Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Журнал > «Родня»: Буффонада или бег на месте

«Родня»: Буффонада или бег на месте

7 января 2023 /
«Родня»: Буффонада или бег на месте
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Трагикомедии Никиты Михалкова – 40 лет.

На самом деле «Родня» «полежала на полке», потому что получился слишком уж честным слепком жизни с двойной моралью в СССР 1980-х. Как изменилась страна с тех пор, как изменились мы! Но образы героев картины все так же актуальны.

1981-й. Высоцкий уже умер, Брежнев еще жив. Дети слушают Boney M, юноши отправляются в Афган. Мария Васильевна Коновалова, женщина немолодая, но еще в соку, обвешанная сумками, кошелками, с эмалированным ведром в руках, едет из своей деревни Батурино в областной центр к дочке и внучке. Стиль – деревенский шик: белые носки под черные туфли, кардиган крупной вязки под куртку, белая майка с эмблемой Олимпиады-80 трещит под напором большого сердца.

Нелепость и решительность – из них и состоит эта простая тетка, громогласно живущая, требующая правды, готовая всех накормить и со всеми поругаться, уважительно и жалостливо оглядывающая городскую жизнь, способная и гулящему зятю дать по лбу, и прощения у него попросить в микрофон перед сотней незнакомых людей, и бывшего мужа-выпивоху пожалеть, и на дочь-брошенку накричать. Чего она не может – это понять, почему все не так, как она хочет.

Она большая. Всем мешает. Не сдвинешь. В сценарии Виктора Мережко «Была – не была» героиню представляла такая фраза: «Мария ломанула вперед, чемоданами прокладывая дорогу, сметая с пути праведное и неправедное, и никакая сила не могла ее остановить». Вот об этом и фильм: о том, как Мария Васильевна Коновалова остановилась.

Великая история. Родня

«Родня» – первый опыт Никиты Михалкова в описании современности – трагикомедия, буффонада, снятая так свободно, что цензура потребовала внести 117 поправок. Говорят, кто-то из чиновников возмущался: «Таким увидеть советский народ можно было только из окна мерседеса!» Какую-то часть правок Михалков внес, и все равно фильму дали четвертую категорию и закрыли. Но потом «Родню» посмотрел Юрий Андропов, занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, – пришел в восторг, категорию изменили на вторую, и картина вышла на экраны.

Преувеличенная, почти клоунская интонация превращала «Родню» в парад-алле, а повседневную советскую жизнь – в цирковые номера, но эти номера скреплялись квазидокументальными вставками, и клоунада вдруг прорастала жизнью. И Михалков, и оператор Павел Лебешев говорили, что это фильм о том, как деревенская тетка сталкивается со «своеобразным язычеством городской жизни», полной условностей и диковатых ритуалов, и, пытаясь в этой жизни разобраться, многое разрушает. Но, как объяснял режиссер, «чистотой своей и истинностью своей она заставляет людей, с которыми общается, рано или поздно оглянуться на прошлую и настоящую свою жизнь».

Великая история. Родня

«Родня» – это череда людей, которые переодеваются, хорохорятся, сбривают усы, надевают парики, притворяются кем-то другим: счастливыми, сильными или что слышат друг друга. И Мария Васильевна притворяется, и ее дочь Нина, и внучка Иришка, и город, и страна – они примеряют на себя чужое счастье, а где искать свое, не знают. Город, куда приехала Мария Васильевна, – это уже не деревня, но и не столица. Снимали «Родню» в Днепропетровске, который выбрали именно за «налет провинциальности». Из «городского» тут и трамвай, и футуристическая архитектура, и шикарный ресторан – закрытый, разумеется, на спецобслуживание, и гостиница, где, разумеется, нет мест…

Но в тихих дворах все по-деревенски, все всех знают, качели висят на ветке старого дерева, бродячие собаки прибегают к местным алкашам за лаской и хлебушком. Многоквартирный дом, в котором живет Нина, торчит на краю стадиона, как единственный зуб в пасти чудовища. Собственно, Мария Васильевна так и едет в город – как в пасть чудовища, проглотившего когда-то ее мужа, а теперь и дочь с внучкой.

Великая история. Родня

Роль Коноваловой была написана специально для Нонны Мордюковой, и это редкий случай, когда актриса сама выбрала режиссера. Виктор Мережко, умевший горевать о тяжелой женской доле («Вас ожидает гражданка Никанорова», «Здравствуй и прощай»), пообещал Мордюковой комедийную роль, но сообразил, о чем написать сценарий, лишь когда к нему самому приехала теща из деревни.

Мордюкова прочитала и сразу сказала: «Должен снимать самый лучший режиссер! Никитка!»

Актриса не сразу приняла михалковское видение Марии Васильевны: тетка с полным ртом металлических зубов, химическая завивка, никакого макияжа. Но конфликты на съемочной площадке (в какой-то момент режиссер и актриса вообще перестали разговаривать и общались через оператора) не помешали Мордюковой не раз говорить в интервью: «Я влюблена в мою героиню».

