Раз в несколько лет кого-то из известных режиссеров, сценаристов и продюсеров обвиняют в наглом воровстве идей. Иногда это происходит просто на словах, но некоторые упорные граждане идут со своими претензиями в суд. «КиноРепортер» собрал десятку таких примеров, начиная с самых свежих.
В начале апреля стало известно, что иранский суд признал двукратного оскаровского лауреата Асгара Фархади виновным в плагиате идеи фильма «Герой». За эту драму режиссер в прошлом году получил Гран-при жюри Каннского фестиваля, что позволило картине успешно показать себя в прокате и собрать $2,5 млн.
В Тегеране установили, что сюжет взят из документального фильма «Все победители, все проигравшие», снятого бывшей студенткой Фархади. Решение окончательное и обжалованию не подлежит, а мера наказания будет определена на отдельном заседании. В числе возможных – выплата всего дохода от показа фильма в кинотеатрах и онлайн, а также отбывание срока в тюрьме.
Читайте также:
Энциклопедия (иранской) жизни: Шесть фильмов Асгара Фархади
Рецензия на фильм «Герой»: Страх и ненависть в Иране
Джеймса Кэмерона вечно пытаются обвинить в плагиате. То в суд подаст яхтсмен, утверждающий, что история его предков легла в основу «Титаника» (Стивен Каммингс, кстати, требовал $300 млн компенсации). То чеченский писатель Руслан Закриев заявит, что идея «Аватара» берет начало в его трудах (но до суда так и не дойдет).
А на легендарного «Терминатора» и вовсе покушались несколько раз. Прославленный фантаст Харлан Эллисон утверждал, что Кэмерон списал идею фильма с его рассказа «Солдат», где один путешественник во времени преследует молодую героиню, а второй ее спасает. Кинокомпания, которая занималась производством проекта, пошла на уступки и вписала имя писателя в титры, выплатив ему компенсацию, что взбесило постановщика.
Спустя годы нашлись и недовольные «Терминатором 2»: австралийская семья обвинила Кэмерона в «незаконном использовании идеи трансформирующегося существа». По словам Филии и Константиноса Куртис, они еще в 1987 году придумали такого персонажа и даже наняли сценариста Уильяма Грина для написания скрипта к будущему фильму. Который на свет так и не появился, зато в 1991 году Джеймс Кэмерон как раз выпустил сиквел своей нашумевшей картины. Любопытно, что супруги выиграли первый суд – против того самого сценариста, якобы перепродавшего идею в Голливуд. А вот против режиссера дело уже не пошло: суд отклонил запрос.
А вот история с «Формой воды» вышла громкой. Шутка ли: за 10 дней до церемонии раздачи «Оскаров» на создателей одного из главных претендентов на награду подают в суд. Под огнем оказались сам Гильермо дель Торо, продюсер Дэниэл Краус и студия Fox Searchlight, которых сын драматурга Пола Зиндела обвинил в воровстве идей из пьесы его покойного отца. И попутно потребовал присудить ему доходы от проката фильма, а также запретить показ картины на территории США.
Дело разрешилось лишь несколько месяцев спустя, когда сама церемония уже прошла, а шумиха спала. Федеральный судья США Перси Андерсон счел, что фильм никоим образом не нарушает авторские права на пьесу «Позволь мне услышать твой шепот» 1969 года. Согласно постановлению, произведения и их темы разительно отличаются, а все элементы сходства слишком абстрактны, чтобы считать их посягательством на интеллектуальную собственность.
Читайте также:
Как Гильермо дель Торо приручил своих монстров
А вот Найта Шьямалана обвинили не только в плагиате, но и в «гендерном высокомерии». Судились из-за сериала «Дом с прислугой»: постановщица Франческа Грегорини обвинила постановщика, сценариста Тони Басгэллопа, и стриминг AppleTV+ в воровстве идеи из ее фильма «Эммануэль и правда о рыбах», премьера которого состоялась на фестивале «Сандэнс» в 2013 году. Грегорини заявила, что Шьямалан использует пресловутый male gaze, демонстрируя проблемы и трудности взросления без матери, а также сексуализирует женщин, поскольку персонажи мужского пола обсуждают «безумие» привлекательной героини.
Федеральный суд США отказал в подаче иска о нарушении авторских прав, поскольку два произведения «не обладают существенными сходствами и рассказывают абсолютно разные истории». Подробнее о всех различиях слуги Фемиды расписали в 14-страничном документе по иску, что Грегорини не успокоило. Не помогли даже уверения Шьямалана и Басгэллопа в том, что ее фильм они не видели. Франческа в ответ заявила, что режиссера и раньше обвиняли в плагиате, а также обвинила «всемогущих мужчин в развлекательной индустрии, которые переиначивают чужие работы без указания авторства».
А вот Люк Бессон, напротив, столкнулся с гораздо более могущественным соперником, чем он сам. Джон Карпентер уличил французского постановщика в плагиате своего культового фильма «Побег из Нью-Йорка». Верховный суд Парижа подтвердил, что в ленте «Напролом», сценарий которой Люк Бессон написал в соавторстве с режиссерами фильма Стивеном Ст. Леджером и Джеймсом Мэтером, содержатся ключевые элементы карпентеровского фантастического боевика. Разве что события разворачиваются в космической тюрьме для преступников. К слову, рассмотрел суд и слова одного из рецензентов, который прямым текстом заявил, что Карпентер может рассматривать фильм как ремейк его собственного проекта. Как говорится, хорошая идея на вес золота.
А вот сумма компенсации оказалась не такой значительной, как рассчитывал истец. Он запрашивал 3 млн евро, но суд обязал кинокомпанию EuropaCorp уплатить штраф в размере 80 тыс. евро, из которых 20 тыс. были предназначены непосредственно Джону Карпентеру, 10 – соавтору сценария «Побега из Нью-Йорка» Нику Каслу и 50 – кинокомпании StudioCanal, владеющей правами на фильм.
Читайте также:
Музы француза: 7 лучших женских персонажей Люка Бессона
Студию Disney тоже регулярно обвиняют в плагиате, и дело часто доходит до суда. Однако бывают случаи, когда один проект провоцирует целый вал жалоб и судебных претензий. Так, например, эксперт в области детского развития Дэнис Дэниэлс заявила, что мультфильм Пита Доктера основан на программе для детей The Moodsters, где также фигурируют антропоморфные эмоции. Все бы ничего, но, по словам Дэнис, она и ее команда представляла идею фильма компаниям Disney и Pixar несколько лет подряд – с 2005 по 2009 год. Иск был отклонен апелляционным судом три года спустя.
Следующий иск был подан писательницей из Невады Карлой Дж. Мастерсон, утверждающей, что компания сплагиатила ее книги «Что по ту сторону радуги?» и «Тайна золотого зеркала». Решения по делу до сих пор нет.
Последним на данный момент человеком, которого возмутила «Головоломка», стал канадец Деймон Пуршиан. В 1999 году он написал сценарий с тем же названием, по которому год спустя был снят короткометражный фильм. Связь с компанией возникла, когда выпускник Шеридан-колледжа узнал, что другие студенты часто устраиваются в Disney и Pixar. Теперь он требует, чтобы его имя было включено в титры, помимо компенсации других убытков, сумма которых публично не разглашается.
«Узнав о многочисленных связях между показами его работ в кампусе в 2000 году и Disney/Pixar, он пришел к выводу, что компании нарушили авторские права на его работу, – говорится в заявлении. – Даже названия двух произведений идентичны, не говоря о том, насколько совпадают отражения внешнего и внутреннего мира героев».
Сету МакФарлейну прилетела повестка в суд за плюшевого медведя. Вскоре после выхода комедии «Третий лишний», одним из героев которой стал медведь Тед, любитель выпить, покурить и посквернословить, создателю «Гриффинов» и «Американского папаши» пришлось доказывать, что он не украл идею персонажа у другого автора.
Истцом стала компания Bengal Mangle Productions, выпускавшая интернет-сериал «Академия актерской школы» на YouTube и других цифровых площадках. В числе прочих там фигурировал плюшевый медведь по имени Чарли с кучей вредных привычек. Окружной иск Калифорнии в итоге сходств не нашел и иск отклонил. Правда, МакФарлейну пришлось рассказывать, как именно он придумал своего персонажа, чтобы удовлетворить истцов.
Кстати, до этого плюшевого мишку со специфическим поведением отыскали и в веб-комиксе «Представь себе». Однако автор был настолько «опустошен происходящим», что не стал предпринимать никаких действий, в том числе и легального характера.
После премьеры «Джанго освобожденного», собравшего в прокате почти полмиллиарда долларов и получившего «Оскара», на Квентина Тарантино подали в суд за плагиат. Ирония в том, что режиссер регулярно цитирует эпизоды из других фильмов, а его беспрецедентную насмотренность журналисты используют как предлог для создания той или иной подборки.
Но Оскар Колвин-младший и его сын Торрэнс Дж. Колвин решили стоять до конца. Истцы обнаружили сходство сценария картины с их собственным произведением под названием «Свобода», которое было зарегистрировано Американской гильдией сценаристов в 2004 году. Они упирали на то, что главным героем «Свободы» был беглый раб Джексон Фриман, который стремится освободить свою семью из-под власти жестокого плантатора, говорили, что в агентстве Уильяма Морриса, куда они отправили сценарий, обсуждали Квентина Тарантино как возможного соавтора, и требовали $100 млн компенсации (хотя раньше даже иски были скромнее). Но дело в итоге заглохло.
Читайте также:
Власть псов: Квентин Тарантино и его дебют, потрясший Голливуд
Омерзительный актер, прирожденный сценарист и бесславный
Еще один мультфильм Disney «Холодное сердце» тоже не раз становился предметом судебных споров. Однако претензии выглядят довольно специфично. Так, среди истцов значится кувейтская писательница Мунифа Абдулла, которая утверждает, что в «Холодном сердце» используются детали сюжета, темы и персонажи из ее рассказа «Снежная принцесса» 2007 года. Также автор подала в суд на сценаристку и сорежиссера мультфильма Дженнифер Ли, у которой якобы были «возможности наблюдать» за работой Абдуллы.
Однако самый первый судебный процесс был, пожалуй, и самым громким. В сентябре 2014 года латиноамериканка Изабелла Таникуми подала на компанию в суд на $250 млн, утверждая, что фильм основан на ее жизни. Буквально – в мультфильме якобы цитируются отрывки из ее автобиографии 2010 года о взрослении в Андах.
Первая американская картина Альфреда Хичкока «Ребекка» основана на романе английской писательницы Дафны дю Морье. Можно решить, что именно она подала в суд на киноделов, однако на самом деле ей вместе с продюсером ленты Дэвидом Селзником пришлось побывать на стороне ответчиков. Истцом стала Эдвина Левин Макдональд, которая посчитала, что в основу «Ребекки» – и книжной, и кинематографической – лег ее собственный роман «Слепые окна». Макдональд требовала возмещения убытков, однако суд к ее просьбе остался равнодушен. В январе 1948 года жалоба была отклонена.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Ребекка»: стильное, но не обязательное кино про скелеты в шкафу
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…