Пожилой солдат Рафаэль (Рафаэль Тьери) возвращается с войны. Дома он обнаруживает легкую разруху и маленькую дочку Джульетту, которую видит впервые. Увы, любимая супруга Мари не может встретить мужа: пока Рафаэль пропадал вдали от родных мест, она скончалась после трагического инцидента. Жители их деревушки не сильно жалуют Рафаэля с Джульеттой. Те отвечают им взаимностью. Мужчина стареет. Девушка взрослеет. И робко мечтает о неизвестном, но непременно честном, добром и благородном красавце, который однажды увезет ее далеко-далеко.
Бессмертная феерия Александра Грина «Алые паруса» – одно из самых кинематографичных произведений отечественной литературы. Да и мировой тоже, пожалуй. Причем дело не только в ключевом визуальном образе, парусах характерного цвета, которыми оснащает свой корабль капитан Грэй, прежде чем приплыть за прекрасной Ассоль. Это трепетная, тончайшая, символичная, но предельно понятная история любви, которую можно переносить в разные эпохи и страны, оформлять в разных стилях и неизменно покорять зрительские сердца рассказом о мужчине и женщине, созданных друг для друга.
Конечно, для покорения сердец требуется выдающееся мастерство режиссера и всех без исключения участников съемочной группы: от оператора и композитора до художника по костюмам. Не говоря уже об артистах. И вот ведь странная штука: за сто лет после появления на свет оригинальных «Алых парусов» (опубликованы в 1923-м) приличную экранизацию повесть-феерия получила лишь раз. Когда в 1961-м ею занялся Александр Птушко, доверив ведущие роли неземной Анастасии Вертинской и неотразимому Василию Лановому. С тех пор минуло более 60 лет, и вот до российского проката добирается новая версия «Алых парусов» – европейского производства. Удалось ли итальянцу Пьетро Марчелло и актерам-французам достойно воскресить творение уникального русского автора? Ох, еще как.
47-летний Марчелло, двукратный призер Берлинале, в 2019-м выпустил эффектного «Мартина Идена». Прославленный роман Джека Лондона, насыщенный событиями и действующими лицами, превратился не столько в пересказ сюжета, сколько в визионерское кино настроения, которое тянет не просто смотреть, но вдыхать, впитывать порами кожи, ощущать на кончике языка. Лучшего кандидата для работы с невесомой прозой Грина и пожелать нельзя. И Марчелло вновь подошел к процессу с изюминкой, сохранив основные мотивы «Алых парусов», но искусно обыграв их на свой лад.
Рафаэль, он же Лонгрен, теперь не моряк, а бывший солдат. Грэй, он же Жан, – не капитан дальнего плавания, а пилот самолета. В оригинале фильм так и называется – L’Envol, «Полет», и водная стихия здесь изящно сплетена с воздушной. Папа Ассоль, то есть Джульетты, мастерит игрушки на продажу. Джульетта, как в книжке, находит кораблик с алыми парусами – только похож он не на классическую яхту, а скорее на фантастический летательный аппарат. И бабулька не от мира сего (вместо собирателя легенд Эгля у Грина) обещает, что Джульетта обязательно увидит в небесах алый парус. Правда, еще раньше она замечает его в море: элегантный парусник скользит по волнам, будто дивный мираж, и тает в вечерней дымке.
Марчелло изменил детали – и знакомое произведение заиграло свежими красками. Приобрело ностальгическое обаяние забытых пленок, потускневших от времени, но не растерявших волшебство. Это чистый импрессионизм: кино света, деликатных полутонов, птичьего щебета, дрожащей на ветру паутинки. Кино, где сгущаются человеческая злоба и зависть, но над облаками и небом, отраженными в лучезарных глазах Рафаэля, ядовитая ненависть не властна. Джульетта поет, мечтает и в мечтах своих отрывается от земли – ее целомудрие, к которому не липнет грязь реального мира, одним взмахом ресниц передает дебютантка Жюльет Жуан. С чьей непорочностью контрастирует образ сурового Рафаэля: актера Тьери вы могли видеть в «Бедных-несчастных», где он старательно удовлетворял Беллу во время ее добровольного заточения в борделе.
Вообще столь колоритные лица, словно вырезанные из дерева и выточенные из камня, наблюдались разве что у Пьера Паоло Пазолини, обожавшего снимать непрофессионалов. Марчелло тоже частенько набирал актерский костяк из обычных людей, и звездам «Алых парусов», хотя большинство из них их – профи, свойственна та же поразительная непосредственность, что и коллегам «из народа». На общем фоне выделяется Луи Гаррель (потому, потому что он пилот), но ему по статусу положено выглядеть экзотическим красавцем-иноземцем в этой среде простаков, работающих с грубыми материями. Зато их с Джульеттой союз – воплощение редкой гармонии: неудивительно, что искра вспыхивает между родственными душами, каждая из которых по-своему парит над морями и лесами.
Именно сейчас, когда сугробы неохотно начали таять, но весна еще не вступила в законные права, с особым наслаждением ныряешь в грезы Марчелло. Боишься говорить, шевелиться, даже дышать – чтобы не разрушить хрупкое очарование этой маленькой ленты, которой в подметки не годятся многие внушительные блокбастеры. Марчелло и сам точно возносится над привычными фильмами привычных жанров и пишет свою картину солнцем, дождем и туманом, не позволяя героям – и зрителям заодно – потерять веру в чудо. Пусть всегда будут Ассоль и Грэй. Пусть всегда будут Джульетта и Жан. А Гаррель качнет серебряным крылом, улыбнется в усы да унесется в закат. Алый, как и знаменитые паруса.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…