Кино

«Бескрайний бассейн» Брэндона Кроненберга: Путевка в ад с Миа Гот

Богатые американцы приезжают на курорт и тут же попадают в неприятности – так звучит, кажется, самая популярная завязка сезона. Но на сей раз в режиссерском кресле Брэндон Кроненберг, сын культового постановщика, поэтому поднадоевший анекдот на глазах мутирует в извращенный фильм ужасов. Премьера «Бескрайнего бассейна» прошла в январе на фестивале «Сандэнс», и теперь он доступен онлайн. Рассказываем, какой получилась третья картина Кроненберга-младшего.

Если первые две ленты Брэндона Кроненберга вполне можно назвать боди-хоррорами, то с «Бескрайним бассейном» все не так просто. Дебютировав в 2012 году с «Антивирусом», режиссер перенял эстафету у отца, который в XXI веке предпочитал другие жанры. Вторая работа Брэндона, «В чужой шкуре», доказала: семейное дело в надежных руках. Но в 2022-м, когда сам Кроненберг-старший вернулся к боди-хоррору в «Преступлениях будущего», младший решил попробовать нечто иное.

«Бескрайний бассейн» – все еще фильм ужасов, зацикленный на отношениях с телом, но особых мутаций в кадре нет. Зато есть язвительный социальный подтекст. Лощеный американский писатель Джеймс (Александр Скарсгард) вместе с богатой женой Эм (Клеопатра Коулмэн) едет отдохнуть на побережье в бедную туристическую страну. По периметру отеля, который больше смахивает на советский НИИ, колючая проволока: местные не прочь ограбить богатых гостей. Скучающий взаперти Джеймс знакомится с соблазнительной актрисой Габи (Миа Гот) и ее мужем, обожающими его книгу. Четверка подкупает охрану и пускается в приключения, которые обойдутся героям очень дорого.

Социальные противоречия верховодят сюжетом добрую половину времени. В центре истории – нездоровые отношения богатого Запада и нищей периферии. Действие фильма происходит в выдуманной стране Ли-Толка, чей восточноевропейский колорит обретает демонические черты. Преступникам здесь грозит кровная месть, а обеспеченные туристы могут заказать клона, если не хотят умирать сами. Этим вовсю пользуются богачи, дорвавшиеся до запретных удовольствий.

У гротеска Брэндона Кроненберга отчетливый корпоративный привкус. Этим сын отличается от отца: если старший снимал преимущественно про подпольные эксперименты и безумных энтузиастов, то младшего интересует безликий капитализм, покусившийся на человеческое тело. И в «Антивирусе», и в «Бескрайнем бассейне» все легально: нужно только заплатить. Новые опции, будь то покупка звездных болезней или бесконечное клонирование, – верный путь к человеческому скотству. Но что первично: больное общество или извращенные инстинкты? Это на своем примере выясняет бедолага Джеймс.

Символично, что он, будучи писателем, – тоже творец, поэтому фильм легко принять за кривое зеркало, куда смотрится Кроненберг-младший. У персонажа Скарсгарда даже изъяны как у карикатурного художника: он падок на лесть, высокомерен, безволен, боится реальной жизни и не обращает внимания на близких. Естественно, сексуальная актриса быстро сведет его с ума. Дуэт Скарсгарда и Гот – возможно, главное достоинство «Бескрайнего бассейна». Швед точно играет красавца с гнильцой, который воображает себя брутальным самцом, а оказывается испуганным ребенком. Миа Гот вообще мало одного образа, она тут – женщина в кубе: и роковая девушка, и тираническая мамаша, и безумная истеричка.

Конечно, от режиссера с подобной биографией ждешь большего внимания к актерскому телу. Все-таки и Скарсгард в «Варяге», и Гот в «Пэрл» доказали, что владеют пластикой. Но, несмотря на пару диких идей, «Бескрайний бассейн» – довольно целомудренное в плане эффектов кино. Есть, разве что, пара-тройка галлюцинаций со стробоскопом. Хотя трансформаций в фильме хватает: просто это изменения не телесные, а психологические. Самые зрелищные сцены рождаются из обмана и манипуляций. Брэндон Кроненберг полагается на старый добрый психоанализ и актерскую игру, оставляя физические мутации отцу.

Проблем у «Бескрайнего бассейна» всего две: зашкаливающий пафос и отсутствие юмора. Кроненберг-младший стал сдержаннее в приемах, но интонация по-прежнему на разрыв. Знакомые жанровые ходы использованы с таким апломбом, который даже Гаспар Ноэ себе не всегда позволяет. А из-за нехватки шуток режиссерский максимализм чувствуется еще сильнее. Но ближе к концу абсурд истории спасает Кроненберга и оправдывает его пижонство. Финал «Бескрайнего бассейна» – как у лучших романов. Хочется верить, что когда-нибудь Брэндон попробует себя в чистокровной драме. Поскольку его богатый внутренний мир отлично видно и без расчлененки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

4 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

6 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

7 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

12 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

14 часов назад