«КиноРепортер» предлагает вспомнить классику про Бэтмена, Снупи, Джона МакКлейна и не только.
Новогодняя классика
«Эта замечательная жизнь» (1947)
Как ни странно, в 1946 году фильм не оценили зрители и он с треском провалился. Несмотря на 5 номинаций на «Оскара» финансовые потери были столь велики, что привели продюсерскую компанию выдающегося режиссера Фрэнка Капры к банкротству. Но спустя 30 лет картину начали крутить по телевизору накануне Рождества так часто, что фильм стал буквально визитной карточкой самого главного христианского праздника на Западе. Причем сам автор заслуженно считал «Эту прекрасную жизнь» своим лучшим фильмом.
Рассказ «Величайший подарок» Филипа Ван Дорена Стерна — это история бескрылого ангела-хранителя «второго класса», который ожидает оперенья уже 200 лет и в надежде исправиться спасает очередного подопечного. Им оказывается житель провинциального городка, решивший спрыгнуть с моста в канун Рождества, но вместо этого вынужденный заняться спасением случайно встреченного небожителя. Довольно неожиданная история плюс икона послевоенного Голливуда Джимми Стюарт в главной роли — обеспечивают этой во всех смыслах волшебной, однако без тени без слащавости, картине вневременное звучание. Жаль только, что подчинившись моде на популяризацию монохромных шедевров, иногда фильм показывают в цветном варианте. Лучше, конечно, смотреть в оригинале.
Новогодняя анимация
«Рождество Чарли Брауна» (1965)
Малоизвестный в России короткометражный мультфильм Билла Мелендеса о приключениях Чарли Брауна и его друзей. Сам Чарли сегодня известен куда меньше своего питомца, пса Снупи, но именно мальчик всегда был по-настоящему главным героем истории и источником житейских мудростей.
Телевизионный special родом из 1960-х хоть и кажется местами неуклюжим (как и большая часть анимации того времени), но все еще не лишен обаяния. А что важнее, «Рождество Чарли Брауна» — это источник классических джинглов и рождественских мелодий: многие из них давно известны далеко за пределами мультфильма. Наконец, каждый может почувствовать себя Брауном в поисках рождественского духа, и тогда полезно, чтобы кто-то напомнил: праздник в первую очередь нужен, чтобы объединить родных и близких.
Новогодний боевик
«Крепкий орешек» (1988)
Казалось бы, боевик Дона МакТирнана о захвате небоскреба террористами имеет слабое отношение к одному из главных праздников, но на звание важного рождественского фильма для семейного просмотра «Крепкий орешек» выдвигают регулярно. События происходят накануне Рождества, а сам Джон МакКлейн проходит через стандартные для жанра приключения: пытается воссоединиться с семьей, сражается с жадным злодеем, а в диалогах полно отсылок к традиции («Теперь у меня есть автомат, хо-хо-хо!»).
Хватает и рождественских джинглов в саундтреке — от Let it Snow! до Christmas in Hollis. Да и в остальном все важные черты на месте — даже антипотребительский посыл (семья важнее любых богатств, и кто б сомневался). Но все это подано в ревизионистском ключе, и вместо сказки фильм предлагает брутальный боевик, а вместо похищения Рождества — террористический акт.
Новогодний хоррор
«Тихая ночь, смертельная ночь» (1984)
Чаще всего рождественские фильмы стараются показать добрую сторону праздника, но есть и интересные исключения. Одним из самых известных анти-рождественских фильмов можно назвать «Тихую ночь, смертельную ночь» Чарльза Селлера. В нем Билли Чэпмен, переживший насильственную смерть родителей под Рождество, совершает ряд жестоких убийств в костюме Санта Клауса.
Развеселая жестокость не прошла незаметно: в момент выхода картина не продержалась в кинотеатрах и двух недель из-за критики обеспокоенных родителей. Она пугала детей, которые начинали откровенно бояться Санту. Все это не помешало картине стать культовой и получить 4 сиквела (не все из них посвящены приключениям Билли) и ремейк. Четвертая и пятая части франшизы и вовсе отказываются от образа убийцы Санты: в «Инициации» центральным для сюжета становится ведьминский ритуал, а в «Создателе игрушек» главным злодеем выступает кукольник Джо Петто. Однако, от рождественской тематики они не отказываются.
Новогодняя супергероика
«Бэтмен возвращается» (1992)
Во втором «Бэтмене» Тима Бертона есть все черты рождественского кино: праздничная суета, белый снег, цирковые выступления, гигантская елка. А также мораль о важности семьи и одинокие герои, которым не с кем встречать торжество. Тем не менее, несмотря на праздничную атрибутику «Возвращение Бэтмена» — кино грустное. Готэму не повезет: гигантский подарок окажется полным террористов, а Ледяную принцессу сбросят с крыши прямо на праздничное дерево. Главным героям тоже не позавидуешь. Преданный родителями Пингвин не переметнется на сторону добра в последний момент, жадный политкан Макс Шрек хоть и пожертвует собой ради сына, до конца останется мерзким типом, а Женщина-кошка не найдет в себе силы, чтобы остепениться с Бэтменом, и ему все-таки придется в очередной раз встречать Рождество с дворецким.
Новогодний ромком
«Реальная любовь» (2003)
Хью Грант, Кира Найтли, Билл Найи, Алан Рикман, Эмма Томпсон, Колин Фёрт, Лиам Нисон — не только эти британские звезды, а еще куча талантливых молодых имен, ставших впоследствии куда более узнаваемыми, вроде Чеветела Эджиофора, Мартина Фримена и Эндрю Линкольна, сделали «Реальную любовь» чем-то вроде нашей «Иронии судьбы» — без этого фильма нынче не обходится рождественский телевизионный канон во всем мире.
Как закольцевать 9 романтических историй в единое целое сценарист «Дневника Бриджит Джонс» Ричард Кертис блестяще продемонстрировал в 2003 году. С тех пор мало кому удавалось создать столь же смешное и трогательное рождественское зрелище о вполне приземленной, если не сказать, физической любви. Причем кино достаточное смелое, чтобы получить рейтинг R, и вместе с тем не заступившее за черту пристойности: ведь там идет речь не только об адюльтере, промискуитете и однополых отношениях, но даже о съемках порнографических роликов. Однако фирменный английский юмор превращает даже серьезные проблемы в мелодраму, способную вызвать слезы умиления.
Новогодняя черная комедия
«Плохой Санта» (2003)
Черная рождественская комедия про медвежатника, алкаша и сексоголика по имени Вилли, который, ежегодно устраивается Санта Клаусом в торговый центр, чтобы потом его ограбить вместе с карликом-«эльфом». «Плохой Санта» — грубое, непристойное и возмутительное кино, у которого, однако, доброе сердце. В финале депрессивный антигерой обретает зачатки совести и доказывает, что дух Рождества можно разглядеть даже в таком прожженном цинике, как он.
Фильм делали мастер историй про различных чудаков Терри Цвигофф, сценаристы «Я люблю тебя, Филлип Моррис» Гленн Фикарра и Джон Рекуа, а так же продюсеры братья Коэны. Спустя 13 лет после выхода «Санты» до кинотеатров добрался его сиквел, который даже близко не смог подойти к успеху оригинала — над ним работала уже новая команда. Впрочем, в нем вернулся Билли Боб Торнтон, для которого роль стала одной из главных в карьере.
Комментарии