Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Алые паруса»: Дивная фантазия о любви, что растопит ваши сердца

«Алые паруса»: Дивная фантазия о любви, что растопит ваши сердца

6 марта 2024 /
«Алые паруса»: Дивная фантазия о любви, что растопит ваши сердца

Режиссер-итальянец мастерски адаптирует русскую классику, а Луи Гаррель взмывает в небеса.

Пожилой солдат Рафаэль (Рафаэль Тьери) возвращается с войны. Дома он обнаруживает легкую разруху и маленькую дочку Джульетту, которую видит впервые. Увы, любимая супруга Мари не может встретить мужа: пока Рафаэль пропадал вдали от родных мест, она скончалась после трагического инцидента. Жители их деревушки не сильно жалуют Рафаэля с Джульеттой. Те отвечают им взаимностью. Мужчина стареет. Девушка взрослеет. И робко мечтает о неизвестном, но непременно честном, добром и благородном красавце, который однажды увезет ее далеко-далеко.

Бессмертная феерия Александра Грина «Алые паруса» – одно из самых кинематографичных произведений отечественной литературы. Да и мировой тоже, пожалуй. Причем дело не только в ключевом визуальном образе, парусах характерного цвета, которыми оснащает свой корабль капитан Грэй, прежде чем приплыть за прекрасной Ассоль. Это трепетная, тончайшая, символичная, но предельно понятная история любви, которую можно переносить в разные эпохи и страны, оформлять в разных стилях и неизменно покорять зрительские сердца рассказом о мужчине и женщине, созданных друг для друга.

Конечно, для покорения сердец требуется выдающееся мастерство режиссера и всех без исключения участников съемочной группы: от оператора и композитора до художника по костюмам. Не говоря уже об артистах. И вот ведь странная штука: за сто лет после появления на свет оригинальных «Алых парусов» (опубликованы в 1923-м) приличную экранизацию повесть-феерия получила лишь раз. Когда в 1961-м ею занялся Александр Птушко, доверив ведущие роли неземной Анастасии Вертинской и неотразимому Василию Лановому. С тех пор минуло более 60 лет, и вот до российского проката добирается новая версия «Алых парусов» – европейского производства. Удалось ли итальянцу Пьетро Марчелло и актерам-французам достойно воскресить творение уникального русского автора? Ох, еще как.

«Алые паруса»

47-летний Марчелло, двукратный призер Берлинале, в 2019-м выпустил эффектного «Мартина Идена». Прославленный роман Джека Лондона, насыщенный событиями и действующими лицами, превратился не столько в пересказ сюжета, сколько в визионерское кино настроения, которое тянет не просто смотреть, но вдыхать, впитывать порами кожи, ощущать на кончике языка. Лучшего кандидата для работы с невесомой прозой Грина и пожелать нельзя. И Марчелло вновь подошел к процессу с изюминкой, сохранив основные мотивы «Алых парусов», но искусно обыграв их на свой лад.

Рафаэль, он же Лонгрен, теперь не моряк, а бывший солдат. Грэй, он же Жан, – не капитан дальнего плавания, а пилот самолета. В оригинале фильм так и называется – L’Envol, «Полет», и водная стихия здесь изящно сплетена с воздушной. Папа Ассоль, то есть Джульетты, мастерит игрушки на продажу. Джульетта, как в книжке, находит кораблик с алыми парусами – только похож он не на классическую яхту, а скорее на фантастический летательный аппарат. И бабулька не от мира сего (вместо собирателя легенд Эгля у Грина) обещает, что Джульетта обязательно увидит в небесах алый парус. Правда, еще раньше она замечает его в море: элегантный парусник скользит по волнам, будто дивный мираж, и тает в вечерней дымке.

«Алые паруса»

Марчелло изменил детали – и знакомое произведение заиграло свежими красками. Приобрело ностальгическое обаяние забытых пленок, потускневших от времени, но не растерявших волшебство. Это чистый импрессионизм: кино света, деликатных полутонов, птичьего щебета, дрожащей на ветру паутинки. Кино, где сгущаются человеческая злоба и зависть, но над облаками и небом, отраженными в лучезарных глазах Рафаэля, ядовитая ненависть не властна. Джульетта поет, мечтает и в мечтах своих отрывается от земли – ее целомудрие, к которому не липнет грязь реального мира, одним взмахом ресниц передает дебютантка Жюльет Жуан. С чьей непорочностью контрастирует образ сурового Рафаэля: актера Тьери вы могли видеть в «Бедных-несчастных», где он старательно удовлетворял Беллу во время ее добровольного заточения в борделе.

Вообще столь колоритные лица, словно вырезанные из дерева и выточенные из камня, наблюдались разве что у Пьера Паоло Пазолини, обожавшего снимать непрофессионалов. Марчелло тоже частенько набирал актерский костяк из обычных людей, и звездам «Алых парусов», хотя большинство из них их – профи, свойственна та же поразительная непосредственность, что и коллегам «из народа». На общем фоне выделяется Луи Гаррель (потому, потому что он пилот), но ему по статусу положено выглядеть экзотическим красавцем-иноземцем в этой среде простаков, работающих с грубыми материями. Зато их с Джульеттой союз – воплощение редкой гармонии: неудивительно, что искра вспыхивает между родственными душами, каждая из которых по-своему парит над морями и лесами.

«Алые паруса»

Именно сейчас, когда сугробы неохотно начали таять, но весна еще не вступила в законные права, с особым наслаждением ныряешь в грезы Марчелло. Боишься говорить, шевелиться, даже дышать – чтобы не разрушить хрупкое очарование этой маленькой ленты, которой в подметки не годятся многие внушительные блокбастеры. Марчелло и сам точно возносится над привычными фильмами привычных жанров и пишет свою картину солнцем, дождем и туманом, не позволяя героям – и зрителям заодно – потерять веру в чудо. Пусть всегда будут Ассоль и Грэй. Пусть всегда будут Джульетта и Жан. А Гаррель качнет серебряным крылом, улыбнется в усы да унесется в закат. Алый, как и знаменитые паруса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: