К выходу вампирского ужастика «Багровый рассвет».
Гай Пирс – актер со странной творческой судьбой. Сегодня он снимается в исторических драмах, претендующих на «Оскара», и новом качественном проекте HBO. А уже завтра появляется во второсортных ужастиках и научно-фантастических боевиках. Однако неровная карьера Гая со всевозможными экранными амплуа позволяет ему систематически раскрываться как многогранному, фактурному и харизматичному артисту. Просто порой ему банально не хватает везения. К выходу очередного ужастика с Пирсом («Багровый рассвет») «КиноРепортер» перебрал десятки его ролей и отобрал самые адские образы – как внешне, так и по наполнению.
«Помни» (2001)
Еще до того как полноценно зажглась режиссерская звезда Кристофера Нолана, постановщик пытался всколыхнуть индустрию неожиданными творческими решениями. Особенно его привлекали эксперименты с хронологией повествования, первым из которых оказался «Помни». На роль сломленного протагониста Нолан взял Гая Пирса – после прорывной роли в «Секретах Лос-Анджелеса» участие в проекте преуспевающего режиссера помогло актеру закрепить свой успех в Голливуде. Каст оказался идеальным (включая второстепенные роли), и Кристофер получил ровно то, что хотел, – артист блестяще передал то самое чувство фрустрации, которое перманентно испытывал главный герой.
Сюжет «Помни» подается нелинейно. Нолан разделил повествование на две линии: черно-белую (хронологический порядок) и цветную (эпизоды идут в обратной последовательности). А они, в свою очередь, чередуются между собой. В центре событий – бывший следователь страховой компании Леонард, страдающий особым видом амнезии, которая не позволяет ему что-либо удержать в памяти дольше 5 минут. Герой систематически оставляет себе подсказки о произошедшем, в том числе с помощью сделанных самому себе татуировок. В таком состоянии Леонард ведет расследование убийства жены.
«Граф Монте-Кристо» (2002)
В начале нулевых Пирс испытал на себе ненависть аудитории (возможно, впервые в карьере). Но не к своей персоне, а к сыгранному им персонажу, что только подчеркивает талант актера. Пирс перевоплотился в Фернана Мондего, антагониста романа «Граф Монте-Кристо» и его экранизации, которого всего после нескольких сцен буквально начинаешь ненавидеть. Иронично, что изначально Пирс подписался на одну версию сценария (и еще раньше на другую роль – Эдмона Дантеса), но к началу съемок он получил распечатки, заметно отличавшиеся от первого варианта. Особенно Гай переживал за изменения, касавшиеся его персонажа. Но стоило приступить к съемкам, как сомнений не осталось, и Пирс охотно согласился с новой версией истории.
А она действительно стала более глубокой и интригующей. Сценарист Джей Уолперт добавил в адаптацию произведения Дюма важный драматический элемент – Фернан Мондего и Эдмон Дантес начинали как лучшие друзья. По логике автора, конфликт между двумя мужчинами лучше работал, когда зритель становился свидетелем разрушения их приятельских отношений. А когда дружба заканчивалась, возникающая ненависть тут же трансформировалась в нечто более ужасное и правдоподобное. Это сценарное решение позволило взглянуть на старую историю под новым углом и подарило нам одного из самых ненавистных злодеев начала нулевых.
«Я соблазнила Энди Уорхола» (2006)
Пирсу везет на проекты про исторических личностей. В разное время он перевоплощался и в Гарри Гудини, и в голливудского секс-символа Эррола Флинна, и в писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, и в короля Эдуарда VIII. Но все эти роли меркнут по сравнению с лентой «Я соблазнила Энди Уорхола», где Гай сыграл икону поп-арта. Неплохая работа гримеров и талант артиста свое дело сделали – хотя картина провалилась в прокате, утопившие ее в негативе критики и зрители все же смогли разглядеть в Пирсе что-то стоящее за очками, париком и акцентом.
Как отметил актер, для подготовки к роли он встретился со многими друзьями Уорхола или, как их называл сам маэстро, «суперзвездами», которые могли поделиться интересными деталями биографии художника. Например, Пирс познакомился с близкой приятельницей Энди Бриджит Берлин, также известной как Бриджит Полк. Она часами проигрывала Гаю магнитофонные записи их с Уорхолом телефонных разговоров. Для себя Пирс сделал удивительное открытие – его поразило, каким умным и забавным был король поп-арта.
«Он всегда старался быть на шаг впереди, особенно когда называл себя глупым и уродливым. Понятно, что это было частью выживания в той среде, но я нашел это действительно увлекательным», – поделился Пирс.
«Дорога» (2009) / «Прометей» (2012)
В фильмографии Пирса были и такие яркие образы, которые вроде бы кажутся чем-то большим, чем просто камео, но в то же время до полноценной роли второго плана явно не дотягивают. Среди подобных ролей хочется выделить две. Первая – культовая «Дорога» Джона Хиллкоута, с которым Пирс работал над вестерном «Предложение». Немало зрителей даже не подозревали, что актер снимался в одном фильме с Вигго Мортенсеном. Персонаж Пирса появился в самом финале – актер сыграл жуткого и отталкивающего странника-семьянина, чьи истинные намерения в отношении маленького протагониста остаются неясными. Эпизодический герой своей добротой и спокойствием внушает больше ужаса, чем банда каннибалов.
Вторая запоминающая короткая роль – Питер Вейланд в столь ненавистном «Прометее». Спустя 30 с лишним лет с момента рождения франшизы «Чужой» Ридли Скотт наконец-то представил во плоти другого главного антагониста серии – основателя Weyland-Yutani Corporation, той самой «корпорации зла», так долго мелькавшей за спинами ксеноморфов, космического спецназа и Сигурни Уивер. Вейланд в исполнении Пирса предстал в образе иссохшего старика, один вид которого вызывает моментальное желание принять душ. Тем более удовлетворительной получилась кульминация его сюжетной линии, когда пожилой упрямец, мечтавший схватить смерть за хвост, получил по заслугам.
«Ровер» (2014)
Австралийский постапокалипсис – это особый поджанр. Традиционных формул он, как правило, избегает. В отличие от массовой западной репрезентации конца света с биологическими угрозами и экологическими бедствиями, серыми и безжизненными пейзажами и «ходячими мертвецами», австралийские сеттинги чаще показывают человечество в самом начале упадка, когда осколки былого мира еще напоминают о цивилизации. Так было с первым «Безумным Максом» до ухода франшизы в зону бесконечного пекла, ржавчины и пустошей, «Жаждой золота», где Зак Эфрон медленно терял рассудок в обнимку с самородком, и «Ровером» с Пирсом и Робертом Паттинсоном в главных ролях.
Действие постапокалиптической картины разворачивается спустя 10 лет после экономического кризиса. Эрик, мужчина в самом расцвете сил, пытается выжить в новом мире, однако в какой-то момент он сталкивается с группой бандитов, которые угоняют его машину. «Бог с ней!», – мог подумать протагонист. Но он почему-то совсем не хочет расставаться с автомобилем. В компании одного из нападавших (банда бросила товарища на произвол судьбы) Эрик пускается в опасную погоню за обидчиками, яростно сметая все на своем пути. Таким Пирс редко показывается перед зрителем. А сентиментальный, немного нелепый, но все же удивительный финал кажется одновременным оммажем постапокалиптическому наследию Джорджа Миллера и «Джону Уику».
Комментарии