Кино

7 фактов о Хавьере Бардеме, которые все объясняют

Хавьер Бардем – актер удивительный. Взрослую карьеру начинал в амплуа мачо, удачно чередовал трагедии и мелодрамы, сыграл одного из лучших злодеев бондианы, а потом внезапно засветился в семейном мюзикле «Крокодил Лайл», где спел вместе с нарисованной рептилией. К 55-летию Бардема «КиноРепортер» делится 7 любопытными фактами из его жизни, которые все объясняют.

Родился в творческой семье

В сериале «Плут», 1974

Хавьер Бардем ­– прирожденный актер. И это не пустые слова: его дедушка и дядя были режиссерами, а бабушка и мама – актрисами. По той же стезе пошли и его сестра Моника Бардем и брат Карлос Бардем. Неудивительно, что дебютировал перед камерами Хавьер в возрасте 6 лет – в сериале Фернандо Фернана Гомеса «Плут» (1974). Однако связывать будущую жизнь исключительно с актерством Бардем не спешил.

По молодости он увлекался живописью, изучая основы в мадридской Школе искусств и ремесел. А еще профессионально играл в регби – даже дослужился до повязки капитана национальной сборной Испании. Но в кино Хавьер все же пришел – чтобы иметь возможность самому оплачивать обучение. А затем быстро эволюционировал из беззвучного статиста в главного героя экрана.

«Актерство было у меня в крови, нравилось мне это или нет. И как только я это понял, я начал готовиться, потому что в Испании фамилия моей семьи кое-что значит», – рассказывал Бардем в одном из интервью. 

С мамой, 2016

Бардемы действительно были известны, но не только как творческая династия: дядю и отца Хавьера преследовали по политическим мотивам (Хуана Антонио франкисты и вовсе отправили в тюрьму). «Я был слишком мал, но я многое видел», – обмолвился об этих временах актер. И добавил, что его разведенная мать работала на износ, чтобы содержать троих детей и не терять при этом возможности самореализоваться.

«Я все еще посещаю актерскую школу, чтобы помнить, почему я люблю то, что делаю. Иногда теряешься и думаешь: «А стоит ли оно того? Почему я вообще этим занимаюсь?» И именно актерская школа помогает мне действительно вернуться на прежние позиции».

Хавьер Бардем всегда ориентировался на маму (к сожалению, покойную), когда принимал важные решения. И отвергал то, чем Мария дель Пилар не стала бы гордиться. Кроме того, со временем он простил отца, который ушел из семьи: «В детстве я сильно на него злился, но теперь, будучи мужчиной, я понимаю, что каждый делает то, что может».

Познакомился с будущей женой, когда ей было 16

С Пенелопой Крус в фильме «Ветчина, ветчина», 1992

Будущие супруги Хавьер Бардем и Пенелопа Крус познакомились на съемках драмы Бигаса Луны «Ветчина, ветчина» 1992 года. Для 16-летней актрисы это была первая главная роль в кино, а за ее экранным партнером картина закрепила статус национального секс-символа. Он играл настойчивого ухажера, которому нужно было соблазнить беременную девушку, чтобы расстроить ее свадьбу с богатым наследником. Любовный треугольник разрастался, а накал эмоций в итоге привел к печальному финалу.

«Конечно, у нас были чувства друг к другу, но тогда у нас были чувства ко всему, что двигалось! Ей было 16, мне 21, чистые гормоны. Это был первый раз, когда мы уехали в экспедицию, и это был ее первый фильм. Сама жизнь открывалась перед нами. Потом мы пошли разными путями, и она делала удивительные вещи. Так что я думаю, что эти чувства хранились в коробке, пока мы ее не открыли», – вспоминал Хавьер Бардем позднее.

«Коробку с чувствами» звезды в итоге распечатали в 2007 году на съемках мелодрамы Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона». Сейчас супруги воспитывают двоих детей – Леонардо и Луну – и не сильно распространяются о личной жизни в интервью. Правда, однажды Хавьер заявил, что не хотел бы, чтобы его наследники шли по стопам родителей.

«Они очень экспрессивны и любят общаться, так что это возможно, – все же признал отец. – Когда Пенелопа была беременна Леонардо, мы встретили Бога, также известного как Аль Пачино, и попросили его благословения. Я сказал: «Надеюсь, он не станет актером», и Пачино ответил, улыбаясь: «Надеюсь, это так».

Незаметно покорил мир блокбастеров

В фильме «Дюна», 2021

Хавьер Бардем стал первым испанцем, номинированным на «Оскара» за лучшую мужскую роль («Пока не наступит ночь», 2000). Этому предшествовала череда событий: во-первых, от роли кубинского поэта-гея Рейнальдо Аренаса отказался Бенисио Дель Торо. Во-вторых, сам Хавьер Бардем боялся браться за роль в англоязычном кино – он с трудом говорил в кадре. Но режиссер Джулиан Шнабель настаивал на своем.

Делать было нечего: Хавьер покрасил волосы и похудел на 10 с лишним килограммов, прочитал все работы Аренаса и съездил на Кубу, чтобы встретиться с его друзьями и овладеть акцентом. А еще крепко взялся за изучение английского и написал почившему поэту серию писем, каждое из которых начиналось словами «Помогите мне».

Такая одержимость порядком напугала постановщика: тот считал, что Бардем подвергает себя реальной опасности закончить съемки как минимум с нервным срывом. Позднее Шнабель сформулировал происходящее довольно емко: «Я имею в виду, что он становится теми людьми, которых играет».

В фильме «Старикам тут не место», 2007

К работе над драмой братьев Коэн «Старикам тут не место» (2007) Бардем отнесся не менее трепетно: «Они всегда снимают эти глубоко американские фильмы, в которых нет очевидной роли для иностранца, поэтому, когда меня взяли, я просто не мог в это поверить». Поверить пришлось: роль Антона Чигура принесла испанцу «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана.

Но осваивать пришлось многое – например, актер не умел водить машину и никогда не держал в руках пистолет. Потребовалось укрощать акцент и подавлять нелюбовь к насилию. Да и прическа доставила ему немало неудобств. А еще Хавьеру – человеку «эмоционально подвижному» – было сложно играть «машину, равнодушную к чувствам других». Зато свойственные Бардему сексапил и мачизм резко ушли куда-то на второй план.

Но до по-настоящему крупнобюджетных голливудских фильмов («Ешь, молись, люби», 2010) оставалось еще 3 года. Впрочем, сам Бардем и не сильно рвался делать карьеру в большом кино: по его словам, «в Голливуде нет середины – ты или неудачник, или ты успешен, а это дикий менталитет». Зато потом грянули «007: Скайфолл» (2012), о котором мы еще поговорим, «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017) и «Дюна» (2021).

Реально исповедовал людей

В фильме «Призраки Гойи», 2006

Хавьер сыграл влиятельного инквизитора Лоренцо в фильме «Призраки Гойи» (2006), где его герой заодно успел повисеть на дыбе. Но была и еще одна роль священника – в фильме Терренса Малика «К чуду» (2012). Чтобы отец Кинтана у Бардема получился настолько драматичной фигурой, постановщик отправил его в небольшой городок в сельской Оклахоме, где заставил выслушивать исповеди местных жителей.

Несмотря на то что они знали, что Бардем не был настоящим священником – некоторые опознали его как мужа Пенелопы Крус, – люди все равно исповедовались перед ним. 

«Абсолютно никого не волновало, кто он такой, кроме того, что он был там, чтобы слушать. Об ужасных проблемах с наркотиками, о сексуальном насилии. Мы встретили клановца, который рассказал нам об ужасных преступлениях, которые он совершил по отношению к чернокожим, – рассказывал фотограф Юджин Ричардс, который поехал вместе с актером. – Бардем сидел и слушал, стараясь сохранять спокойствие служителя. Иногда безуспешно – его нога тряслась  не останавливаясь».

В конце концов, Хавьер был настолько ошеломлен, что команде пришлось взять перерыв в съемках, а Юджину досталось от ассистента режиссера: «Мы дали вам величайшего актера в мире, а вы вернули нам уничтоженного человека». Зато после съемок Бардем пожертвовал значительную сумму людям, снявшимся в фильме, в том числе создал траст для ребенка, мать которого страдала от рака. А Ричард под впечатлением снял документальный проект под названием «Да придет царствие твое».

Терпеть не может насилие

Запоминающейся внешности Хавьер Бардем обязан в том числе и опасной драке, которая едва не стоила ему жизни. 

«Если бы там не было моих друзей, эти парни убили бы меня, – вспоминал актер. – Это заставило меня почувствовать себя смертным. Я много понял об уважении, о соблюдении своих границ, о том, как иногда держать рот на замке, о дружбе и о том, что насилие всегда возвращается».

С того момента он переосмыслил свои принципы и теперь последовательно выступает против любого насилия. Даже на экране – его актер тоже не способен выносить (поэтому и сомневался, что сможет сыграть Антона Чигура).

«Видели бы вы меня за кадром, когда я играл Антона в этом фильме. Когда камера переставала работать, я умолял братьев Коэн: «Пожалуйста, уберите этот пистолет от моего лица, ребята, пожалуйста…»

Считает роль в драме «Бьютифул» самой мрачной в карьере

Алехандро Гонсалес Иньярриту – определенно величина в мире кино. Неудивительно, что Хавьер Бардем считает, что именно у мексиканского режиссера он сыграл одну из самых мрачных своих ролей. Его Уксбаль – умирающий от рака аферист, который в одиночку воспитывает детей и пытается разобраться с бывшей женой, страдающей биполярным расстройством. В общем, градус драмы запредельный. А если учесть, что кино снималось на протяжении 5 месяцев и в хронологическом порядке…

«Я никогда не видел, чтобы кто-то так сильно вкладывался в характер», – заявил потом Иньярриту на красной дорожке Каннского кинофестиваля.

Там же Бардему присудили приз за лучшую мужскую роль. Сам Хавьер говорит, что секрет в том, чтобы «в течение долгого времени сохранять нужный фокус на определенном уровне». А еще оставаться уязвимым. Даже похудение почти на 15 килограммов актер назвал «сильной волей, а не какой-то там формой таланта». Впрочем, влияния профессии на психологическое состояние он не отрицает. У актера, например, сразу два терапевта: один консультирует звездного клиента на английском, а другой – на испанском. 

«Бывают моменты, когда ты чувствуешь, что с тобой все в порядке, но это не так. Ты просто ведешь себя как кто-то другой».

Сыграл одного из лучших злодеев бондианы

С Дэниэлом Крэйгом в фильме «007: Координаты Скайфолл»

По сей день шпионский блокбастер «007: Координаты Скайфолл» остается самым успешным фильмом о Джеймсе Бонде в истории франшизы – кассовые сборы преодолели отметку в $1,1 млрд. И произошло это не в последнюю очередь благодаря Раулю Сильве, которого сыграл Хавьер Бардем. Зловещая внешность – выбеленные волосы, вставная челюсть и хищная ухмылка – обеспечила ему эффектное появление на экранах.

Сильва – не шаблонный плохой парень, который злодействует потому, что ему так хочется. Рауля ведет месть: агента бросили на произвол судьбы, и теперь он считает себя вправе ответить обидчикам теми же средствами. А такой расклад делает антигероя в глазах зрителя достойным сопереживания, пусть и творит он в кадре жуткие вещи.

В конце концов, именно от его руки погибает М – бессменная, казалось бы, Джуди Денч. Здесь же – напряжение между ним и Джеймсом Бондом, схватка умов, которая разрастается настолько, что выплескивается потоками тестостерона, да так, что воздух звенит. Ощутимый дискомфорт. И небрежная издевка, под которой скрывается молниеносная готовность убить.

В фильме «007: Координаты Скайфолл»

«Он сломленный человек, но что мне больше всего нравится, так это наличие четкого мотива для убийства. Мы понимаем, что он очень человечный, и это мощно. Меня привлек злодей, потому что я думал, что он хороший парень. Я видел это в его глазах».

Тем любопытнее, что прежде Бардем отклонял предложения сняться в бондиане: например, в «И целого мира мало» (1999) и «Умри, но не сейчас» (2002). Тогда бы его голливудский дебют состоялся пораньше. Но согласился Хавьер только на режиссуру Сэма Мендеса. И оказался в компании первоклассных партнеров: по словам испанца, в какой-то момент, оставшись в одной комнате с Крэйгом и Денч, он попросту забыл слова.

«Наступила тишина, и Сэм спросил: «Снято, что случилось?» И я ответил: «Извини, чувак, я только что понял, что снимаюсь в фильме о Джеймсе Бонде, а М и агент 007 смотрят на меня».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад