Создатели сериала стремились развеять миф о викингах, как о бандах немытых грабителей и кровожадных варваров с рогами на шлемах. За костюмы отвечала обладательница премии «Эмми» Джоан Бергин.
Готовясь к съемкам, она побывала в норвежском Музее викингов Лофотр и встретилась с историками, занимающимися скандинавской культурой. «Существует стереотип, что викинги были дикарями, — рассказывает она. — Это не так. Они были язычниками, поклонялись богам природы и, подобно американским индейцам, носили мех и кожу, украшая их ручной вышивкой». Пытаясь приблизится к аутентичным образцам, Джоан сосредоточилась на фактуре и цветах. «Викинги умели красить ткани травами и ягодами. Мы поступили также, и это придало материалам особый колорит». Например, для костюма Сигги (Джессалин Гилсиг) синили лен вайдой (Вайда красильная, растение семейства Крестоцветных, широко культивировали в Европе эпохи Возрождения ради синей краски, — прим. КР), а шерсть для розовой туники Лагерты (Кэтрин Уинник) красили ягодами. К тому же, все материалы были сотканы старинным способом — в Индии и на ирландских фабриках.
Вдобавок команда Бергин ковала металлические детали, работала над фактурой кожи и старила каждый костюм, чтобы в кадре получилась достоверная среда. Последние три сезона делала Сюзанн О’Коннор Кейв, бывший ассистент Бергин, но она лишь сохранила и развила найденный ранее стиль.
Финансовые ограничения не остановят талантливого художника, наоборот — только раззадорят его фантазию. Так случилось с костюмами «Фаворитки». Понимая, что на небольшой бюджет проекта невозможно купить роскошные ткани и старинные кружева, художница Сэнди Пауэлл сосредоточилась на соответствующем времени крое и сделала костюмы черно-белыми. Это позволило ей раскрыть характер каждой из трех главных героинь через соотношение черного и белого цветов. И сэкономить на количестве нарядов — художница комбинировала лиф от одного платья с юбкой от другого и т.д. Пауэлл вдохновлялась «Шепотами и криками» Ингмара Бергмана, «Контрактом рисовальщика» Питера Гринуэя и картинами голландских художников XVII века.
Ярким фоном для лаконичных женских нарядов стали мужские. «Режиссер (Йоргос Лантимос, — прим. КР) хотел, чтобы мужчины в фильме выглядели эдакими павлинами», — вспоминает Сэнди. Но палитру выбрали неслучайно — цвет жилетов персонажей обозначал их принадлежность к политическим партиям: у вигов красный, у тори синий. Так, играя с ограниченным набором оттенков, Пауэлл удалось четко расставить смысловые акценты в фильме.
Готовясь к съемкам нового байопика о жизни Екатерины II, художница Майе Мешеде побывала в Эрмитаже, изучила биографию русской императрицы, а также Петра III и Елизаветы I. Основным визуальным источником вдохновения она выбрала работы шведского портретиста Александра Рослина. Бюджет проекта позволил Мешеде закупить дорогое сырье на итальянских фабриках. А потом еще и расшить жемчугом и серебряными и золотыми нитями, что добавило текстурной глубины. Так появились 60(!) царских нарядов для Хелен Миррен.
Британский мини-сериал охватывает позднюю часть жизни Екатерины II и ее роман с князем Потемкиным. Чтобы продемонстрировать женственность героини, художница подобрала для платьев мягкую палитру, но, подчеркивая ее ухудшающееся психическое состояние, постепенно делала их все темнее и темнее: «Мы много работали с цветом, чтобы суметь передать контраст между двумя ипостасями Екатерины — влиятельной императрицы и несчастной женщины».
Миррен, не жалуясь, носила тяжелые платья и тесные корсеты, приговаривая, что они помогают ей держать осанку: «Я чувствую себя королевой!» В знак уважения самоотверженной актрисе (кстати, российского происхождения, — прим. КР), на горловине ее любимого золотого платья вышили инициалы «ХМ».
Сериал снят по мотивам дневника Анны Листер — состоятельной англичанки, жившей в XIX веке и известной своими сексуальными отношениями с женщинами. Художник по костюмам Том Пай нашел массу записей о реальной одежде Анны. «Упоминаются куртка-спенсер, редингот, шерстяные жилеты, гетры и корсеты».
Том следовал этим заметкам, но от себя добавил знаковую деталь — цилиндр. «В жизни Анна носила маленькую черную шапочку, но на экране она не могла передать власть и статус героини. Идею взять цилиндр мне подсказали изображения высокосветских лесбиянок XIX века Элеоноры Батлер и Сары Понсонби. Они, как и экранная Анна, носили черное и цилиндры».
Первой мыслью Пая было одеть героиню в брюки на манер писательницы Жорж Санд, но потом решил, что «Париж — не Галифакс, Санд вращалась в артистических кругах, не похожих на общество со строгими социальными условностями, в котором появлялась Анна». Поэтому персонаж Сюранны Джоунс носит юбку, впрочем, очень сдержанную, как и весь остальной наряд. С помощью противопоставления такого консервативного костюма цветным платьям всех остальных дам, Том создал напряжение и конфликт в сериале.
Перед командой сериала «Фосси/Вердон» стояла непростая задача: не только одеть реально существовавших персонажей — танцовщицу Гвен Вердон и ее мужа — режиссера, хореографа Боба Фосси, но и воссоздать образы из его знаковых фильмов и театральных постановок 1960-х и 1970-х.
Фильмы «Кабаре», «Весь этот джаз», «Милая Чарити» слишком хорошо знакомы зрителям и тут нельзя было сфальшивить. «Сложнее всего было с «Милой Чарити», — объясняет Мелисса Тот. — За нашей спиной словно маячил призрак Эдит Хэд (легендарная художница по костюмам, обладательница 7 «Оскаров» и еще 17 номинаций, — прим. КР). К тому же, в оригинале костюмы сшиты из тканей, которых больше не существует».
Мелисса изучала теорию в Нью-Йоркской библиотеке театральных искусств и вдохновлялась фотографиями закулисья Марты Своуп. Но главным источником информации стала Николь Фосс, единственная дочь Боба и Гвен (и исполнительный продюсер сериала). Николь предоставила художникам массу фотографий, показала подлинные вещи родителей, консультировала в сложных сценах. «Она много рассказывала о своей матери. Это было очень полезно, потому что, мы, художники по костюмам, всегда стараемся понять психологию персонажа, чтобы потом отразить ее в образе». За столь серьезный и обстоятельный подход Мелиссу вновь номинировали на «Эмми».
Сериал позволяет окунуться в мир послереволюционной Одессы, населенной сплошь колоритными типажами. «Конечно, реальный город был другим, — рассказывает художник по костюмам Дмитрий Андреев. — Голод, грязь, серость на улицах. Мы решили немного приукрасить эту историю». Такую задачу поставил перед художниками режиссер Антон Розенберг: «Наш фильм намеренно цветной и яркий. Все вокруг вроде бы по-настоящему, но с определенной долей гротеска».
Художники продумали отдельные стиль и палитру для каждой группы персонажей: чекисты одеты в заношенные костюмы оттенка сепии, бандиты Попугайчика красуются в клетчатых, цвета оперения одноименной птицы, а у банды Бриллианта и Карджогло — сдержанная гамма с небольшими яркими вкраплениями. «Одним из главных референсов был сериал «Острые козырьки». Мы использовали все эти гангстерские клише: белые гамаши, широкополые шляпы, яркие галстуки…» — поясняет другой художник Владимир Никифоров.
Что касается женских персонажей, в «Мурке» нет шаблонных платьев в стиле «Гэтсби». По словам Андреева, эта мода пришла только во второй половине 20-х, а ему было интереснее рассказать про своеобразный стиль рубежа 1910–1920-х.
Действие «Мешка без дна» начинается во времена Александра II и через сказку внутри фильма то и дело переносится в XIII век. Переплетенные истории и эпохи позволили режиссеру Рустаму Хамдамову соединить поэтичность визуального ряда с отсылками к классическому кинематографу: «Когда я делал «Мешок без дна», у меня в голове крутилось «Великолепие Амберсонов» Орсона Уэллса, фильмы Жана Кокто и Жана Виго».
Фильм черно-белый, а потому важнее были выразительные линии и фактуры костюмов. Режиссер показывал команде фрагменты из своих предыдущих работ, главным образом — из незавершенных «Нечаянных радостей». Поскольку история замешана на русском фольклоре, художники Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров вдохновлялись киносказками Александра Роу и Александра Птушко.
«Учитывая предельно скромный бюджет, мы решили поискать материалы в закромах мосфильмовских складов, — вспоминает Андреев. — И обнаружили там подлинные церковные облачения конца XIX — начала XX веков, которые переделали в костюмы героев. Это было чудо!»
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…