Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > 6 фильмов о женщинах, снятых женщинами

6 фильмов о женщинах, снятых женщинами

8 марта 2024 /
6 фильмов о женщинах, снятых женщинами

Подобрали эмоциональные, забавные и меланхоличные ленты в честь Международного женского дня.

Вопрос о том, может ли режиссер снимать кино о проблемах, которые ему не близки, открыт по сей день. Однако, каким бы талантливым ни был творец, глубина его произведения будет зависеть от его собственного опыта. Это касается и фильмов о женщинах, где поднимаются вопросы, на которые мужчины при всем желании не смогут дать достоверный ответ. Особенно в эмоциональном плане – немало женщин-кинематографистов испытали на себе описываемые в своих проектах боль и переживания, радость и эйфорию. В честь 8 марта «КиноРепортер» собрал разные картины про женщин, снятые женщинами.

«Карнавал» (1981)

О чем может мечтать девушка из провинции? О лучшей жизни. О возможностях. О покорении большого города. Вот и наивная девчушка Нина Соломатина грезит о карьере артистки. Собрав волю в кулак, героиня оставляет маму и отправляется в Москву. Поступление в театральное училище оборачивается для Нины грандиозным провалом. Но неудача не отталкивает девушку от своей мечты, а, наоборот, добавляет ей большей решимости. Увы, за одним жизненным ударом следует другой, третий, четвертый: безответная любовь, предательское отношение отца, отсутствие дома. За красивым фасадом столичной жизни Нина неожиданно обнаруживает, что большой город – это не веселый карнавал, а самая настоящая борьба за место под солнцем.

Для Татьяны Лиозновой «Карнавал» – самый личный фильм в ее карьере. И хотя родилась она в Москве, с героиней Ирины Муравьевой ее связывает многое. Она тоже сталкивалась с карьерными неудачами, работала то швеей, то уборщицей, ухаживала за больной мамой. Однако все это тяжелое время Лиознова не переставала мечтать о режиссуре. Именно поэтому решение Нины вернуться домой еще отчетливее воспринимается не как поражение, а как взросление главной героини. От былой наивности не осталось и следа. Героиня, как и сама Лиознова, прошла суровую школу жизни. И обе в итоге вышли победительницами. Несмотря на открытую концовку, режиссер позже отметила, что у финала все-таки счастливый конец. «Мечта Нины исполнилась», – заключила Лиознова.

«Их собственная лига» (1992)

Фильмов о женских видах спорта преступно мало. Периодически на широких экранах, конечно, появляются проекты о фигуристках, гимнастках, девушках-боксерах, но лент о командном спорте кинематографисты избегают. Хотя история знает несколько удачных примеров. Один из них – драмеди «Их собственная лига» о девушках, стоявших у истоков американской женской бейсбольной лиги. Актерский ансамбль у ленты потрясающий: Джина Дэвис, Мадонна (которая здесь даже смотрится гармонично), Лори Петти, Билл Пуллман и Том Хэнкс в роли тренера команды.

Фильм, по возможности избегая гендерных стереотипов, подчеркивает важность сестринских уз и поддержки женщинами друг друга. Герой Хэнкса здесь – не типичный спасатель «дам в беде» и спортивный deus ex machina. Он остается важным сюжетным персонажем, но девушкам он нужен вопреки своему присутствию в команде. Некоторая аморальность героя-мужчины, вызванная проблемами с алкоголем, усиливает смелость женщин и их веру в себя. Она подталкивает спортсменок к важному заключению – чтобы добиться успеха, нужно действовать самим. Слаженно, уверенно, рьяно. Такими и должны быть взаимоотношения, как в спорте, так и вне его.

«Все умрут, а я останусь» (2008)

В ранний постсоветский период о проблемах подростков мало кто из отечественных кинематографистов говорил серьезно. Это сейчас, в том числе после успеха «13 причин почему» и «Эйфории», остросоциальные проекты, посвященные молодежи, выходят один за другим. А в нулевые зритель знакомился с реалиями жизни подростков благодаря редким коротким и полным метрам. Особняком среди подобных лент стоит дебют Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», рассказывающий о трех девятиклассницах, которые готовятся к дискотеке. Разные по характерам, стилю и отношениям в семье девушки в итоге приходят к одному печальному финалу.

Честность со зрителем и с самой собой – ключевой элемент творчества Германики. «Все умрут, а я останусь» мог легко сойти за документальный фильм (немалый опыт в этом направлении у режиссера уже имелся) – так пугающе аутентично выглядит происходящее на экране. В образах Кати, Жанны и Вики легко узнаются бывшие одноклассницы, подруги, знакомые, мечтавшие поскорее ворваться во взрослую жизнь, где их ждал секс, алкоголь и независимость. Только из-за отсутствия общего языка с родителями подобное путешествие может обернуться катастрофой.

Мамы и папы, не разговаривающие с детьми (особенно девушками) о взрослении, предоставляют подростков самих себе. А те, в свою очередь, не зная или не задумываясь о последствиях, совершают необдуманные действия. Остается надеяться, что они все же найдут поддержку в лице близких, чему-то научатся на ошибках и смогут проработать травмы, чтобы в будущем стать сильнее, ответственнее и взрослее.

«Леди Берд» (2017)

Еще одна история о взрослении от режиссера «Барби» Греты Гервиг. В чем-то тут даже наблюдается сходство с нашей Германикой – режиссерский дебют (полноценный и самостоятельный), девушка-протагонистка, центральная арка с подростковым бунтом, абсолютная естественность происходящего. Правда, в отличие от российской ленты, «Леди Берд» не столько окунает зрителей в неприятную изнанку жизни, сколько ведет их по этой тропе размеренно и с юмором. Для Гервиг лента стала возможностью переосмыслить свое прошлое (полуавтобиография как-никак) и взглянуть на былые дни с позиции зрелой и опытной женщины.

В этих художественных воспоминаниях, неожиданно легких и эстетически вовлекающих, мы наблюдаем за новым для жанра образом девушки-подростка, ставящей во главу угла самоопределение. Партнер обманул ради секса? Не беда, ведь я все равно была на высоте. Увлеклась новыми знакомства, забив на подругу? Я признаю ошибку и примирюсь с ней без чьего-либо участия. Мама кажется мне тираном? Я осознаю, почему она так поступала, и это станет важным этапом моего взросления. Это нисколько не следование феминистическим трендам, а самая что ни на есть здоровая основа для фильмов подобного характера.

«Девушка, подающая надежды» (2020)

Как там говорится, «девушка страшна в гневе» и «месть женщины невозможно охладить»? Вы даже не подозреваете, сколько истины кроется в этих словах. 30-летняя Кэсси подавала в университете большие надежды, но один страшный случай перевернул ее жизнь с ног на голову – ее подругу изнасиловали, и позже бедная девушка решила уйти из жизни. А виновные так и не понесли наказания. Этот инцидент настолько сильно ударил по протагонистке, что вместо перспективной карьеры героиня выбрала путь мести. Мести мужчинам, пользующимся беззащитностью девушек, и людям, виновным в изнасиловании и смерти ее подруги.

Стильный и провокационный дебют Эмиральд Феннел (да, еще один) обнажает страх многих современных женщин – перед господством и безнаказанностью маскулинности. Аморальные поступки, приводящие к печальным последствиям, никак не тревожат некоторых мужчин, и девушкам в результате подобного безразличия приходится буквально проходить через ад. Как физический, так и психологический. Причем угроза исходит не только от хищных самцов, но и от других дам, потворствующих такому устройству социума.

Месть же в ленте преподносится аудитории совсем не так, как мы привыкли видеть в триллерах. Кэсси не получает удовольствия от своих действий – патриархальные настроения в обществе вынудили ее отказаться от обычной жизни, чтобы превратиться в дамоклов меч для всех плохих мужчин. Просто потому, что больше не у кого просить помощи, поддержки и справедливости.

«Земля кочевников» (2020)

Меланхоличное роуд-муви Хлои Чжао понравится далеко не всем. Несмотря на три «Оскара», «Земля кочевников» – это медитативное, почти бесконечное и сиротливое созерцание, которое многим рискует показаться скучным произведением. Но если лента вас зацепила, то она останется с вами навсегда. Невероятный по красоте визуал вкупе с размеренным темпом и мощной игрой Фрэнсис МакДорманд помогают Чжао рассказать пронзительную и трогательную историю о жизни пожилой американки после краха всех ее мечтаний. Главная героиня Ферн выступает для зрителей путеводителем в новом и незнакомом мире, где неизменное движение вперед превращается не в конечную цель, а в смысл жизни.

«Страна Кочевников» – это кино о принятии себя, о безмятежности, которую никак не получишь в городе и обществе, а также о духе свободы, приобретенной только после отказа от традиционных материальных благ. Пускай и вынужденного. Чжао сняла собственную версию современного постапокалипсиса, где тебе необходимо следить за ресурсами, искать место для отдыха, встречаться с другими «выжившими» и выбирать правильное направление дальнейшего пути. Однако этот мир в отличие от привычного нашего – честный, бескомпромиссный, свободный. А дорога тут выступает не столько как тропа, сколько как бессменный спутник на пути в новую жизнь. Где даже пожилая женщина, лишившаяся всего, найдет свое место.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: