Интервью

Оксана Барковская: «Я делаю только то, что действительно может изменить чью-то жизнь»

Долгое время Оксана Барковская была известна как документалист и автор телепрограмм для самых разных зрителей. В ее профессиональном портфолио более сотни проектов, получивших признание в России и за рубежом. Но оказалось, что не всякую историю можно показать в документальном кино. И чтобы рассказывать обо всем, что ее волнует, режиссер решила снимать игровые фильмы и сериалы. Сейчас популярность набирает «Плакса» по сценарию Барковской, а самым нашумевшим стал сериал «Новенькие». О том, как этот фильм создавался, о чем нужно разговаривать с детьми и какие новые проекты нас ждут, «КиноРепортер» и поговорил с Оксаной.

«Новенький» – один из немногих современных проектов, затрагивающих одновременно несколько актуальных тем, включая буллинг и абьюз. Почему вы решили посвятить свой художественный дебют именно подростковым проблемам?

— Это не совсем мой художественный дебют. Первым был дипломный фильм «Зайку бросила». Он тоже основан на реальных событиях. Это история семьи, в которой растет мальчик с аутизмом. Картина получила большое количество наград на различных российских и международных фестивалях и была отмечена критиками. Если можно сказать, что остро социальный проект вообще может иметь успех, то «Зайку бросила» свой успех получил.

Но мне было очень важно сделать кино о подростках, потому что в России просто не было подобного контента. Сейчас он пытается появится – не могу сказать, что с таким же успехом как у «Новенького», но тем не менее хорошо, что это уже есть. Я считаю, такие фильмы очень важны, потому что наши подростки должны смотреть не только зарубежное кино, подсматривая «а как у них?», а  решать свои проблемы, которые происходят непосредственно в российской школе, в российском дворе. Нужно было сделать проект, который даст возможность подросткам ответить на вопросы, которые их очень тревожат.

«Новенький» основан на реальных событиях, и это, безусловно, вызывает больший отклик у аудитории, чем вымышленный сюжет…

— Да, в каждом сезоне –  компиляция нескольких реальных историй, которые затрагивают ту или иную проблему. В первом сезоне – буллинг, во втором – абьюз, в третьем – выбор жизненного пути. Четвертый сезон посвящен детским травмам, которые есть у каждого из нас.  Мы решили показать класс, в котором растут разные дети – из разных семей, с разной генетикой, разными семейными, культурными кодами. И как они могут вместе существовать, дружить или не общаться.

Показали, что происходит в среднестатистической российской школе. Практически все дети и родители на фокус-группах говорят: «Нам нравится «Новенький», потому что это о нашей семье», «Это о наших детях», «о моих учителях», «о моих родителях», «о моих друзьях»… Поэтому больше 100 миллионов просмотров в совокупности, поэтому такой успех и такая большая фанатская база у сериала.

Вы с самого начала хотели переложить документальную историю на художественные рельсы?

— На самом деле, у меня больше 100 документальных проектов и больше 20 из них отмечены международными и российскими наградами. Изначально, когда я пришла учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров к мастеру Владимиру Ивановичу Хотиненко, он спросил меня: «Почему ты решила перейти из документального кино в игровое?» Я не могу сказать, что сделала абсолютный переход.

Думаю, что в моей жизни еще будет документалистика. Я ее люблю и буду снимать, если появится тема, которая меня серьезно зацепит. У меня счастливая карьера документалиста – я никогда не снимала о том, что мне не интересно. И когда я снимаю игровой фильм, я беру реальную историю и перевожу ее на киноязык, потому что, к сожалению, не всякое документальное кино можно снять, не все можно показать. Получается, что это моя личная режиссерская формула.

В сериале закономерно много юных артистов. Каково работать с молодыми актерами и актрисами? Быстро нашли общий язык или вам все же пришлось к ним притираться и завоевывать доверие и уважение?

— Мне очень хорошо и комфортно работать с юными ребятами, у меня дети такого же возраста. Со своими собственными детьми у меня прекрасный контакт, потому что я с ними дружу с самого их рождения и многому сама у них учусь. Не могу сказать, что к актерам отношусь как к своим детям, но для меня они  находятся в данный момент в зоне моей ответственности. Кроме того, что они должны классно отработать и мы вместе должны сделать отличную историю, я знаю о каждом моем актере, наверное, немножечко больше, чем нужно знать режиссеру. Но это очень помогает в работе, когда они рассказывают мне о какой-то проблеме, я специально пишу монолог для того или иного героя, чтобы он смог прожить свою эмоцию, свою боль на площадке. Это такая кинотерапия. Вот поэтому, мне очень классно и легко с ними творить. Все происходит очень органично.

Зрители несколько лет наблюдали за трансформацией их любимых персонажей. А как сами исполнители изменились за время работы над «Новеньким»?

— Актеры очень изменились за эти три с половиной года. Ко мне они пришли совсем «котятами-утятами», некоторым было 16–17 лет, когда мы начали работать, а сейчас это уже такие повзрослевшие люди, студенты. У некоторых из них, например, у Лизы Запорожец, актерская карьера стремительно полетела вверх. По большому счету, Глеба Калюжного заметили и стали активно снимать после «Новенького». Сейчас он один из самых востребованных молодых актеров в России. Так что, да, они очень серьезно растут и с профессиональной точки зрения, и с человеческой. Я ими очень горжусь, любуюсь. Для меня они родные, близкие ребятки.

