Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Театр > 7 причин посмотреть бродвейский мюзикл «Гамильтон»

7 причин посмотреть бродвейский мюзикл «Гамильтон»

6 июля 2020 /
7 причин посмотреть бродвейский мюзикл «Гамильтон»

«КиноРепортер» рассказывает, почему вышедшая на Disney+ видеоверсия сенсационного спектакля достойна самого пристального внимания.

Сенсация

«Гамильтон» — пожалуй, главное событие десятилетия в мире музыкального театра. Двухактный мюзикл Лин-Мануэля Миранды начал свой славный путь на внебродвейской сцене в 2015-м, в том же году добрался до Бродвея (где идет до сих пор — с перерывом на пандемию COVID-19, вернуться обещали в 2021-м), получил рекордные 16 номинаций на «Эмми» (в 11 победил), 13 номинаций на «Тони» (выиграно 11 статуэток), премию «Грэмми» за лучшую запись театральной постановки мюзикла, премию Billboard за лучший мюзикл и, наконец, Пулитцеровскую премию персонально Миранде за лучшую драму (и это только американские и только наиболее значимые награды).

Подавляющее большинство критиков тоже оценили мюзикл высоко, однако нашлись и те, кто остался недоволен интерпретацией исторических фигур и фактов в «Гамильтоне» — например, не всем понравилось, что о причастности государственного мужа к геноциду коренного населения Америки и рабовладению Миранда предпочел умолчать. Дальше всех в критике «Гамильтона» пошел известный поэт, писатель и драматург Ишмаэл Рид: он написал пьесу «Призраки Лин-Мануэля Миранды» (The Haunting of Lin-Manuel Miranda), где автору мюзикла, будто Эбенизеру Скруджу в «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, являются призраки исторических фигур, которым не нашлось места в мюзикле, — индейцы, чернокожие рабы и знаменитая аболиционистка Гарриет Табмен.

История

«Как бастард, сирота, сын шлюхи и шотландца, родившийся на богом забытом Карибском островке, прозябавший в нищете, стал героем и ученым мужем?!» — в самом начале «Гамильтона» задается этим вопросом (и повторит его еще не раз по ходу пьесы) вице-президент США Аарон Бёрр, бывший друг, соперник, завистник и будущий убийца Александра Гамильтона. Ответа на этот вопрос мюзикл Лин-Мануэля Миранды не даст: Гамильтон почти сразу предстанет на сцене в уже готовом к употреблению героическом образе. Однако познавательной постановка все же является: да, история становления США как независимого государства проносится перед зрителем хип-хоп-галопом, но даже такой вариант нарратива до известной степени информативен. Хотя тем, кто всерьез заинтересовался политической карьерой Гамильтона (первого министра финансов США, ближайшего соратника Джорджа Вашингтона и политического оппонента Томаса Джефферсона) и обстоятельствами войны с Британией за независимость, все же придется заглянуть в «Википедию».

Адаптация

Лин-Мануэль Миранда, американский композитор, поэт и драматург, загорелся идеей рассказать о незаслуженно позабытом (по сравнению с теми же Вашингтоном и Джефферсоном) отце — основателе США Александре Гамильтоне еще в конце нулевых. Действительно, чаще всего первого министра финансов США (точнее, секретаря казначейства) можно было увидеть на 10-долларовой купюре, а вот массовая культура к его образу обращалась считаные разы: в 1931 году вышла картина «Александр Гамильтон», где заглавный герой в исполнении Джорджа Арлисса оказывался в центре скандала с супружеской изменой. Кроме того, отец-основатель фигурировал в сериалах «Джон Адамс» и «Поворот» — вот, пожалуй, и все, что можно вспомнить.

Однако ситуация изменилась, когда в 2004 году была издана биография Гамильтона, написанная Роном Черноу. Именно эту книгу в 2008-м (по другим данным — в 2007-м) купил в аэропорту Миранда — без особого умысла, просто, чтобы было, что почитать в самолете. История Гамильтона пленила композитора и поэта, и уже в 2009-м, 12 мая, он прочел на Вечере поэзии в Белом доме рэп «Александр Гамильтон», который 6 лет спустя стал открывающим номером целого мюзикла о «бастарде, сироте, сыне шлюхи и шотландца, герое и ученом муже».

А в 2015-м Миранда представил нью-йоркской публике «Гамильтона» во всей красе — историческую хип-хоп-сюиту, заряженную шекспировскими страстями (в одной из сцен расклад политических интриг в новорожденном американском государстве напрямую сравнивается с сюжетом «Макбета»).

