Культура

Алексей Рыбников – о либретто Захарова, 30-летии своего театра и культурном фронте

В этом году исполнилось 30 лет Театру Алексея Рыбникова. В честь важной даты прославленный композитор и художественный руководитель сразу двух культурных учреждений (в феврале он возглавил «Градский Холл») рассказал о долгой жизни своих знаменитых спектаклей, планах на будущее и о том, как поддерживать талантливую молодежь.

От подвального театра к фурору в США

Алексей Рыбников с премией «Событие года», 2020

«В 1990-е случилась катастрофа – все театры в кризисе, замечательные актеры работают гардеробщиками, кто-то уезжает. В принципе, нужно было смириться и перестать заниматься творчеством. Но вместо этого я использовал те небольшие возможности, которые у меня были. В доме, где я жил, был подвал, принадлежавший военному госпиталю. Мне удалось взять его в аренду – поначалу там устраивались спектакли для своих, куда не продавали билеты. Но уже через 2 года, мы, маленький частный театр, поехали на гастроли в США и очень достойно представили страну», – вспомнил композитор о первых годах своего театра. 

О новых мультимедийных проектах

На пресс-конференции представили трейлер мультимедийного шоу «Литургия оглашенных» – именно этой постановкой в свое время открылся Театр Алексея Рыбникова. Сейчас спектакль обретает новую форму – в марте художественный руководитель планирует сделать его иммерсивным и соединить с собственным художественным фильмом на эту тему.

В такой же манере выйдет представление  «Дух Соноры», рассказывающее о жизни Хоакина Мурьеты – легендарной фигуры времен калифорнийской золотой лихорадки 1850-х. В постановку будут включены стихи Юлия Кима, написанные 5 лет назад, когда  Алексей Львович снимал одноименный фильм. Однако на этот раз история главного героя будет рассказана еще глубже и реалистичнее.

Захаров, Вознесенский, Караченцов

В числе будущих проектов Алексей Рыбников особенно отметил постановку, которую он задумал 20 назад, – либретто к ней написали Марк Захаров, Григорий Горин и Андрей Вознесенский, а сыграть ее планировали на сцене Большого театра. Посвящена она русскому композитору Максиму Березовскому – человеку трагической судьбы.

А вот другой спектакль «Юнона и Авось» (известный по легендарной постановке на сцене «Ленкома», которую осуществил Захаров на стихи Вознесенского в 1983-м) в интерпретации Театра Алексея Рыбникова останется в собственной канонической версии 2009 года.

О культурном фронте

В часовой беседе Алексей Рыбников несколько раз затронул тему любви к Родине, добавив, что его театр «крепко стоит на российских ногах». А отвечая на вопрос о том, насколько целесообразно запрещать искусство и вводить цензуру, ответил:

«Очень просто уничтожить, запретить и закрыть то, что не нравится. Создать что-то – гораздо сложнее. Нужно найти талантливых людей, придумать интересную публике идею, вложить деньги… Когда появляется что-то настоящее, ненастоящее само отмирает. И для этого нужна система, нужно финансирование. Реальные дела нужны, убедительные. А не штатная отработка тем. Надо сделать так, чтобы зрители ходили и восхищались, и тогда это будет культурный фронт».

Образцом победы на культурном фронте композитор назвал спектакль «Юнона и Авось», сыгранный его труппой на сцене Донецкого музыкально-драматического театра

«Они весь зал подняли на ноги и сделали это в совершенно немыслимых условиях – невозможно даже представить, как сложно им это далось», – подчеркнул композитор.

О массовой культуре и талантах

Финализируя, Алексей Рыбников подчеркнул, что уровень массовой культуры сейчас упал по всему миру. Все гонятся за быстрыми деньгами, при этом не выражают собственное мнение, а работают по указке, фактически в рабских условиях. Но настоящих талантов, по словам Алексея Львовича, и не может быть много.

«Талантов много быть не может! Это божий дар. Если за век появится 10 великих людей – уже будет замечательно».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Хищник: Планета смерти»: Перезагрузка мифа о монстре без маски

Когда после бодрой «Добычи» у вселенной «Хищника» выросли новые крылья, никто особенно не сомневался, что Дэн Трахтенберг снова рванет в…

8 часов назад

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

21 час назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

22 часа назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

1 день назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

1 день назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

1 день назад