Уже не первый год Роберт пытается убедить зрителей в том, что никакая он не звезда. И тем не менее артист на космической орбите. В своем новом фильме «Высшее общество» он носит скафандр, преодолевает притяжение черной дыры, воспитывает дочь. И еще раз подтверждает свой статус артхаусного актера.
Семидесятилетняя Клер Дени — ярчайшая представительница французского сinéma d’auteur, учившаяся у классиков вроде Жака Риветта и Вима Вендерса, и сама ставшая классиком при жизни. Ее фильмы — чистый артхаус, для многих невыносимый: в ленте «Что ни день, то неприятности» главные герои занимались каннибализмом, а зрители, зажав рот, выбегали из зала. Кресла на показах «Высшего общества» тоже нередко пустели…
Казалось бы — где она и где Роберт Паттинсон, красавчик-вампир из «Сумерек», звезда светской хроники, чье расставание с Кристен Стюарт обсуждалось всем миром? Но в том-то и дело, что сегодняшний Паттинсон имеет мало общего с Эдвардом Калленом, зато роль потерявшегося в вечности астронавта в поисках себя подходит ему лучше, чем кому-то еще.
Это не первый выход актера в открытый космос. Пять лет назад один российский (sic!) астроном назвал в честь него небесное тело — астероид 246789 Pattinson обречен вечно кружить вокруг Солнца, он никогда не сблизится с Землей. Но пять лет назад Паттинсон был всего лишь звездой вампирской саги — в этом качестве его знали все, включая жену астронома, которая и попросила мужа о таком подарке. Интересно, что сказала бы она сейчас, посмотрев «Высшее общество»?
За последние пять лет Паттинсон не снялся ни в одном народном блокбастере, ни в одной картине с бюджетом больше $20 млн. Как и его подруга по «Сумеркам» Стюарт, он сделал выбор в пользу артхауса — по большей части европейского: «Меня страшно бесит, когда люди считают: «Если фильм не популярен, значит, он не удался». На мой взгляд, если ты сыграл в чем-то особенном, рассказал историю, непохожую на сотни других, и хотя бы один человек в зале сказал: «Да, это мое кино», значит, ты все сделал правильно. По крайней мере, в моем случае это работает гораздо лучше, чем если бы я веселил толпу».
Между прочим, он сам написал Дени, что хочет у нее играть. «Я не поняла, что этому парню от меня надо, — вспоминает режиссер. — Он был слишком молод для этой роли. И слишком красив. И вообще — из другой Вселенной. Я боялась с ним встречаться». Роль одинокого астронавта, который несчастен примерно так же, как астронавт из «Луны 2112», но все-таки по-своему, предназначалась Филипу Сеймуру Хоффману. Когда тот умер от передозировки в феврале 2014 года, Дени посчитала, что с фильмом покончено. И ошиблась — одной встречи с Паттинсоном было достаточно, чтобы взять его на эту роль.
Одним «Высшим обществом» дело не ограничится — режиссер хочет снимать его и дальше: «Этот парень — как русская матрешка, в нем сидит еще один парень, а в том парне еще один, и еще. Он никогда не показывает себя полностью, только часть, и это страшно интригует. Хочется открыть в нем еще что-то новое, и еще».
Клер Дени — далеко не первая, да и не последняя, кто увлекся этой головоломкой английского происхождения. Как правило, если артхаусные режиссеры соглашаются с ним работать, то приглашают его еще не раз. Так было, например, с Дэвидом Кроненбергом — Роберт отметился в его фантасмагории «Космополис», а через пару лет вернулся ради «Звездной карты». Или австралиец Дэвид Мишо — сначала актер сыграл в его «Ровере», в этом году появится у него же в исторической драме «Король».
Интересной особенностью Паттинсона является отсутствие какого-либо амплуа. Перестав регулярно бриться и, наоборот, убрав романтическую лохматую шевелюру а-ля Байрон, которая так заводила старшеклассниц в «Сумерках», он вдруг стал похож на всех сразу: и на пресыщенного миллиардера («Космополис»), и на инфантильного бандита с большой дороги («Ровер»), и на джанки («Хорошее время»), и на Лоуренса Аравийского («Королева пустыни»).
«Я жадный до работы, не умею выключаться, — говорит Паттинсон. — Я из тех больных на всю голову актеров, которые, заканчивая один фильм, уже думают о следующем». Но самое интересное, что в отличие от большинства своих коллег актер не придумывает стратегию, не строит планов, вроде «сначала блокбастер, потом артхаус с прицелом на «Оскара». Он не ищет славы и денег. Ищет материал.
Паттинсон решил сыграть у братьев Сэфди («Хорошее время»), лишь увидев афишу их предыдущей картины «Бог знает что», на которой была изображена лежащая девушка с грязными волосами в неоново-розовом свете. Бог знает, что там такого особенного увидел актер, но чутье у него было верным: «Хорошее время» удостоилось шестиминутной овации в Каннах, а его игру критики сравнивали с работами Джека Николсона и Аль Пачино.
Хотя, да, ради этой роли мелкого преступника-наркомана Роберту пришлось осветлить волосы пергидролем и в буквальном смысле слиться с толпой: во время съемок в Нью-Йорке (режиссеры применили принцип cinema verite и снимали прямо на улице с массовкой из обычных прохожих) его не узнала ни одна живая душа.
Со своим статусом секс-символа Паттинсон расправился также быстро. И жестко — на экране не он соблазняет, а его соблазняют, а чаще — используют (как Жюльет Бинош в «Космополисе») или вообще игнорируют (как Миа Васиковска в феминистском вестерне «Девица»). Кстати, от Бинош ему так и не удалось отделаться: в «Высшем обществе» они снова вместе и снова в нестандартных партнерских отношениях: героиня Жюльет, самка из далекого космоса, использует биологический материал Паттинсона, чтобы сделать ребенка. Он не в силах ей отказать.
Ему вообще, судя по всему, нравятся не только экстремальные фильмы, но и экстремальные женщины. После разрыва со Стюарт актер встречался с Кэти Перри, французской певицей Соко (у которой тоже был роман с Кристен, представьте себе), внучкой Элвиса Пресли Райли Кио и с дочкой Шона Пенна Дилан. Он даже чуть не женился на другой певице FKA Twigs (она взяла такой псевдоним из-за хрупких суставов), но вовремя сбежал. Брак — это же как 100-миллионный блокбастер про вампиров, нужно сначала решить, потянешь ли ты его в будущем и, главное, захочешь ли ты его тянуть.
Комментарии