На этой неделе начинается Масленица. Она считается языческим праздником, поскольку построена на обрядах дохристианской славянской мифологии. Вообще, язычество – широко трактуемый термин. Если опираться на трактовку из Нового завета, то основным критерием считается противопоставление течения раннему христианству. Дальше – интерпретации разнятся. В современном мире к язычеству относят религиозные системы народов древнего мира – египтян, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян, иранцев и индийцев.
Также этим словом могут описываться системы верований и обрядов первобытных племен, где в ходу были культы предков, тотемизм, фетишизм и шаманизм. Основная проблема в разговоре о язычестве заключается в том, что эти верования можно изучать лишь по отрывочным данным письменных источников, фольклора и языка.
Если говорить о славянском язычестве в частности, то оно подразумевает веру в пантеон богов, а также в культ предков, одушевленность природы и сверхъестественные силы, способные самым непосредственным образом влиять на жизнь людей. Скандинавы представляли богов, идеализируя людей, но в то же время не лишая их страстей, пороков и страданий (а заодно и бессмертия, хотя убить их было достаточно трудно). А при разговоре о кельтах на ум в первую очередь приходят друиды, которые передавали друг другу знания исключительно устно, усиливая этим атмосферу некоего таинства.
Частично подобные учения сохранились до наших дней: типичный пример – шаманизм. Однако в современном мире существуют и развиваются направления, частично основанные на языческих верованиях. Их, как правило, называют неоязычеством. Они реконструируют обряды разных народов, существование которых оборвалось с приходом и распространением монотеистических конфессий, включая христианство.
Разумеется, кинематографисты живо откликнулись на появление этих учений и практик. Их использование в сюжетном контексте было менее распространенным, чем, например, таинственных культов, вымышленных или реальных, происков сатанистов или попыток сыграть на поле охоты на ведьм. И как правило, язычники и неоязычники, а также их божества по-прежнему предстают антагонистами. Как в «Американских богах» и «Леденящих душу приключениях Сабрины», где на фоне ведьм, не всегда творящих добро, неоязычники показаны абсолютным злом, возвещающим едва ли не конец света.
Культовый британский триллер, снятый по мотивам романа Дэвида Пиннера с броским названием «Ритуал», сейчас вспоминают разве что из-за беззубого ремейка с Николасом Кейджем. А зря. В центре сюжета – инспектор Нил Хоуи, который прилетает на небольшой остров у западного побережья Шотландии, чтобы расследовать исчезновение девочки-подростка Роуэн Моррисон. Поиски заводят его в тупик: одни местные утверждают, что Роуэн Моррисон не существует, другие непрозрачно намекают на то, что ее уже нет в живых. Вдобавок выясняется, что на острове практикуют древние языческие ритуалы, которые шокируют набожного полицейского. Впрочем, концовка «Плетеного человека» оказывается еще более ошеломляющей.
На самом деле не такой уж и редкий пример, когда о верованиях и традициях говорят с помощью анимации, но один из самых красивых. Мультфильм Томма Мура и Норы Туми, посвященный событиям средневековой истории Ирландии, очень деликатно показывает, как язычество отступает под влиянием христианства. При этом в противоборство два мощных направления не вступают: наоборот, девочка Эйшлин из мифического племени, умеющая превращаться в разных зверей, помогает своему новому другу Брендану. На него возложена чрезвычайно важная задача: закончить Келлскую книгу, по которой затем веками будут проповедовать Священное Писание. Трогательные персонажи, бережный подход к истории, авторская рисовка, которую не спутать ни с одной другой – все это обеспечило «Тайне Келлс» популярность в узких кругах, номинацию на «Оскара» и вдохновленное все теми же мифами и легендами продолжение.
Датчанин Николас Виндинг Рефн называет свое детище научно-фантастическим постпанком без науки, и это бессмысленное, на первый взгляд, определение идеально отражает его суть. «Сага о викинге» разделена на шесть частей, между которыми нет четкой связи. В полубезумном мареве сюрреализма и агонии существуют несколько героев: вырвавшийся из плена пикт Одноглазый (Мадс Миккельсен), прислуживающий ему мальчик и скандинавы-крестоносцы. Вместе они отправляются на поиски Святой Земли, однако находят место куда более страшное. Как это обычно и бывает у режиссера, насилия в «Вальгалле» много: в конце концов название обязывает. Но здесь оно – донельзя первобытное, рядом не стоят ни кровавые «Дилеры», ни пропитанный влажной духотой «Только бог простит», ни полный гламура и символизма «Неоновый демон».
Малобюджетный (на съемки ушел всего один миллион долларов) хоррор по одноименному роману Адама Нэвилла, почти все произведения которого посвящены оккультным темам. Место действия – север Шотландии, где пропадает группа из четырех друзей. Заблудившись в лесах, они начинают видеть странные знаки и видения. Вскоре на них начинается настоящая охота, однако вместе с мифическим монстром героям, число которых уменьшается с каждым днем, необходимо противостоять и тем, кто живет бок о бок с ним уже много лет. В общем, классическая история о попытке выжить на ограниченном клочке земли.
Фолк-хоррор, который поначалу притворяется фильмом про одержимых жертвоприношениями сектантов. Вскоре оказывается, что местные действительно поклоняются божеству, которое питает отдаленный валлийский остров своими соками, делая его плодородным. Страшную тайну практически из первых уст узнает Томас Ричардсон (звезда «Легиона» Дэн Стивенс), прибывший сюда за своей сестрой, похищенной ради выкупа. Выбраться с острова после этого откровения становится значительно сложнее, но у христианского миссионера, который потерял веру, в рукаве есть парочка козырей. «Апостол» подкупает визуалом, зловещей атмосферой и смешением жанров – это и фэнтези-хоррор, и историческая драма (действие происходит в 1905 году), и в некоторым смысле даже вестерн. С сопутствующим ущербом, который отражен весьма натуралистично.
Российское фэнтези с зубодробительным экшеном. Действие фильма Рустама Мосафира разворачивается на рубеже исторических эпох на территории Тьмутараканского княжества. Скиф Куница (уверенно покоряющий мировой кинематограф Александр Кузнецов) и боярин Лютобор (Алексей Фаддеев), смелые и искусные воители, вынуждены объединиться ради общей цели. В результате – два часа кровавых побоищ, удачных и не очень попыток жертвоприношений, обрядов и политических интриг. Стилистически фильм тоже прекрасен – грубая эклектика здесь как нельзя к месту.
Пожалуй, самый известный представитель фолк-хорроров и один из самых популярных проектов студии независимого кино A24. Дерзкий, уникальный, выбивающий почву из-под ног, – все это именно про «Солнцестояние». Ари Астер рассказывает историю Дэни Ардор (Флоренс Пью), которая испытывает сильнейший эмоциональный стресс после того, как ее сестра убивает родителей и совершает самоубийство. Чтобы оправиться от трагедии, она едет с парнем и его друзьями в Швецию, где расположена родовая община их друга Пелле. Однако планируемый праздник солнцестояния оборачивается катастрофой: под действием психоделиков Дэни начинает видеть умершую сестру, а также становится свидетельницей церемонии, во время которой два старейшины общины совершают самоубийство. Дальше – калейдоскоп ужасов: ритуальные практики, священные рунические тексты, оргии и воспроизведения способов казни, о которых написано в мифах… В общем, ничем хорошим происходящее не заканчивается.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…