Человека всегда волновали чужие неудачи. Иногда они вызывают смех, иногда – сочувствие, но в любом случае что-нибудь да вызывают. Чем кинодеятели охотно пользуются начиная с самого зарождения кинематографа. Ко Дню неудачника (да, есть и такой) мы отобрали самых-самых нефартовых персонажей – из комедий, драм, мультиков и хорроров.
Бешеная крысобелка из «Ледникового периода» одновременно является воплощением хаоса и аллюзией на мифического героя Сизифа. Она обречена вечно терять, находить и пытаться спрятать свой желудь – затем лишь, чтобы снова его потерять. Какой безумный бог и за какие грехи так жестоко наказал несчастное животное, неизвестно. Впрочем, есть версия, что крысобелка суть лишь инструмент, с помощью которого демиург ваяет Вселенную.
Именно неосознанные действия Скрата привели к таянию ледников, образованию материков и формированию Солнечной системы. А значит, если бы не это жалкое пучеглазое существо, никого из нас, скорее всего, здесь бы не было. Выходит, все его мучения – необходимая жертва, на которой зиждется само мироздание. Подумайте об этом.
Неудачники и неудачи – вообще одна из излюбленных тем братьев Коэн. Так что сюда можно было бы смело добавить почти любой их фильм. Но, пожалуй, из всех коэновских неудачников самый невезучий – парикмахер Эд Крэйн из «Человека, которого не было», сыгранный Билли Бобом Торнтоном.
Вся его история – сплошная череда неверных решений и нелепых случайностей, в результате которых вокруг Эда постоянно кто-нибудь погибает, а сам он в конце концов оказывается на электрическом стуле. Однако Эд, стоит отдать ему должное, принимает удары судьбы смиренно, только курит одну за одной с отрешенным взглядом.
Творческие методы братьев МакДона и братьев Коэн во многом схожи. Даром что ирландцы, в отличие от своих американских коллег, работают по отдельности. Соответственно, и без этих мастеров висельного юмора в нашем случае не обойтись. Тут и думать особо не надо, кто из их героев достоин почетного места в данном списке. Это, конечно, Рэй из дебютной полнометражной картины Мартина МакДоны.
Киллер, который на первом же задании нечаянно убивает ребенка, – возможно ли в принципе более нелепое и трагичное стечение обстоятельств? Но злой рок и далее преследует бедолагу. Ни застрелиться ему не удается, ни сбежать, когда представляется, казалось бы, такой шанс. И погибает Рэй, отправляясь в Чистилище, как раз после того, как его жизнь вроде бы снова начала обретать смысл.
Персонаж на первый взгляд сугубо комический, но при этом неоднозначный. Мистер Бин – эгоистичный инфантильный социопат. Отчего страдает не столько он сам, сколько окружающие его люди. Большинство дурацких ситуаций, в которые мистер Бин влипает, происходят из-за того, что он попросту не понимает, как устроен мир, и не проявляет стремления в этом разбираться.
Как следствие, герой Роуэна Аткинсона безнадежно одинок. Единственные его отношения с женщиной завершились полным крахом: та убежала в слезах, когда вместо кольца получила в подарок на Рождество картинку с витрины. Что, похоже, мистера Бина не смутило. С другой стороны, кто его знает, что он обо всем этом думает.
Нет, ну вы сами посудите. Сидел себе воспитанный мальчик Пол на Каладане, никого не трогал, водичку пил. Тут какая-то бабка приперлась и говорит: «Сунь руку в коробку с болью, а то иголкой заколю». Потом на Арракис пришлось лететь, где один песок и черви. Отца убили, всех убили, очутился среди барханов, там дикари чего-то от него хотят. Дряни надышался, теперь глючит постоянно.
И это еще только цветочки, дальше там такие ягодки пойдут, что ну их к Шай-Хулуду. Война, грозящая всю галактику пожрать, семейные разборки. Словом, нелегко быть Полом Атрейдесом. По возможности избегайте этого.
Пьер Ришар себе целую карьеру построил, играя неудачников. Среди которых глыбой выделяется Франсуа Перрен, фигурирующий в пяти фильмах Франсиса Вебера. В последнем из них, «Невезучих» 1981 года, Вебер и Ришар (а также примкнувший к ним Жерар Депардье) исследуют саму природу невезения, приходя к неочевидным выводам.
В частности, подвергается тщательной проверке следующая теория. Если один невезучий человек в силу своей невезучести где-то потерялся, то нужно по его следу направить другого, столь же невезучего человека, и тогда тот, наступая ровно на те же грабли, приведет к первому.
Верность теории в фильме полностью подтверждается. Вдобавок обнаруживается, что тотально невезучие люди – они в некотором смысле как те минусы, которые вкупе дают плюс. А тотальная непруха способна обернуться удачей, если под определенным ракурсом внимательно посмотреть.
Майкл Майерс у Джона Карпентера олицетворял собою неумолимый фатум. Создатели «Пункта назначения» пошли дальше и придумали слэшер, в котором этот самый фатум действует самолично, безо всяких олицетворяющих его посредников. Что по-своему гениально.
Каждый фильм серии доносит одну и ту же мысль – от судьбы не уйдешь – одним и тем же способом. А именно, показывая, как судьба все равно настигает тех, кто почему-то умудрился от нее однажды уйти. Настигает посредством невероятных случайностей с летальным исходом. Фактически это та же физическая комедия про патологических неудачников, но превращенная в хоррор.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…