Журнал

«Белый, белый день»: Как исландская драма снова возродит в вас человека

Говорят, Андрей Тарковский ценил умение Ингмара Бергмана находить точные лаконичные названия фильмов. В кинематографе краткость — не всегда сестра таланта. Под бритвой Оккама (согласно которой не следует плодить сущее сверх необходимого) и монтажными ножницами сценарий фильма «Белый, белый день» был превращен в картину «Зеркало».

Первоначальное заглавие, впрочем, не пропало, возникнув на обложке фотоальбома со снимками, сделанными Андреем Арсеньевичем на Polaroid (подарок Микеланджело Антониони). Вот и вторая картина исландского режиссера Хлинюра Паульмасона — не только тезка, но и побратим фотокниги Тарковского. Обветренные кадры северной природы и суровых лиц кажутся промерзшими и потому неподвижными. Кино здесь возвращается к истокам, к фотографии, а зрители получают сеанс криотерапии.

Дебютная лента Паульмасона «Зимние братья», тоже белая и озябшая, была согрета критикой, только на фестивале в Локарно завоевав четыре приза. Хлинюр убедительно доказал резонность своего перехода из видеохудожников в режиссеры. Если первый фильм заключал опыт многолетних поисков, то во второй картине постановщик сосредоточился на том, что успел найти. Вернее, на тех — операторе Марии фон Хаусвольф, виртуозно снявшей северные ландшафты на 35-мм пленку, и харизматичном актере Ингваре Сигюрдссоне. Благодаря им кино стоит того, чтобы досмотреть его и получить в награду финальные аккорды Memories Леонарда Коэна.

«Мне белый день чернее ночи», — мог бы сказать Ингимундур, вдовец, случайно узнавший о том, что жена была ему неверна. Дабы заглушить скорбь, он строит дом, перебирая вещи покойной, опекает внучку, доводя ее до слез, и изо всех сил пытается сохранить хладнокровие, но то и дело разражается бессильным гневом. Выслеживание любовника становится одержимостью и разрешается разговором на могиле, в которой обманутый муж хотел похоронить свою боль и подневольного собеседника. Заживо.

«Когда белизна неба сливается с заснеженной землей, слышно, как мертвые говорят с живыми», — обещает эпиграф. Покойные здесь обретают голос в предметах, хранящих тайны, детских страшилках и взрослых страхах, громких воплях «Мы все умрем!» и онемении перед лицом смерти. Увлечение визуальностью и звукорядом не способно, однако, замаскировать слабость сценария, образность гораздо важнее слов и структуры сюжета.

И все-таки ладонью ребенка в ладони взрослого побеждает жизнь. Похоронивший себя до срока герой вновь возрождается. Как в начале начал, в слезах и крови. Из тьмы — на свет белый.

«Белый, белый день» в прокате с 19 марта. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

4 часа назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

5 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

10 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

1 день назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

1 день назад