Когда понимаешь, что новый фильм любителя абсурда и эксцентрики Дэвида О. Рассела будет про Амстердам, а синопсис обещает историю искалеченных ветеранов Первой мировой, втянутых в убийство, представляешь самое отвязное приключение этой зимы. Но Рассел не так прост – поставить самую веселую истерику для него давно не самоцель. Рассела все больше интересует мир грез и все меньше – грубая повседневность.
Как и другие фильмы режиссера, «Амстердам» рассказывает о прошлом. В этот раз это Нью-Йорк 1933 года и немного – Европа 1918-го. Чудом уцелевшие в Первой мировой ветераны Берт Берендсен (Кристиан Бэйл) и Гарольд Вудман (Джон Дэвид Вашингтон) пытаются привыкнуть к мирной жизни. Получается не очень. Берт – бедовый доктор без глаза, который лечит на дому таких же ветеранов и страдает от болей; Вудман – афроамериканец, который хочет стать адвокатом в расистской Америке. Однажды их просит о помощи дочь их бывшего командира: ее отец скончался при странных обстоятельствах. Дальше начинается причудливое путешествие в закулисье мировой истории, где царят заговоры и конспирология.
Самое удивительное в этой истории – то, что она не такая уж и выдуманная. В 1934 году генерал-майор Смедли Батлер выступил в Конгрессе США и заявил, что богатые промышленники пытались втянуть его в заговор, чтобы свергнуть президента Рузвельта. Сначала все смеялись, а потом расследование конгресса показало, что подготовка к заговору велась. Но этот невероятный сюжет для Рассела – просто фон, чтобы рассказать свою любимую историю о чудаках и изгоях, которые снова становятся кому-то нужны.
По сути своей «Амстердам» – это все тот же Рассел: абсурд, токсичные родственники, эксцентрики всех мастей и обязательный хеппи-энд. Только интонация другая – не надрывная, а лирическая, даже сказочная: прямо как в старом кино, под которое стилизован фильм. Цвета здесь приглушены, а оркестровый саундтрек напоминает о классическом Голливуде. Каст может потягаться с фильмами той поры: кроме Бэйла и Вашингтона, здесь Марго Робби, Роберт Де Ниро, Аня Тейлор-Джой, Рами Малек, Крис Рок.
Сила режиссера всегда была в том, как он сочетал несочетаемое: абсурд, переходящий в истерику и мордобой, у него соседствовал с эмпатией и сентиментальностью. Чем дальше, тем чувствительнее становился режиссер: это хорошо видно в «Джой» (2015), остроумной мыльной опере о внезапном успехе домохозяйки. «Амстердам» – окончательная победа чувств над логикой и расчетом. Сказка в духе старого Голливуда оказывается идеальной формой для сентиментального путешествия его героев-неудачников. Может быть, это не так уж остроумно, местами слишком запутанно, в паре сцен скучно. Но такая история просто необходима под Новый год: чудо случится, все выживут, любовь победит.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…