Коновалова – действительно одна из лучших ролей Нонны Мордюковой. Мария Васильевна во всю мощь пугается и во всю силу радуется. Только вздрогнула от внезапного шума стадиона за окном – и уже умиляется: смотри, смотри, эти-то забили. С ней невозможно ужиться, она слишком сильно любит и слишком резко судит, мучает всех своей «отчаянной праведной правотой».

Великая история. Родня

Нина (Светлана Крючкова) орет на мать: «Ты хочешь, чтоб я как ты? Всех разогнала и одна осталась? Одинокая женщина – это не-при-лич-но!» – и демонстративно вываливает только что приготовленный омлет в мусорное ведро, даже не попробовав. Внучка Коноваловой, Иришка (девочку играет мальчик – Федя Стуков), выпрыгивает из шкафа в маске волка из «Ну, погоди!».

Вовчик (гениальная роль Ивана Бортника) – когда-то первый парень на деревне, бывший муж Марии Васильевны, а теперь жалкий пьяница. Чем больше он прикладывается к «лекарству», тем больше бравирует: «Я был и главным… А теперь я просто рядовой бухгалтер, Маруся, и я счастлив, Маруся, потому что я ни от кого не завишу, Ма-ру-ся!» Его бравада переходит в пьяные слезы с безнадежностью, но только зритель приготовится пожалеть его, как вдруг всю сентиментальность сметают мотоциклисты в футуристичных одеждах, а потом – алле-оп! – номер с животными.

Еще на арену выйдет липкий Тасик (безжалостный Юрий Богатырев) со своим «Танцевать, теща!», и они с Мордюковой покажут один из величайших парных танцев в истории кино. Хореограф Геннадий Абрамов рассказывал, что Мордюкова в свои танцевальные способности не верила, просила, чтобы на общих планах снимали дублершу, но режиссер и хореограф ее убедили.

Великая история. Родня

Сначала она танцевала, сидя на стуле, чтобы прочувствовать язык тела, и только когда уже поняла, что нужно делать, хореограф разрешил ей встать. После блестящей репетиции Мордюкова отмечала день рождения, и на следующий день на съемках танцевала гораздо хуже. Хореографу танец совершенно не понравился, и он попросил Михалкова сделать монтажные врезки, чтобы усилить динамику сцены. Богатырева же учить не надо было, зять в танце «топтал тещу, как петух курицу».

Здесь все лихи, отчаянны и потеряны. Вот главный инженер Ляпин (Андрей Петров) – несостоявшийся художник – еще более нелепый и трогательный, чем сама Коновалова. Он носит в портфеле будильник, который то и дело звонит в самый несуразный момент. Вот сын Вовчика Кирилл (одна из первых ролей Олега Меньшикова), который, уходя в армию, дожидается вопроса Марии Васильевны: «А ты не постригся?» – и торжествующе снимает парик. Вот импозантный официант с пластырем на шее – крест-накрест (фурункул, наверное, вскочил), который то ли юлит, то ли хамит, то ли очаровывает, в общем, ведет себя так, как будто он тут главный и его «Чего изволите?» – только игра.

Он и есть тут главный: официанта сыграл сам Михалков, обслугу – остальная съемочная группа. Оператор Павел Лебешев, художник-постановщик Александр Адабашьян, ассистент режиссера Тамара Кудрина (она сыграла молодого официанта с усиками) – все они обживали эти бескрайние кафельные пространства ресторанного закулисья. Примеряли дефицит, смотрели телевизор, пили кофе. Знали, как жить. Коновалова и ее родня – просто живет, как получается.

Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Фильм несколько раз прерывается долгими планами, которых не было в сценарии, и сначала кажется, что они не имеют отношения к сюжету. Вечер, Мария Васильевна стоит на балконе, на стадионе, куда выходят окна квартиры, бегает спортсмен – круг за кругом. Все это, начиная от фигурки на балконе и заканчивая крупным планом спортсмена, снято одним планом, трансфокатором с большим диапазоном изменения фокуса.

После очередного скандала Коновалова хлопает дверью, ее внучка танцует в маминых одеждах, а Нина смотрит в окно – там мучительно долго самолет превращается из точки в громадину. После сцены в ресторане Коновалова причитает, сидя на парапете, – а мимо едут военные грузовики, полные солдат.

Эти паузы, серые, медленные, почти документальные, нужны были режиссеру и оператору для того, чтобы рассказать не о конкретной Марии Васильевне, а обо всей стране. Страна – это то, что происходит на заднем плане, пока вы суетитесь и хорохоритесь, топчетесь на одном месте и никак не можете начать движение к горизонту. Финал – с проводами в армию, суетой на перроне, благословением чужого сына, примирением матери, дочери и внучки – тоже был придуман режиссером.

Мережко потом признавался: «Михалков сумел так повернуть сценарий «Родни», что после выхода фильма на экраны я неожиданно увидел свои возможности в новом качестве. В результате появились «Полеты во сне и наяву».

Тогда про «Родню» говорили – сатира, гротеск. Сейчас видно – безжалостно реалистичное кино. Фильм о людях, которые уже разучились жить по-старому, а по-новому пока не знают как. Уже не деревенские, еще не городские. Уже не застой, еще не перестроечный хаос. Уже не гражданские, еще не военные. Новобранцы. Родня. Уж какая есть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: