Отряд фашистов охотится на финна с мешком золота. Или это он охотится на них?
В сети только и разговоров, что о фильме «Бессмертный» (Sisu) – суровом боевике про финского работягу, не поделившего золото с нацистами в конце Второй мировой. Новую картину режиссера Ялмари Хеландера («Санта на продажу») вовсю сравнивают с «Джоном Уиком» и творчеством Квентина Тарантино. Рассказываем, какие сокровища действительно можно найти в «Бессмертном», а что – явная подделка.
1944 год. Мрачный финн Аатами Корпи (Йорма Томмила), покореженный войной, бросает оружие, чтобы взяться за кирку. Он ищет покоя и уединения в глуши, а еще золото – и находит. Набив сумки, Корпи едет через всю Финляндию в ближайший город, но встречает немцев, которые уже покидают страну.
Те, естественно, не могут пройти мимо сокровищ. Корпи отправляет свою собаку от греха подальше и жестоко расправляется с фашистами. На звук выстрелов приезжает подкрепление, начинается охота. С одной стороны – неуступчивый финн с киркой и мешком золота. С другой – танк, грузовик с солдатами и самоуверенный немецкий офицер (Аксель Хенни).
Как бы некоторым ни хотелось, «Бессмертный» – не «Джон Уик». Из общего у лент только жанр и фигура неубиваемого героя-мстителя. Да, еще славянский колорит пунктиром: русские прозвали Корпи Кощеем. Выйди фильм в отечественный прокат, дистрибьюторы наверняка придумали бы очередную псевдофраншизу, где брутальный финн встречается с Бабой Ягой всея Беларуси – собственно, Уиком.
Больше всего «Бессмертный» напоминает взбесившийся вестерн вроде «Омерзительной восьмерки». Место действия здесь – тоже своеобразный фронтир: бескрайние финские земли переходят из рук в руки, все воюют против всех, золото – главная добыча. Размеренное повествование периодически взрывается насилием. Ялмари Хеландеру явно интереснее нагнетать напряжение, чем пускать кровь, хотя в экшене он знает толк: схватки сняты по старинке, без модных длинных кадров, но в жестокости и изобретательности им не откажешь.
На вестерн намекает и мотив дороги. «Бессмертный» – это фильм-путешествие: финн пытается добраться до города, пока его преследуют фашисты. Перехватив сокровище, уже они бегут подальше от Корпи, за границу. Авторы используют перемещения героев по максимуму, и после просмотра хочется немедленно отправиться в Финляндию. «Бессмертный» – очень живописное кино: гордому скалистому ландшафту Лапландии позавидовал бы и Терренс Малик.
Куда эти финские дороги приведут соперников Корпи, понятно сразу. Фильм Хеландера вообще отличается завидной целостностью: герою по кличке Кощей Бессмертный нужно золото – значит, он его получит. А уж какую цену придется заплатить нацистам, укравшим сокровища, знает только кирка. Нарочито примитивный сюжет и особенно концовка могут разочаровать: ради чего все это затевалось? Но Ялмари Хеландеру есть что сказать.
Режиссер прославился двумя короткометражками про альтернативную историю Рождества – и про суровых финских парней, которые дарят нам этот праздник. Потом появился своеобразный сиквел, полнометражный дебют Ялмари «Санта на продажу» (2010), где северяне находят в толще земли языческого Санту-каннибала и возвращают людям веру в чудо. Позднее вышел сумасбродный псевдоголливудский боевик «Большая игра» (2014) с Сэмюэлем Л. Джексоном: казалось, теперь Хеландера должны были рекрутировать на Фабрику грез. Но нет: после пары сериалов режиссер вновь снял чисто финскую историю, хоть и в партнерстве с Великобританией.
«Бессмертный» рассказывает о том же, о чем и предыдущие фильмы Хеландера (кроме нарочито пародийной «Большой игры»). Только в этот раз он смыл всю мистику и иносказательность и получил самородок, в котором отражается история Финляндии XX века. Человек трудится на родной земле и однажды находит сокровище – об этом все картины режиссера. В «Бессмертном» же появляются чужаки, которые хотят все забрать, но вместо богатств в недрах Севера они находят смерть.
Насколько невыносимо пафосно это звучит в пересказе, настолько же органично выглядит в форме боевика. Вдобавок Хеландер умудряется сохранить абсурдный финский юмор: «капиталистическая» концовка – ироничное отражение того пути, по которому пошла Финляндия после Второй мировой. И все это – за полтора часа и почти без слов. Патриотическое кино может быть и таким.
Комментарии