В Театре имени Пушкина премьера по Оскару Уайльду. Худрук Евгений Писарев, не мудрствуя лукаво, решил довести до конца начатое создателем Камерного театра Александром Таировым, репетировавшим «Веер леди Уиндермир» в конце 1940-х. Постановка эта стоила ему карьеры, а театру – самого существования. Но в юбилейный год историческая справедливость восторжествовала, и блистательная феерия все же состоялась.
Более того, она выплеснулась в зрительный зал. Не в последнюю очередь благодаря дворецкому в исполнении Марка Кондратьева. Паркер из пьесы стал Патриком, приобрел черты книжного Дориана Грея, заместил всех горничных и к тому же заделался первосортным конферансье. Он объявляет гостей, ломая четвертую стену, подначивает зрителей и отпускает колкие комментарии по поводу всего на свете.
А еще аккомпанирует тем, кому это необходимо, и даже поет. Кроме того, в программке Кондратьев значится и как композитор, а это значит, что его вклад в спектакль действительно всеобъемлющий. И шутка «Я везде, сэр» сразу приобретает другой объем.
Танцев и музыки здесь непривычно много, да и герои, на один вечер оказавшиеся не в Туманном Альбионе, а на Тверском бульваре (скорее концептуально, чем буквально), несколько подрастеряли аристократические манеры. Так, например, молодой австралиец Хоппер, порядочно напившись, начинает изображать кенгуру, а джентльмены не прочь поддержать матросскую песню – разумеется, тоже в изрядном подпитии и за закрытыми дверьми.
Намеренную театрализацию подчеркивает оформление сцены и ее глубина – за первым планом, как правило, скрывается и второй, и третий.
Доля эксцентрики вполне вписывается в национальный портрет англичан, но гораздо отчетливее в нем проступают снобизм и лицемерие. Россыпь блистательных афоризмов проверена временем, и к наследию Оскара Уайльда – его фотография красуется на занавесе – здесь относятся бережно. Более того, добавляют метаотсылки к его другим произведениям – «Идеальному мужу», «Как важно быть серьезным», «Кентервильскому привидению».
Самими остротами стараются не злоупотреблять, чтобы создать пространство для нужного эффекта. Эта осторожность иногда чувствуется и в актерском подходе: некоторые реплики (особенно этим грешит Огастус – Алексей Рахманов) будто специально не докручены, а потому ускользают от зрительского внимания. Другие, впрочем, встречают бурную реакцию заслуженно.
Уверенностью в своих силах отличается миссис Эрлин, перевернувшая жизнь всего высшего света. Виктория Исакова – явный стержень, на который нанизываются истории всех остальных персонажей. Ее невозможно игнорировать, с ней нужно считаться – и эту несгибаемую волю актриса транслирует с необычайной силой, не вызывающей встречных аргументов. Блеснуть она успевает и нарядами, контрастирующими с многослойными платьями и пышными шляпками почтенной публики.
Для молодой пары – Маргарет и Артура Уиндермир – ее появление оказывается самым жестоким испытанием. Дмитрий Власкин то и дело закипает от ярости и в ответ получает совет «учиться ненавидеть с улыбкой». Героиня Евгении Леоновой тоже устает сдерживаться, но ее ситуацию скорее можно описать другой цитатой писателя: «Старики всему верят, люди зрелого возраста во всем сомневаются, молодые все знают».
В «Плохих хороших» действительно обходится без нравоучений – если Уайльд что-то и проповедовал, так это эстетизм. Более того, персонажи часто оперируют в зоне так называемой серой морали. Что нисколько не умаляет определенной сентиментальности, замешанной на родственных отношениях. Кстати, тоже классического для пьес Оскара приема.
Пикировки не успевают затянуться, неожиданные выходки (куплет про эмира из Ташкента при всей нелепости вполне тянет на викторианский лимерик) способны удержать внимание, а царящий на сцене задор – пока аккуратный, но уже мощный – не могут не очаровать. Любопытно, что для Евгения Писарева это вторая премьера за месяц – в Театре наций идет его «Тартюф» – с похожим выводом: в приличном обществе шутка всегда предпочтительнее скандала. Что особенно приятно – в обоих случаях шутка вышла не только удачной, но и весьма приятной.
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении народного артиста РСФСР Михаила Боярского орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.…
Министерство культуры утвердило список приоритетных тем государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2025 году. Приказ об этом опубликован на официальном сайте…
После успеха байопика «Руки Вверх!» может показаться, что Влад Прохоров рискует застрять в амплуа красивого, целеустремленного мальчика. Но, встретившись с…
Даже в разгар работы над «Касабланкой» ее производство казалось многим настоящей авантюрой. Герой фильмов нуар Хамфри Богарт впервые выступал в…
Удивительно, но как минимум два всеми любимых мохнатых киногероя волею создателей связаны с апельсинами. Медвежонок Паддингтон начал свое путешествие из…
В Москве завершился Международный фестиваль «Дни короткометражного кино» (Short Film Days). Жюри смотра выбрало лучшие игровые, документальные, анимационные и нейросетевые…