это умело, в духе старых добрых фильмов про частных сыщиков, роковых женщин и преступников в классических тренчах и шляпах. Бэтмен постоянно ищет зацепки, наблюдает и подслушивает, рассматривает улики под микроскопом и всячески пользуется преимуществами дедуктивного метода не без участия своего постоянного помощника – дворецкого Альфреда. Особых откровений и твистов ждать не стоит, но поддерживать интерес к истории на протяжении всего сезона у авторов получается.
Но, как говорится, переосмысление переосмыслению рознь. Еще перед премьерой мультсериала создатели отмечали, что собираются представить новый взгляд на мифологию Бэтмена путем изменения привычных форм. К сожалению, работает это далеко не всегда. В мультсериале есть удачные сюжеты, вроде растянутой на весь сезон линии Харви Дента, где демонстрируется планомерное разрушение личности окружного прокурора, что, в свою очередь, становится кульминацией всей истории. Или альтернативный взгляд на историю Харли Квинн – тут она превратилась в обособленную от Джокера антизлодейку, использующую психологию как оружие.
На другой чаше весов у нас имеется, например, женская версия Пингвина, которая, за исключением музыкальных навыков, ничем не отличается от классического врага Бэтмена, да еще и исчезает из шоу так же быстро, как появилась. А шума-то было! Добавим к этому дополнительных измененных персонажей, таких как адвокат Барбара Гордон и полицейская Рене Монтойа, чьи истории недостаточно вовлекающие, чтобы тратить на них столько экранного времени. В итоге, рассеяв зрительское внимание на нескольких героев, Тимм с командой утратил ключевой элемент мультсериала 1992 года – нарративную и эмоциональную глубину.
Оригинал прежде всего завлекал простотой формы и сложностью наполнения. За визуальным фасадом «мрачного деко» скрывалась драма, умело упакованная в 20-минутный формат. Только один трагический эпизод про Мистера Фриза из шоу 1992 года по эмоциональной вовлеченности легко одерживает верх над всем сезоном «Крестоносца в плаще». Именно эта грозная тень ностальгии, на которую в первую очередь опирался Тимм, и мешает новому прочтению раскрыться во всей красе.
Однако стоит ли пропускать «Крестоносца в плаще»? Ни в коем случае. Особенно тем, кто соскучился по качественной супергеройской анимации. Новое шоу про Бэтмена – это и отличное ответвление от лора вселенной, и хорошая точка входа в мир Темного рыцаря для тех, кто прежде не был с ним знаком. А если вам нравятся старомодные нуарные произведения с клишированными фразами и излишней театральщиной, то «Крестоносец в плаще» определенно возглавляет список рекомендуемого к просмотру.
Комментарии