Кадр из фильма «Сибирский цирюльник» (1998)
Стоит только пойти снегу – и кино сразу начинает играть другими красками. Режиссеры активно используют снег и мороз в различных жанрах: от хоррора и триллера до спортивных драм и приключенческих фильмов. Белый цвет стирает привычные ориентиры, лишает героев укрытий, обнажает эмоции и делает любой поступок более заметным, чем при ярком солнечном свете. За эффектной экранной зимой скрываются реальные трудности для съемочных групп: работа в экстремальных условиях, сложные локации и предельные физические нагрузки. Рассказываем о фильмах, где зимняя визуальная палитра усиливает сюжет, динамику и общее настроение.
В начале 1980-х Джон Карпентер снял историю об американских полярниках, оказавшихся в снежной изоляции Антарктиды. Команда исследовательской станции, среди которой пилот вертолета Джей Макриди (Курт Рассел), берет на постой хаски, за которой гнались норвежцы, тем самым нарушая привычный уклад. Вечером собака превращается в чудовище и нападает на других – становится ясно, что во льдах пробудился чужой организм, умеющий копировать своих жертв. Пока члены экспедиции пытаются понять, кто из них еще человек, снежная пустыня смыкается вокруг, оставляя им лишь паранойю и огнемет.
Спецэффектами на съемках занимался Роб Боттин, пугающе натуралистично собравший пришельца из латекса, резины и желатина. Режиссер не отвлекается на долгие объяснения, вместо этого заставляя зрителя вслушиваться в вой метели и выискивать признаки жизни под слоями снега. Фильм, изначально прохладно воспринятый из-за одновременного выхода с «Инопланетянином», со временем обрел культовый статус. Фанаты ценят его за готовность показать мерзость чужого существа без помощи компьютерной графики. Неприкрытая жестокость происходящего и по-своему уютная атмосфера полярной станции создают ощущение, что эта история могла произойти на любой базе в Арктике – и каждый из нас в подобной ситуации испытал бы искушение схватить огнемет.
В России 1885 года американский изобретатель Дуглас МакКрекен (Ричард Харрис) везет в Санкт-Петербург проект гигантской паровой лесопилки с поэтичным названием «Сибирский цирюльник». Для убедительности он заручается поддержкой прекрасной Джейн Каллахан (Джулия Ормонд). Юнкер Андрей Толстой (Олег Меньшиков) знакомится с Джейн раньше генерала Радлова (Алексей Петренко). Чувства вспыхивают мгновенно, но ревность соперника отправляет героя на каторгу в Сибирь. Через десять лет действие переносится в американский военный лагерь: молодой кадет защищает честь Моцарта перед сержантом, не подозревая, что он – сын Андрея и Джейн.
Зимняя Россия в фильме выглядит величественно. Дворцы и здание кадетского корпуса утопают в снегу, белый иней на ступенях блестит, словно драгоценная вышивка. Никита Михалков блестяще исполняет роль императора Александра III, а масштабные постановочные сцены дополняются живым оркестром Эдуарда Артемьева. Одной из самых ярких деталей производства стал тот факт, что ради ночной сцены создатели на несколько часов отключили подсветку кремлевских звезд – такого не делали со времен войны. Под роскошной исторической оболочкой история во многом остается интимной. Молодой Толстой мчится по заснеженным улицам в конке, сердце стучит под мундиром, и каждый поворот сюжета превращается в эмоциональную карусель. Персонажи ощущаются живыми людьми: каждый совершает ошибки и расплачивается за них под холодным небом.
За обычной дверцей платяного шкафа скрывается Нарния – мир, навсегда закованный в зиму чарами Белой Колдуньи (Тильда Суинтон). Серебристо-синие леса, неподвижные сугробы, застывшие водопады и одинокий фонарь среди снегов создают очаровательную сказку, в которой время остановилось. Оператор Дональд МакЭлпайн подчеркивает контраст между реальностью и волшебством: теплые, мягкие тона дома профессора Керка сменяются холодной, почти хрустальной палитрой Нарнии.
Во время Второй мировой войны четверо детей семьи Певенси – Питер (Уильям Моусли), Сьюзен (Анна Попплуэлл), Эдмунд (Скандар Кейнс) и Люси (Джорджи Хенли) – отправляются в эвакуацию в старинный загородный дом. Именно Люси первой проходит сквозь шкаф в заснеженную страну, где обитают фавны, говорящие бобры и мифические существа, запуганные властью Колдуньи. Постепенно в Нарнии оказываются все четверо, и они узнают о древнем пророчестве: два сына Адама и две дочери Евы должны разрушить проклятие вечной зимы. Режиссер Эндрю Адамсон, ранее прославившийся «Шреком», изобретательно переносит сказочный мир на экран, делая ставку на размах, зрелищность и визуальную выразительность.
Картина переносит зрителей в город Барроу (Аляска) – место, которое каждую зиму погружается в непрерывную ночь на целый месяц. Незадолго до наступления полярной тьмы незнакомец (Бен Фостер) саботирует связь и транспорт, лишая жителей возможности покинуть город. В первую же ночь на населенный пункт нападает группа вампиров во главе с Марлоу (Дэнни Хьюстон), что приводит к массовым жертвам. Шериф Эбен Олесон (Джош Хартнетт) и его жена Стелла (Мелисса Джордж) собирают небольшую группу выживших и прячутся на чердаке, пытаясь пережить оставшиеся дни.
Фильм основан на трехсерийной графической новелле «30 дней ночи», права на экранизацию которой приобрели Сэм Рэйми и Роберт Таперт. Режиссер Дэвид Слэйд и оператор Джо Виллемс уделили особое внимание сочетанию практических эффектов с натуральной средой. Основная часть съемок проходила в Новой Зеландии, где ради достоверности построили декорации целого небольшого города, а отдельные общие планы снимали на Аляске. Для создания правдоподобной зимней атмосферы команда использовала английскую соль, пену и бумагу вместо снега, поскольку часть съемок велась в летний период.
Фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту отсылается к реальным событиям 1823 года в Северной Америке. Группа охотников за пушниной, среди которых Хью Гласс (Леонардо ДиКаприо), добывает ценные шкуры и пытается уйти от преследования воинов племени арикара. Во время одной стоянки на Гласса нападает гризли, оставляя герою тяжелые раны. Предводитель отряда принимает решение оставить еле живого охотника умирать. Присматривать за ним назначают Джона Фицджеральда (Том Харди) и сына Гласса – индейца по прозвищу Хоук (Форрест Гудлак).
Иньярриту снимал картину преимущественно на реальных природных локациях, а оператор Эммануэль Любецки использовал только естественное освещение. Съемки проходили в Канаде – в Британской Колумбии и Альберте. Из-за аномально раннего схода снега часть финальных сцен пришлось перенести в Аргентину, где съемочная группа отыскала подходящие заснеженные ландшафты. Процесс съемок шел в хронологическом порядке, что вылилось в длительный и физически изнурительный производственный цикл. За главную роль в этом фильме Леонардо ДиКаприо получил долгожданного «Оскара».
Надя Лапшина (Аглая Тарасова) с детства мечтает стать фигуристкой. Она растет в Иркутске и начинает тренироваться на льду Байкала. Ее первым наставником становится строгий тренер Ирина Шаталина (Мария Аронова), не склонная к сентиментальности и требующая от ученицы полной дисциплины. После смерти матери Надя попадает в интернат и продолжает упорные занятия. Повзрослев, она начинает выступать в парном катании с известным фигуристом Владимиром Леоновым (Милош Бикович). Во время выполнения сложного элемента партнер допускает ошибку, и Надя получает тяжелую травму позвоночника. Врачи сообщают, что она больше не сможет ходить.
Картина объединяет элементы спортивной драмы, романтической комедии и музыкального фильма. Оператор Михаил Милашин использует активное искусственное освещение: в кадре преобладают яркие блики льда и холодные оттенки прожекторов. «Лед» – масштабная история о преодолении, где спортивная травма становится катализатором внутренней трансформации героини и ее возвращения к полноценной жизни за пределами профессионального спорта.
Российский триллер Дмитрия Дьяченко разворачивается в суровой таежной глубинке. Отец Игорь (Алексей Серебряков), решившись спасти сына Вовку (Всеволод Володин) от наркотиков, приковывает его к стене охотничьего домика на севере. В это же время лесные волки заражаются вирусом бешенства и начинают нападать на людей. Один из хищников убивает друга Игоря и пытается ворваться в дом, но мужчина отбивается доской, как раз в тот момент, когда полицейский Абызов (Евгений Ткачук) и лесник Роман (Александр Устюгов) приезжают проверить странные крики.
Съемки проходили на Алтае при сорокаградусных морозах – ради реализма была построена специальная изба-зимовье. Из Венгрии привезли дрессированных волков, снимавшихся в «Игре престолов». Зараженный медведь создавался комбинированным способом: использовались и костюм, и аниматроника, и компьютерная графика. При этом приоритет всегда отдавался физическому объекту в кадре, чтобы взаимодействие с актерами выглядело реалистично. Фильм работает на стыке жанров: хоррора, семейной драмы и выживания, но именно конфликт отца и сына удерживает историю от скатывания в чистый аттракцион. Зимняя палитра дополняется запахами дыма и крови, которые на морозе ощущаются еще острее.
7 декабря в столичном кинотеатре «Художественный» состоялась церемония закрытия 4-го Открытого российского фестиваля авторского кино «Зимний». За первую неделю зимы жители…
Менеджер крупной фирмы, неуверенный в себе мужчина средних лет, на презентации проекта, который ему поручено курировать, произносит речь. После чего…
Знаменитому герою фантастического боевика 1987 года посвятили памятник. Высота бронзовой статуи, установленной у здания продюсерской компании Free Age, превышает 3,3…
Парочка влюбленных в кризисе среднего возраста – флегматичный Малкольм (Россиф Сазерленд) и истеричная Лиз (Татьяна Маслани) – решают провести романтический…
Грустная, измотанная женщина открывает маленький бизнес – забегаловку на рынке, но дела идут не очень. Сплошная головная боль, а толку…
Голливудская звезда Скарлетт Йоханссон ведет активные переговоры об участии в сиквеле «Бэтмена» Мэтта Ривза. По информации инсайдеров, обсуждение контракта близко…