Вопрос о том, может ли режиссер снимать кино о проблемах, которые ему не близки, открыт по сей день. Однако, каким бы талантливым ни был творец, глубина его произведения будет зависеть от его собственного опыта. Это касается и фильмов о женщинах, где поднимаются вопросы, на которые мужчины при всем желании не смогут дать достоверный ответ. Особенно в эмоциональном плане – немало женщин-кинематографистов испытали на себе описываемые в своих проектах боль и переживания, радость и эйфорию. В честь 8 марта «КиноРепортер» собрал разные картины про женщин, снятые женщинами.
О чем может мечтать девушка из провинции? О лучшей жизни. О возможностях. О покорении большого города. Вот и наивная девчушка Нина Соломатина грезит о карьере артистки. Собрав волю в кулак, героиня оставляет маму и отправляется в Москву. Поступление в театральное училище оборачивается для Нины грандиозным провалом. Но неудача не отталкивает девушку от своей мечты, а, наоборот, добавляет ей большей решимости. Увы, за одним жизненным ударом следует другой, третий, четвертый: безответная любовь, предательское отношение отца, отсутствие дома. За красивым фасадом столичной жизни Нина неожиданно обнаруживает, что большой город – это не веселый карнавал, а самая настоящая борьба за место под солнцем.
Для Татьяны Лиозновой «Карнавал» – самый личный фильм в ее карьере. И хотя родилась она в Москве, с героиней Ирины Муравьевой ее связывает многое. Она тоже сталкивалась с карьерными неудачами, работала то швеей, то уборщицей, ухаживала за больной мамой. Однако все это тяжелое время Лиознова не переставала мечтать о режиссуре. Именно поэтому решение Нины вернуться домой еще отчетливее воспринимается не как поражение, а как взросление главной героини. От былой наивности не осталось и следа. Героиня, как и сама Лиознова, прошла суровую школу жизни. И обе в итоге вышли победительницами. Несмотря на открытую концовку, режиссер позже отметила, что у финала все-таки счастливый конец. «Мечта Нины исполнилась», – заключила Лиознова.
Фильмов о женских видах спорта преступно мало. Периодически на широких экранах, конечно, появляются проекты о фигуристках, гимнастках, девушках-боксерах, но лент о командном спорте кинематографисты избегают. Хотя история знает несколько удачных примеров. Один из них – драмеди «Их собственная лига» о девушках, стоявших у истоков американской женской бейсбольной лиги. Актерский ансамбль у ленты потрясающий: Джина Дэвис, Мадонна (которая здесь даже смотрится гармонично), Лори Петти, Билл Пуллман и Том Хэнкс в роли тренера команды.
Фильм, по возможности избегая гендерных стереотипов, подчеркивает важность сестринских уз и поддержки женщинами друг друга. Герой Хэнкса здесь – не типичный спасатель «дам в беде» и спортивный deus ex machina. Он остается важным сюжетным персонажем, но девушкам он нужен вопреки своему присутствию в команде. Некоторая аморальность героя-мужчины, вызванная проблемами с алкоголем, усиливает смелость женщин и их веру в себя. Она подталкивает спортсменок к важному заключению – чтобы добиться успеха, нужно действовать самим. Слаженно, уверенно, рьяно. Такими и должны быть взаимоотношения, как в спорте, так и вне его.
В ранний постсоветский период о проблемах подростков мало кто из отечественных кинематографистов говорил серьезно. Это сейчас, в том числе после успеха «13 причин почему» и «Эйфории», остросоциальные проекты, посвященные молодежи, выходят один за другим. А в нулевые зритель знакомился с реалиями жизни подростков благодаря редким коротким и полным метрам. Особняком среди подобных лент стоит дебют Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», рассказывающий о трех девятиклассницах, которые готовятся к дискотеке. Разные по характерам, стилю и отношениям в семье девушки в итоге приходят к одному печальному финалу.
Честность со зрителем и с самой собой – ключевой элемент творчества Германики. «Все умрут, а я останусь» мог легко сойти за документальный фильм (немалый опыт в этом направлении у режиссера уже имелся) – так пугающе аутентично выглядит происходящее на экране. В образах Кати, Жанны и Вики легко узнаются бывшие одноклассницы, подруги, знакомые, мечтавшие поскорее ворваться во взрослую жизнь, где их ждал секс, алкоголь и независимость. Только из-за отсутствия общего языка с родителями подобное путешествие может обернуться катастрофой.
Мамы и папы, не разговаривающие с детьми (особенно девушками) о взрослении, предоставляют подростков самих себе. А те, в свою очередь, не зная или не задумываясь о последствиях, совершают необдуманные действия. Остается надеяться, что они все же найдут поддержку в лице близких, чему-то научатся на ошибках и смогут проработать травмы, чтобы в будущем стать сильнее, ответственнее и взрослее.
Еще одна история о взрослении от режиссера «Барби» Греты Гервиг. В чем-то тут даже наблюдается сходство с нашей Германикой – режиссерский дебют (полноценный и самостоятельный), девушка-протагонистка, центральная арка с подростковым бунтом, абсолютная естественность происходящего. Правда, в отличие от российской ленты, «Леди Берд» не столько окунает зрителей в неприятную изнанку жизни, сколько ведет их по этой тропе размеренно и с юмором. Для Гервиг лента стала возможностью переосмыслить свое прошлое (полуавтобиография как-никак) и взглянуть на былые дни с позиции зрелой и опытной женщины.
В этих художественных воспоминаниях, неожиданно легких и эстетически вовлекающих, мы наблюдаем за новым для жанра образом девушки-подростка, ставящей во главу угла самоопределение. Партнер обманул ради секса? Не беда, ведь я все равно была на высоте. Увлеклась новыми знакомства, забив на подругу? Я признаю ошибку и примирюсь с ней без чьего-либо участия. Мама кажется мне тираном? Я осознаю, почему она так поступала, и это станет важным этапом моего взросления. Это нисколько не следование феминистическим трендам, а самая что ни на есть здоровая основа для фильмов подобного характера.
Как там говорится, «девушка страшна в гневе» и «месть женщины невозможно охладить»? Вы даже не подозреваете, сколько истины кроется в этих словах. 30-летняя Кэсси подавала в университете большие надежды, но один страшный случай перевернул ее жизнь с ног на голову – ее подругу изнасиловали, и позже бедная девушка решила уйти из жизни. А виновные так и не понесли наказания. Этот инцидент настолько сильно ударил по протагонистке, что вместо перспективной карьеры героиня выбрала путь мести. Мести мужчинам, пользующимся беззащитностью девушек, и людям, виновным в изнасиловании и смерти ее подруги.
Стильный и провокационный дебют Эмиральд Феннел (да, еще один) обнажает страх многих современных женщин – перед господством и безнаказанностью маскулинности. Аморальные поступки, приводящие к печальным последствиям, никак не тревожат некоторых мужчин, и девушкам в результате подобного безразличия приходится буквально проходить через ад. Как физический, так и психологический. Причем угроза исходит не только от хищных самцов, но и от других дам, потворствующих такому устройству социума.
Месть же в ленте преподносится аудитории совсем не так, как мы привыкли видеть в триллерах. Кэсси не получает удовольствия от своих действий – патриархальные настроения в обществе вынудили ее отказаться от обычной жизни, чтобы превратиться в дамоклов меч для всех плохих мужчин. Просто потому, что больше не у кого просить помощи, поддержки и справедливости.
Меланхоличное роуд-муви Хлои Чжао понравится далеко не всем. Несмотря на три «Оскара», «Земля кочевников» – это медитативное, почти бесконечное и сиротливое созерцание, которое многим рискует показаться скучным произведением. Но если лента вас зацепила, то она останется с вами навсегда. Невероятный по красоте визуал вкупе с размеренным темпом и мощной игрой Фрэнсис МакДорманд помогают Чжао рассказать пронзительную и трогательную историю о жизни пожилой американки после краха всех ее мечтаний. Главная героиня Ферн выступает для зрителей путеводителем в новом и незнакомом мире, где неизменное движение вперед превращается не в конечную цель, а в смысл жизни.
«Страна Кочевников» – это кино о принятии себя, о безмятежности, которую никак не получишь в городе и обществе, а также о духе свободы, приобретенной только после отказа от традиционных материальных благ. Пускай и вынужденного. Чжао сняла собственную версию современного постапокалипсиса, где тебе необходимо следить за ресурсами, искать место для отдыха, встречаться с другими «выжившими» и выбирать правильное направление дальнейшего пути. Однако этот мир в отличие от привычного нашего – честный, бескомпромиссный, свободный. А дорога тут выступает не столько как тропа, сколько как бессменный спутник на пути в новую жизнь. Где даже пожилая женщина, лишившаяся всего, найдет свое место.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…