08 апреля – День российской анимации. По этому случаю мы решили взглянуть на то, что творится в отечественной анимации сегодня, – без оглядки на великое советское прошлое. О признании наших мультипликаторов за рубежом тоже не забыли.
Ключевые работы: «Русалка» (1996), «Старик и море» (1999), «Моя любовь» (2006)
Награды: свыше 30 призов, включая «Оскар» (2000)
Начать стоит, конечно, с полного тезки и земляка (они еще и оба из Ярославской области) самого востребованного российского актера. Достаточно сказать, что из 7 его самостоятельных работ 4 были номинированы на «Оскара», а одна – «Старик и море» по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя – получила заветную статуэтку.
«Старик и море», кстати, – первый в истории российский анимационный фильм, адаптированный под IMAX. А сам Петров первым из наших мультипликаторов стал членом Американской киноакадемии и Российской академии художеств. Кроме того, у него две Государственные премии РФ и звание заслуженного деятеля искусств.
Александр Константинович некоторое время жил и работал в Канаде, но в итоге вернулся в Россию. Причем не в Москву или Питер – Петрову милее родной Ярославль.
Ключевые работы: «Чудаки» (1992), «Гагарин» (1994), «Однажды у синего моря» (1999)
Награды: 5 призов, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (1995)
Алексей Харитиди – единственный из российских мультипликаторов обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Этой награды он удостоился в 1995 году за короткометражку «Гагарин». Она стала вершиной его карьеры. Кроме Канн, Харитиди взял за нее призы в Оттаве, Хиросиме и Анси, а также был номинирован на «Оскара».
В 1998 году Алексей Феофилактович перебрался в Канаду, где с тех пор и живет. Коротыш «Однажды у синего моря», снятый в 1999-м, так и остается последней на сегодняшний день работой Харитиди.
Ключевые работы: «Болеро» (1992), «Ветер вдоль берега» (2003), «Длинный мост в нужную сторону» (2012)
Награды: «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (1993)
Иван Максимов – один из самых продуктивных мультипликаторов в списке. На его счету – почти 30 короткометражек. Он же, пожалуй, самый яркий по части необычной стилистики. Существа, населяющие вселенную Максимова, ни на кого и ни на что не похожи. Его мультфильмы выглядят как наркотический трип, местами ужасно смешной. Как вам, например, вот такой Пятачок?
Еще в 1993-м мультфильм «Болеро» получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, и это почему-то единственная зарубежная награда Ивана Леонидовича. Зато у него три номинации на «Золотого орла» и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Ключевые работы: «Другая сторона» (1993), «Букашки» (2000), «Гора самоцветов» (2005)
Награды: 24 награды, включая приз зрительских симпатий кинофестиваля в Анси (2002)
Креативный продюсер по короткометражным проектам «Союзмультфильма» и бывший худрук киностудии, Михаил Алдашин более всего известен по мультипликационному циклу «Гора самоцветов», за который в составе группы режиссеров получил в 2005-м «Золотого орла».
Самой же усыпанной наградами работой персонально Михаила Владимировича стала короткометражка «Букашки». Она получила сразу два приза на фестивале в Лейпциге и по одному – в Хиросиме и Анси. В 2019-м Алдашин стал членом Американской киноакадемии.
Ключевые работы: «На краю земли» (1998), «Уборная история – любовная история» (2007), «Мы не можем жить без космоса» (2014)
Награды: свыше 50 международных наград, а также две номинации на «Оскара» (2009, 2016)
Ни у кого нет стольких наград, сколько у Константина Бронзита. В одном только Анси он получил их 4! И столько же в Аспене. Как и Александр Петров, он дважды номинировался на «Оскара», правда, статуэтка ему так и не досталась. Зато у него аж три «Золотых орла»!
Вообще, творчество Бронзита достаточно разнообразно. Именно он, например, создал заставки программы «Городок» и телеканала MTV Russia. Также он открыл «богатырскую» франшизу полнометражным мультфильмом «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004), который многие считают непревзойденным. В 2018-м он снял и одно из многочисленных продолжений – «Три богатыря и Наследница престола».
Константин Эдуардович – заслуженный деятель искусств РФ и лауреат Премии Президента РФ.
Ключевые работы: «Прыг-скок» (2012), «Мой личный лось» (2014), «Лола живая картошка» (2018)
Награды: приз Берлинского кинофестиваля (2014)
Представитель куда более молодого поколения отечественных мультипликаторов, Леонид Шмельков не может похвастаться достижениями Бронзита, хотя специальный приз Берлинского кинофестиваля за коротыш «Мой личный лось» – весьма престижная награда. А в 2020 году он номинировался на «Золотого орла» за мультфильм «Лола живая картошка».
Ключевые работы: «Мой странный дедушка» (2011), «Про маму» (2015), «Узы» (2019)
Награды: более десятка премий, включая приз зрительских симпатий Международного Лондонского фестиваля анимационных фильмов (2020)
Ну и самая молодая, но от этого не менее именитая и одаренная из представленных мультипликаторов. Дина – единственная из них, кто практически не занимается рисованной анимацией. Ее всегда больше увлекали «натурные» съемки героев, которых она создавала из самых разных материалов. Например, весь мир и герои ее во многом автобиографических «Уз» (Великовская живет и работает в Берлине, вдали от любимого дома в Долгопрудном) полностью вышли из-под пера обычной 3D-ручки, которые часто дарят детям для забавы.
Дина Великовская – лауреат Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и один из самых молодых российских членов Американской киноакадемии.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…