Режиссура

Видеоверсия «Гамильтона» была снята в июне 2016 года, на компактной сцене Театра Ричарда Роджерса на Бродвее. И постановкой спектакля, и режиссурой видеоверсии занимался один и тот же человек — Томас Кэйл (в 2019-м он снял мини-сериал «Фосси/Вердон», получивший номинации на «Золотой глобус» и «Эмми»). В видеоверсии нет специфических киношных режиссерских, операторских и монтажных изысков — это честный live taping с аккуратным монтажом и не слишком частым чередованием планов и ракурсов. Соблазна смонтировать спектакль коротко, в рифму преобладающим здесь хип-хоп-интонациям, Кэйл и Миранда избежали, и это, наверное, к лучшему — лишенная концептуальных изысков и визуальных излишеств видеоверсия позволяет разглядеть нюансы чисто театральной режиссуры.

В «Гамильтоне» невероятная плотность текста и действия (что опять-таки характерно для хип-хопа), и постановка разворачивается, в общем-то, в одной двухэтажной декорации. По ходу действия на сцене появляется, а затем исчезает разнообразный реквизит — от мебели до оружия (эти косметические, но важные перемены осуществляются силами самих исполнителей и кордебалета), а главным элементом театральной машинерии становятся два вращающихся сегмента сцены — они, кстати, обеспечивают практически киношный операторский эффект. За весь остальной драматизм отвечает свет — используя минимум технических средств, Кэйл и Миранда добились потрясающего драматического эффекта.

Игра

Кэйл поставил и снял спектакль с оригинальным первым бродвейским составом «Гамильтона» всего за две недели до того, как он был распущен. Заглавного героя здесь играет сам Миранда, компенсирующий невыдающиеся вокальные данные артистизмом, однако, несмотря на все старания автора мюзикла, не он здесь правит бал. Миранду с легкостью затмевают несколько актеров — каждый по-своему. Давид Диггс (сериал «Сквозь снег»), сыгравший сразу две роли (Томаса Джефферсона и маркиза де Лафайета), — почти балетной пластикой и виртуозным балансированием на грани балаганного переигрывания. Рене Голдсберри (сериал «Отжиг») и Филлипа Су («Лучший день моей жизни»), изобразившие сестер Скайлер (Гамильтон был влюблен в обеих, а на одной из них женился) — тонкостью и драматизмом. Звезда сериала «Охотник за разумом» Джонатан Грофф с его комическими, пародирующими Робби Уильямса выходами в образе британского короля Георга III — эксцентрикой. В целом же Миранда собрал великолепный состав — чуть не дотягивает до общего высокого уровня разве что Лесли Одом-мл., исполнитель роли антагониста Бёрра. Кстати, изначально его собирался играть сам Миранда, но в итоге решил, что лучше него ту версию Александра Гамильтона, которую сам же он и придумал, никто не презентует.

Музыка

Конечно же, «Гамильтон» заряжен прежде всего хип-хопом и интеллигентным R&B, но ценен мюзикл стилевой эклектикой. Миранда не ограничивается одним лишь хип-хопом, хотя построить на нем целое костюмированное музыкальное шоу представляется вполне логичным ходом: в конце концов, оперный речитатив — прадедушка рэпа. Помимо читки под бит, в «Гамильтоне» органично, не сбивая почти непрерывное (на протяжении двух с половиной часов с минутным антрактом) музыкальное дыхание истории, звучат джаз, соул, регги, барокко-поп (те самые комические выходы Георга III) и традиционные для классического мюзикла номера с яркой хореографией. Особенно выделяется кульминация номера The Room Where It Happens, главный герой которого — Аарон Бёрр с его безграничной завистью: начинается  с рэп-перепалки, а завершается феерическим соло Одома-мл., который, кажется, по-настоящему, во всю силу, раскрылся только в этом эпизоде.

Ну а жемчужиной мюзикла стало начало второго акта, в котором бурные политические споры Джефферсона и Гамильтона представлены как рэп-баттлы.

Актуальность

Да, некоторые критики, как уже было сказано выше, ругали мюзикл за то, что Миранда не рассказал, например, о том же замалчивании Гамильтоном проблемы отмены рабства, но есть в шоу и свои плюсы. Во-первых, в эпоху Black Lives Matter создатели «Гамильтона» фактически умножили на ноль кастинговую проблему с соответствием цвета кожи персонажа и актера, его играющего: здешние темнокожие отцы-основатели выглядят абсолютно естественно. Не вызывает ни малейшего смущения и тот факт, что трех родных сестер Скайлер (разумеется, белых) изображают две афроамериканки (Рене Голдсберри и Жасмин Сепас Джонс) и белая актриса Филиппа Су, отец которой наполовину китайского происхождения.

Нашлось в «Гамильтоне» и место сарказму по поводу современного курса США на принуждение к демократии по всему миру. В сцене, где известный франкофил Джефферсон выступает за оказание военной помощи французам с их революцией, Гамильтон возражает ему — мол, если Америка будет вмешиваться в каждую революцию, то уже не сможет остановиться.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: