В сети появилась спортивная трагикомедия «Чемпионы», в которой герой Вуди Харрельсона тренирует баскетбольную команду людей с особенностями развития. Как тут не вспомнить, что хороших фильмов про баскетбол снято куда больше, чем про прочие виды спорта (футболу в этом отношении почему-то не везет). Причем фильмов практических в любых жанрах, от классических духоподъемных историй о пути к мечте до пронзительных подростковых драм и даже дурацкой анимации. Избранные жемчужины мы и решили забросить в кольцо этого материала.
За тридцать лет до того как Вуди Харрельсон заступил на пост тренера в «Чемпионах», он и сам побывал на площадке в качестве простого игрока. Ну, как простого – скорее хитрого трикстера. Который притворяется неумехой, наивно моргая голубыми глазками, а потом резко преображается и выставляет лохов на деньги. А когда он сколачивает дуэт с другим дерзким парнем, которого задиристо сыграл Уэсли Снайпс, стритбол обретает своих королей: сладкой парочке все броски покорны!
На съемках Снайпса и Харрельсона муштровал Боб Ленье, отставная звезда NBA, и под его чутким руководством артисты здорово прокачали спортивные скиллы. Причем из Вуди, как ни странно, вышел более ловкий баскетболист, чем из Уэсли: жизнь и кино вновь имитируют друг друга, взрываясь фонтаном веселья и азарта в этой авантюрной картине, до сих пор ни капли не устаревшей. В текущем году она даже обзавелась ремейком, который, правда, вряд ли бы одобрил Стэнли Кубрик – преданный поклонник оригинала.
Эту выдающуюся документалку обязан посмотреть каждый, кто считает баскетбол лучшей на свете игрой с мячом. Тридцатиминутная изначально короткометражка о двух старшеклассниках из Чикаго, мечтающих стать профессиональными баскетболистами, переросла в трехчасовой эпик не столько о спорте, сколько о различных аспектах жизни в Штатах 1990-х. С особым, конечно, вниманием к социальной сфере: ребята из нищих районов желают выбиться в люди, однако не всем смелым замыслам суждено сбыться.
«Баскетбольные мечты» получили приз на «Сандэнсе», вдохновили критика Роджера Эберта, назвавшего фильм «одним из лучших произведений о жизни в Америке», и заработали солидные по меркам доков $11,8 млн (при бюджете $700 тыс). Авторы ленты Стив Джеймс и Фредерик Маркс отсняли 250 часов материала и в наши дни легко пристроили бы ее на стриминги в сериальном формате: так в 2020-м на Netflix вышел «Последний танец» про Майкла Джордана, а в 2022-м на HBO – «Время побеждать» про «Лос-Анджелес Лейкерс». В нынешнем же виде «Мечты» остаются прекрасным и печальным слепком утекшей в вечность эпохи, когда Джордан только-только завершил карьеру, а Коби еще учился в школе.
Лучшая роль Леонардо ДиКаприо в душераздирающем шедевре по мотивам одноименного автобиографического романа Джима Кэрролла. Это такой маргинальный собрат «Над пропастью во ржи», герой которого подсаживается на сильнодействующие вещества, попутно пишет стихи и время от времени бросает мячик в кольцо в компании балбесов-дружков (одного из них сыграл малоизвестный Марк Уолберг, в юности – тот еще шалопай).
Баскетбол в этой жесткой драме взросления становится для Джима единственной отдушиной. Напоминанием, что есть в мире кое-что еще, помимо мелких грабежей, бесчисленных сигарет и беготни по заплеванным нью-йоркским подворотням в погоне за очередной дозой. Парни играют в баскетбол и в школе, но там дорогу им переходит озабоченный тренер. Зато на улицах игра обретает первозданную чистоту, практически святость – поэтому так врезаются в память удары мяча под дождем, когда подростки сдирают с себя одежду и виснут на кольце после смерти умершего товарища. Жизнь торжествует, несмотря ни на что.
Главный российский блокбастер про баскетбол, который завоевал аж шесть «Золотых орлов», хоть и уступил в ключевых номинациях военной драме Алексея Федорченко «Война Анны». Вдобавок «Движение вверх» замыкает тройку самых кассовых фильмов отечественного производства, пропустив вперед «Холопа» и «Чебурашку». В основе ленты Антона Мегердичева – драматичные события из истории советского спорта, когда сборная СССР по баскетболу победила команду США в финале XX Олимпийских игр 1972 года с преимуществом в очко.
Одна из популярнейших киношных условностей – наступление развязки в самый что ни на есть последний момент. Разминирование бомбы за мгновение до взрыва. Бегство с собственной свадьбы за миг до произнесения рокового «да!» нелюбимому человеку. И все такое прочее. В «Движении вверх» судьба важнейшего поединка тоже решилась в последние три секунды, но ничего не попишешь – так действительно обстояли дела. Тот случай, когда невероятная реальная история и ее эффектное киновоплощение сплелись в зрелищную зрительскую картину с топовым кастом.
Эта меланхоличная драма вышла в трудный период жизни Бена Аффлека. Он крепко закладывал за воротник, актерствовал редко и не больно-то метко, а режиссерскими работами не радовал публику с 2016-го. Еще в 2018-м он официально развелся с Дженнифер Гарнер. Неудивительно, что Бен ощутил такое духовное родство с тренером-алкоголиком Джеком Каннингемом, типичным сбитым летчиком (тоже в разводе), который в незапамятные времена слыл многообещающим спортсменом, а теперь заделался тренером школьной команды лузеров.
От хмурого, мемного вроде бы, но все равно по-своему величественного Аффлека не оторваться. В оригинале картина называется The Way Back, что идеально отражает путь героя и самого артиста. Оба они получают заветный второй шанс, и как этим шансом распорядился Бен – мы прекрасно знаем. Сейчас он счастлив в браке с Джей Ло, а его пятая полнометражка «Air: Большой прыжок» (опять-таки на баскетбольную тему) ознаменовала возвращение Аффлека в уверенную режиссерскую форму. Джека Каннингема же постановщик Гэвин О’Коннор отпускает в менее однозначный момент: когда на горизонте маячат лишь кольцо и оранжевая надежда. Но этого для него более чем достаточно.
Адам Сэндлер – ярый фанат баскетбола. Он может запросто явиться на площадку и постучать мячом в компании случайных людей, причем играет актер на загляденье: и финтит лихо, и на пасы не скупится, и в кольцо метко бросает из разных позиций. В 2019-м эта любовь воплотилась в нервной драме «Неограненные алмазы», где Адам исполнил роль взвинченного беттера, который влезает в долги из-за неудачных ставок на NBA. А последовал за ней другой неочевидный хит, где Сэндлер с не меньшим энтузиазмом (но куда большим трепетом) сыграл баскетбольного скаута.
Его Стэнли Шугерман – неисправимый трудоголик, который таскается по Штатам в поисках талантов для клуба «Филадельфия Севенти Сиксерс» и пренебрегает обязанностями мужа/отца. Однажды он натыкается на испанца Бо Круза, который впечатляет его своими навыками и кажется подходящим кандидатом для драфта (ежегодная процедура выбора новых игроков). Но за эту мечту обоим мужчинам предстоит как следует побороться.
Лента «Прорваться в НБА» с ее теплой, совсем не пафосной чуткостью просто обязана прорваться в ваши сердечки! А если вы вслед за Шугерманом еще и баскетболом увлекаетесь, то непременно порадуетесь от обилия знакомых лиц в больших и маленьких ролях. Бо Крузом, например, стал Хуанчо Эрнангомес, до недавних пор выступавший за «Торонто Рэпторс». А вместе с ним на экране появляются Шакил О’Нил, Дирк Новицки, Лука Дончич, Аллен Айверсон, Джулиус Ирвинг и прочие звезды прошлого и настоящего (в общей сложности себя любимых сыграли аж 60 человек).
Еще до братьев Коэн раскололся творческий дуэт братьев Фаррелли («Тупой и еще тупее», «Все без ума от Мэри»). Питер получил два «Оскара» за «Зеленую книгу», а потом закрепил успех отличной военной драмой «За пивом!». Теперь же пробил час сольного дебюта Бобби: в духоподъемной мелодраме «Чемпионы» Вуди Харрельсон тряхнул стариной и вновь вооружился оранжевым мячиком. На сей раз – в качестве ассистента тренера из низшей лиги. Он влип в неприятности, был приговорен к 90 дням общественных работ и стал наставником команды «Друзья», состоящей из людей с интеллектуальными ограничениями.
Второго «Арахисового сокола» из «Чемпионов» не вышло, но с точки зрения репрезентации на экране инвалидов он выполняет исключительно благую миссию, доказывая, что все они по-своему чемпионы. А вдобавок напоминает, что баскетболистов нельзя холодно воспринимать лишь как профессиональных спортсменов (или спортсменов-любителей): каждый из них – еще и уникальная личность со своими достоинствами и тараканами. Вуди Харрельсон же в очередной раз подтвердил статус самого обаятельного человека на планете, поучаствовав в том числе в дружелюбной подколке в адрес закадычного приятеля Мэттью МакКонахи.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…