С Глебом Калюжным на съемках сериала «Новенький»

Как ваш журналистский опыт пригодился при работе над сериалами?

— Журналистский опыт, несомненно, необходим. Каждого своего актера я интервьюирую перед тем, как мы входим на съемочную площадку. Мне очень важно знать, что у него внутри, чем наполнен артист. Мне не нравится подход некоторых режиссеров: «Ты актер, ты пустой, я тебя буду наполнять». Это неправильно, на мой взгляд. У каждого человека есть огромное количество внутреннего, личного, прекрасного, что можно органично вписать в фильм. Думаю, что именно поэтому многие зрители «Новенького» говорят, что у нас такое точное попадание в актеров. Часто события из их жизни схожи с теми, что они проживают на экране.

У вас двое детей – дочка Елизавета и сын Игорь. Сталкивались ли когда-нибудь они со школьным буллингом или другими подростковыми проблемами?

— У меня прекрасные дети. Не могу сказать, что они сталкивались со школьными проблемами, но у них первые 6–7 лет в классах были дети, которые и буллили, и абьюзили. Потом дети перешли в замечательную школу, которая для меня является образцом. Я сама сменила 7 школ и все их вспоминаю с ужасом, а иногда даже с ненавистью. 

Что касается каких-то проблем переходного возраста – да, все было, как во всех нормальных семьях. Конечно, мы это вместе переживали, проговаривали, общались с психологами. Сейчас Лизе 18 лет, а Игорю – 19. У нас абсолютное доверие и мы точно знаем: если быть честным по отношению друг к другу, уважать друг друга, беречь, то все можно решить. Я говорю и своим детям, и своим актерам: «Кроме смерти все можно изменить, все можно исправить».

Какой совет вы можете дать родителям, которые не знают, как обсудить со своими детьми эти темы?

— Просто нужно не бояться говорить со своими детьми. Сейчас в рамках инфотура с сериалом «Плакса», где я и Ирина Гурьянова – сценаристы, многие дети обращаются к нам со своими проблемами. Я спрашиваю: «Вы вообще с родителями своими разговариваете?» – «Нет, родители с нами не говорят». А надо со своим ребенком говорить и относиться к нему с огромным уважением как личности. А не как к человеку, которого вы родили для того, чтобы он вам когда-нибудь принес стакан воды.

Возвращаясь к «Новенькому». Каждый сезон завершается своеобразным послесловием, в котором ключевую проблему обсуждают члены съемочной группы, эксперты, психологи.

— Все сценарии наших проектов вычитывают психологи и если эксперт говорит, что эту тему трогать не надо, потому что эта тема так или иначе может кого-то на что-то спровоцировать, то мы убираем целые эпизоды для того, чтобы никого из детей или взрослых не спровоцировать на какую-то нехорошую историю.

По вашему мнению, родителям следует следить за психологическим состоянием ребенка?

— Психологи нужны обязательно, обращаться к ним не стыдно. Но это должна быть не популярная беллетристика, которая продается во всех книжных, а настоящий клинический психолог, специалист по детским или подростковым проблемам. Ментальное здоровье – это то, на что нужно обращать внимание. На физическое здоровье – разумеется, тоже. Но, как мы знаем, очень многие проблемы идут из головы.

Подростковые проблемы разных поколений – одновременно и похожи, и отличаются друг от друга. Какие, по вашему мнению, проблемы вскрыл массовый уход общества в цифровое пространство?

— Самая основная проблема – мы перестали общаться, каждый ушел в свой маленький виртуальный мир, и он заменил реальный. И, к сожалению, очень многие проблемы ушли туда же – в это цифровое пространство. Проблемы, которые можно было бы решить, если проговорить с ребенком. Но он остается с ними один на один или обсуждают с какими-то своими виртуальными друзьями, с тем самым миром, куда он уходит, когда берет в руки гаджет. Природа нас наделила тем, чем не обладает ни одно живое существо – мы умеем говорить, умеем слушать, через слова выражать свои чувства и эмоции, рассказывать о своих проблемах и о своих радостях. Поэтому нужно это делать, не стоит стесняться.

Вы активно работаете над многосерийными проектами. А если у вас желание заняться полным метром? И какой теме вы бы хотели его посвятить?

— Да, в активной работе у меня всегда много проектов. Сейчас мы готовим очень классный сериал «Песок». Надеюсь, что в следующем году он станет знаковым для подростков. А еще «Стекло» и спин-офф «Новеньких». Конечно, я хочу снять и полнометражное кино. У меня есть две важные темы. Первая – рассказ о взрослой женщине, которая родилась и выросла изначально хорошей, но потом жизнь сделала ее плохой. Это грустная история и остросоциальная – она связана с ребенком из детского дома. Вторая – очень личная история моих родителей. Отец был много лет в Афганистане военным советником. Мама была с ним. Там с ними произошла одна личная драма, которая изменила жизнь многих. А я очень хочу об этом рассказать.

Все проекты – и документальные, и игровые – я делаю только, если они действительно могут изменить чью-то жизнь. Они все социальные, с какими-то очень важными темами. Если у меня есть возможность до кого-то достучаться через экран, я эту возможность буду использовать. Иначе творчество бессмысленно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Новенький

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

7 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

8 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

12 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад