Алексей Гуськов, популярный и любимый зрителями актер, на довольно продолжительное время исчез из нашего кинопространства. В конце прошлого года он представил свою новую картину «Вечная жизнь Александра Христофорова» и заявил, что «вернулся». «КиноРепортер» встретился с Алексеем и узнал, что же на самом деле происходило в его жизни и каких перемен ждать.
Последние несколько лет вы больше снимались в Европе, чем в России…
Все началось с фильма «Концерт» французского режиссера румынского происхождения Раду Михэйляну. В конце 2008 года мне прислали сценарий с предложением попробоваться на главную роль — сыграть русского дирижера Андрея Филиппова. Я не воспринял предложение всерьез, полагал, что это просто проформа — все-таки речь идет о Большом театре, вот они и решили обратиться к русским артистам. А возьмут на роль французского актера, а то и голливудского. Я сказал агенту: «Даже не буду читать сценарий, чтобы не расстраиваться, если он мне понравится. Высокобюджетный фильм, международный проект…» Но когда продюсер и режиссер приехали в Москву, мой агент настоял, чтобы я с ними встретился. Пришел на пробы, сыграл свою часть на русском. А режиссер говорит: «Теперь по-французски». По сценарию фильм снимается на двух языках. Объясняю, что это невозможно, я совсем не знаю языка. Он дал мне переводчиков, и до 4 утра я зубрил монолог, а утром на съемках сделал этот эпизод. Они улетели, а через пару дней я получил контракт и еще через неделю был в Париже. В контракте были прописаны 30 уроков дирижирования и 30 уроков французского. Все сложилось. Это было счастье.
В итоге «Концерт» получил множество наград, в том числе двух «Сезаров», и даже номинировался на «Золотой глобус». Вы ожидали, что будет такой успех?
Это одна из моих любимых работ — огромное количество открытий и преодолений себя. Попробуй, начни говорить на незнакомом языке за 4 месяца, и не просто говорить, а играть на нем. Чтобы быть убедительным в роли дирижера, я прослушал, пересмотрел огромное количество концертов. В итоге мой герой совместил в себе двух великих маэстро — Евгения Светланова и Карлоса Клайбера. Я очень признателен Михэйляну за то, что у меня получилось не просто сыграть, а на время съемок стать дирижером. Это был тот самый случай, когда роль работает с тобой. Увлеченность была невероятная, с размышлениями каждый вечер — получится ли завтра. Картина определила мою жизнь лет на семь вперед, потому что у меня потом случились еще французские фильмы и итальянские, я играл и на английском, и даже на немецком.
То есть вы стали в Европе известным и востребованным русским артистом?
Во Франции я попал в крупнейшее в Европе актерское агентство «Артмедиа», у меня появился агент и в Италии, посыпалось огромное количество предложений сыграть генерала, консула, гэбэшника. Выбрать было из чего. Чего стоит одна только роль папы римского в итальянском фильме «Иоан Павел II: Святой человек»! Это огромная ответственность. Работа была сложнейшая, надо было воссоздать внешность Войтылы в трех возрастах — фильм охватывает период с момента покушения на него в 1981 году и по 2004 год, незадолго до его смерти. У знаменитого голливудского гримера уходило на это по 4 часа. Однажды на съемках в монастыре одна из монахинь, увидев меня, пала на колени. А я от нее бегом со словами: «Это кино, кино!»
Но в России эти ваши работы малоизвестны…
Печально, но я на 10 лет практически выпал из родного кинопространства. «Признание» итальянца Роберто Андо, где я снимался вместе с Тони Сервилло, вообще в России не появилась. Фильм «Идеаль» Фредерика Бегбедера появился и исчез. Об этих лентах знают только специалисты. Получается, что от «Отца» (историческая мелодрама 2007 года, — КР) до «Вечной жизни Александра Христофорова» меня вообще нет в российском кино. Это неожиданно и обидно. Когда я защищал в 2016 году «Вечную жизнь» в Фонде кино, мне сказали: «Но тебя же здесь нет, ты там». А как я могу быть «там», если у меня 5 спектаклей в месяц в Театре им. Евг. Вахтангова, штатным артистом которого являюсь? Это удивительная история, которую я обнаружил только сейчас, раньше не думал об этом, просто работал. Да у меня и мыслей уехать, поменять страну никогда не было! Понимаю, что для европейского кино я — некая приглашенная special star.
