К юбилею приурочен старт XI Международного фестиваля театров кукол.
Если, оказавшись в центре Москвы, прогуливаться вдоль Садового кольца, то можно, наверное, и не обратить внимание на серое прямоугольное строение по адресу Садово-Самотечная, 3… Можно было бы, если бы не известные на весь мир часы, которые украшают фасад Государственного академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова уже более полувека.
ГАЦТК – это не только большой зрительный зал на 500 мест (а также еще два – на 200 и 45 мест), но и репетиционное помещение, педагогическая и научно-методическая части, издательский отдел, потрясающие архивы и библиотека из 11 тысячи томов, а главное – музей, где можно увидеть уникальное собрание театральных кукол. Причем коллекцией музея в 4 тысячи экспонатов при наличии билета на спектакль можно насладиться совершенно бесплатно.
И, безусловно, ГАЦТК не превратился бы в самый крупный театр кукол в мире, если бы не Сергей Владимирович Образцов, 120 лет со дня рождения которого театр отметил 5 июля 2021 года.
С куклой по жизни
Сергей Образцов родился в семье инженера-железнодорожника (впоследствии ставшего академиком) и учительницы и начал свой творческий путь в художественном училище, где 8 лет оттачивал мастерство живописца и графика. При этом параллельно он играл в Музыкальной студии Московского художественного театра и выступал с эстрадными номерами, в которых задействовал кукол.
Это были пародийные и сатирические сценки, высмеивающие пошлость, ханжество и мещанство. Образцов всячески подчеркивал, что куклы – не просто игрушка для детей, с их помощью можно говорить о самых серьезных и важных вещах с аудиторией любого возраста.
Увлечение Сергея куклами началось еще в раннем детстве с японской куклы Бибабо, которую ему подарила мама. Кукла представляла собой голову малыша с отверстием для пальца, а также тряпичное одеяние. Мальчик полюбил Бибабошку, как он его называл, всей душой и почти с ним не расставался, разыгрывая с ним забавные номера.
В мае 1930 года на Всероссийской конференции работников кукольных театров было решено создать Главный центральный театр кукол (ГЦТК), и на пост руководителя назначили 28-летнего Образцова, чей талант высоко ценил сам Сталин. Известна история, как однажды тот опоздал на концерт и, обнаружив, что на сцене уже играют другие артисты, потребовал, чтобы Образцов выступил еще раз.
Бродячий театр
16 сентября 1931 года ГЦТК был открыт и всего через полтора месяца показал свою первую постановку – «Цирк на сцене», однако своего помещения у театра не было. Артисты, которых поначалу было всего 5, показывали спектакли в школах, больницах, дворцах культуры и даже прямо на улице, перевозя реквизит на мерине, запряженном в телегу.
Собственная крыша над головой у театра появилась в 1936 году: ему выделили помещение на площади Маяковского, где ранее располагался Реалистический театр, тогда же слившийся с Камерным театром и превратившийся в итоге в Театр имени Пушкина.
В 1940-м состоялась премьера спектакля «Волшебная лампа Аладдина» – знакового для театра сразу по двум причинам. Во-первых, это был первый для ГЦТК спектакль для взрослых, а во-вторых, именно там впервые появились тростевые куклы. Их версия, усовершенствованная художником театра Борисом Тузлуковым, стала одной из самых популярных в мире. Она известна как «русская».
Свое нынешнее место обитания ГЦТК обрел в 1970 году, когда закончилось строительство комплекса на Садовой-Самотечной, изначально возводившегося под Оперно-драматический театр им. К.С. Станиславского.
Гениальный кукольник
Сергей Образцов был не просто руководителем театра. Он писал сценарии и ставил спектакли. В общей сложности на его счету более 70 постановок. Кроме того, он работал над рядом мультфильмов, а также режиссировал многочисленные телеверсии спектаклей ГЦТК.
Но главное не в этом. Образцов руководил всем процессом создания постановки, начиная с первых эскизов будущих кукол. Под его началом создавались новые системы (та же тростевая, например). Сергей Владимирович совершил настоящий переворот в профессии кукольника, проповедуя погружение артистов в роль, а не просто управление куклой.
«Это человек феноменального вкуса, изумительных творческих сил, и, главное, единственный. Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов», – говорил об Образцове Корней Чуковский.
Сергея Владимировича не стало 8 мая 1992 года. Ему было 90 лет. После этого Государственному академическому Центральному театру кукол (приставка «академический» появилась в 1981-м) было присвоено имя Образцова.
Обыкновенное необыкновенное
С гастролями ГАЦТК объездил десятки стран. И где бы театр ни был, какую бы программу ни привозил, в ней был один незыблемый пункт – «Необыкновенный концерт».
Спектакль, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как постановка, которую посмотрело наибольшее количество зрителей (это число продолжает расти, потому что «Необыкновенный концерт» идет по сей день), родился в 1946 году. В его основу легли разрозненные сценки из программы концертов, с которыми артисты театра выступали перед солдатами на фронте.
Изначально спектакль назывался «Обыкновенный концерт» и имел откровенно сатирический посыл, высмеивая различные музыкальные жанры и отдельных исполнителей. В итоге у Образцова возникли проблемы с цензурой, обвинявшей его в клевете на советских артистов.
Спектакль пришлось переделать, включая название. И именно во второй редакции, премьера которой состоялась в 1968 году, «Необыкновенный концерт» с бесподобными остротами Зиновия Гердта в роли конферансье Эдуарда Апломбова обрел заслуженную всемирную славу.
Божественная комедия и другие
В общей сложности за 90 лет существования ГАЦТК в театре было поставлено примерно то же количество спектаклей, и перечислять даже самые популярные довольно долго. Однако первой по известности после «Необыкновенного концерта» можно смело назвать «Божественную комедию».
Спектакль по пьесе Исидора Штока вышел в 1961 году. Он был вдохновлен серией рисунков Жана Эффеля «Сотворение мира», в которой французский художник с юмором, интерпретированным в СССР как атеистический, пересказывал историю про Адама и Еву.
В 1976 году появился еще один спектакль по пьесе Штока – «Ноев ковчег», созданный по примерно тому же принципу. Не менее известной стала и кукольная версия «Дон Жуана» Тирсо де Молины.
Самой свежей на сегодняшний день постановкой театра является спектакль по повести Джанни Родари «Чиполлино». Его премьера прошла в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
Юбилей в кругу друзей
В день рождения ГАЦТК, 16 сентября 2021 года, в Москве открылся XI Международный фестиваль театров кукол им. С.В. Образцова («Образцовфест»). В этом году смотр посвящен 120-летию со дня рождения Сергея Образцова и 90-летию созданного им театра.
«Образцовфест-2021», открытие которого прошло в Образцов-парке, объединит различные виды и формы театра кукол, традиционные и экспериментальные постановки государственных и независимых театров из 8 стран – Бельгии, Чили, Великобритании, Греции, Польши, Словении, США и Японии.
Помимо ГАЦТК имени Образцова, Россию на фестивале представят Московский областной театр кукол, Большой театр кукол и театр «КУКФО» из Санкт-Петербурга, Екатеринбургский театр кукол, Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин», Театр кукол Республики Карелия, театр «Материя», а также Театр Наций, Театр Предмета, Театральная лаборатория КукLab.
Фестиваль пройдет в ГАЦТК, а также на сценах Театра Наций, Московского областного театра кукол и Театральной лаборатории КукLab. В рамках смотра будет представлена юбилейная книга-альбом «Без десяти 100. Девяносто историй Театра Образцова», а также новая выставка «Сергей Образцов. 120», посвященная юбилею великого кукольника и истории театра.
Комментарии