Но вот вы все-таки «вернулись». Представили новый фильм: в «Вечной жизни Александра Христофорова» вы и продюсер, и исполнитель главной роли. Центральный персонаж — актер, он пытается изменить свою незаладившуюся жизнь… О чем-то личном хотели рассказать зрителю?
Это результат моих размышлений последних пяти лет. Я уже взрослый человек, у меня подрастает третье поколение — две внучки. Но, как и у любого смертного, бывают периоды, когда не хочется ничего делать. Я анализировал — в чем засада? И пришел к удивительному выводу: это всего лишь наш собственный взгляд на жизнь. И если ты видишь вокруг только мрак — жизнь такая и есть. То есть стоит поменять взгляд на жизнь, и она поворачивается к тебе правильной стороной, как избушка на курьих ножках. В интернете увидел такой опрос: «Что бы вы делали, если бы вам довелось жить вечно?» И оказалось, что в ответах люди в основном совпали: мужчины говорили о женщинах, а женщины о мужчинах. То есть любить и быть любимым — это главная потребность любого человека. От этой идеи я и оттолкнулся.
Сейчас вы как актер и продюсер запустили с Сергеем Сельяновым и режиссером Алексеем Красовским проект «Элефант». Вновь история творческого человека, переживающего кризис?
Фильм о детском писателе, который 30 лет назад написал прославившую его серию рассказов про слона Мишку, а теперь находится в творческом кризисе. Когда Алексей принес мне сценарий, все мое естество сразу же откликнулось, потому что это моя тема! Главный герой, пройдя через все трудности, обретает смысл жизни и находит в ней радость. И да, это вновь комедия.
Там сыграет Фредерик Бегбедер — знаменитый писатель и теперь уже режиссер и актер. Надо полагать, в картину вы его пригласили?
Если говорить о Бегбедере — он явление и личность необыкновенно интересная. Когда он предложил мне сыграть в своем сатирическом фильме «Идеаль», я, прочитав сценарий, решил, что ни за что не буду сниматься в роли, построенной на клише. Мне надо было изображать богатого русского — друга главного героя, абсолютного примитива. Но не поехать к Фредерику не мог — просто ради встречи. И первое, что он спросил: «Что, сценарий не понравился?» Я ответил честно: «Пока я не вижу себя в том, что вы предлагаете». И посоветовал ему переделать сценарий. Был уверен, что меня обманут, как это зачастую делают режиссеры, — ничего менять он не будет. Но уже через пару дней получил совершенно новый текст, чему был удивлен немало. С Фредериком у нас сложились дружеские отношения, так что уговорить его сняться в «Элефанте» удалось без труда.
Что радует, в этом году нас ждут ваши крупные актерские работы: роль дирижера в премьерном спектакле Театра им. Вахтангова «Фальшивая нота», ждем выхода на экраны фильмов «Элефант», «Порт» и, конечно, картину о легендарном футболисте Льве Яшине, где вы играете тренера.
Это очень интересная для меня роль: в картине «Лев Яшин: Вратарь моей мечты» я играю учителя главного героя — знаменитого тренера «Динамо» Михаила Якушина. Именно он сделал из Яшина гениального вратаря, научил его просчитывать игру на несколько ходов вперед, что и привлекло меня в этом персонаже. Якушин был новатором — и в разработке индивидуальной стратегии, и в коллективной игре.
Артисты часто повторяют: в театре набираем, а в кино тратим…
Театр — это более подробное существование с точки зрения разбора материала, метафизики роли… Что до кино, то чаще там все более хаотичное, более шаманское, что ли. Поэтому я никогда не расстанусь с театром.
Есть разные философские воззрения на жизненный путь. Вам что ближе?
Самое интересное, что может быть в жизни, это «самосочинение» по Достоевскому. Если человек не работает над собой, он превращается в скотину. Не в животное, а именно в скотину.
Что бы вы изменили в окружающей действительности?
Эгоцентризм — он прет из всех щелей. И отсутствие самоиронии. Если бы мы хоть чуточку посмеялись над собой, нам всем было бы легче жить.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…