Кино

Новое монгольское кино: О чем снимают фильмы на родине Чингисхана

Пока кто-то смотрит якутское кино, мы решили заглянуть к соседям. Монгольские кинематографисты тоже создают колоритные проекты, хоть и не в таком количестве, как корейцы или японцы. Но речь пойдет про молодое монгольское кино, потому что история локального кинематографа – предмет для отдельной обширной беседы. Сегодня же мы предлагаем погрузиться в тему со стороны новых, ярких и чувственных фильмов монгольских кинематографистов.

«Дети Чингиса» (2017)

Чингисхан – знаковая фигура не только для истории Монголии: он часто попадает на экран в самых разных проектах. Хотя исторические события привлекают внимание монгольских режиссеров чаще всего. Им не уступают лишь проблемы социального характера. Яркие примеры последних лет – картина «Содура» (2015) о конфликте города и тайги, исторический боевик «Легенда пустыни Гоби» (2017) и байопик «Принцесса Хутулун» (2021). Однако «Дети Чингиса» с ханом никак не связаны: действие фильма разворачивается в наши дни, а в центре сюжета – талантливый мальчик, который намерен участвовать в скачках.

Скачки, наряду со стрельбой из лука и монгольской борьбой, являются одним из трех традиционных состязаний. Болд, лучший тренер верховой езды в городе, объявляет о соревновании: победитель сможет оседлать его лучшего скакуна. Жители единогласно выбирают Доржа, старшего сына Дамбии, местного земледельца. Вскоре к состязанию подключается его азартный средний сын. Но еще больше все усложняет визит женщины из ЮНЕСКО, которая принимает активное участие в подготовке к скачкам…

«Дети Чингиса» – это красивая драма про одну из главных традиций и страстей монгольского народа. Именно с этого фильма лучше всего начинать погружение в кинематограф страны.

«Шаман» (2018)

Единственный документальный фильм в нашей подборке рассказывает о феномене современной Монголии на фоне изменений мирового климата. Шаманизм как одна из религий монголов долгое время уступал буддизму и христианству, однако в последние годы языческие ритуалы вновь завоевывают поклонников. Шаманов становится все больше, и связано это, как ни удивительно, с экологией: они восстают против тяжелого положения кочевых племен и жестокого обращения с природой.

Режиссер Дэвид Гомес Роллан отправляется в самые разные точки Монголии, чтобы пообщаться с шаманами о происходящем. Его фильм не только позволяет познакомиться с внутренней культурой страны, древней культурой, которую с трепетом сохраняют местные жители. Это еще и рассуждение о том, как взаимоотношения человека и природы влияют на мир и насколько в действительности переплетены не связанные на первый взгляд вещи. Роллан соединяет в фильме истории кочевников, горняков-кустарей, климатических беженцев и шаманов, и в это путешествие стоит отправиться как минимум из культурологического интереса.

The Steed (2019)

Оригинальное название картины переводится с английского как «конь». Конь и является одним из главных героев фильма наряду с мальчиком, чье взросление приходится на военные годы. Действие ленты разворачивается во время революционных событий 1917-го, которые захлестнули и Монголию. Мать мальчика смертельно больна. Пока есть возможность, она наставляет сына, давая жизненно важные советы. Основной из них – всегда любить своего коня.

В данном случае тяжелое время лишь создает фон, но не является решающим фактором для раскрытия центральной темы: держать связь с корнями – самое главное для человека. А в пожаре революции единственный, кто остался у мальчика, – это конь, верный друг и родственная душа. Так что история о спасении двух героев воплощается в пронзительной драме на фоне невероятных локаций.

«Артерии мира» (2020)

Фильм снимался в сотрудничестве с Германией, и оригинальное название звучит как Die Adern der Welt. «Артерии мира» – полнометражный проект немецкого режиссера монгольского происхождения Бямбасурен Даваа – побывал на Берлинале, но так и не добрался до широкого проката. Однако присмотреться к нему стоит: игровая картина вдохновлена вполне реальными событиями. И помимо потрясающих пейзажей, за которыми не грех и самому в Монголию отправиться, в ней есть действительно злободневная проблема столкновения двух разных миров.

Главный герой – 12-летний мальчишка Амра – грезит о славе на конкурсе «Монголия ищет таланты», но живет он в общине кочевников. Его отец работает механиком, мать пасет овец и коз, сам он учится в школе, все вместе продают сыр. Ролики на YouTube и общение с природой – главная отдушина для мальчика. Но когда представители горнодобывающей корпорации являются на территорию общины, чтобы выселить людей и разрушить ландшафт, Амре приходится резко повзрослеть.

Дебютный проект Бямбасурен Даваа – документальный фильм «Рассказ плачущего верблюда» (2003). Картина претендовала на «Оскара» в 2005 году в категории «Лучший документальный фильм», но уступила статуэтку ленте «Рожденные в борделях» (2004). Также Даваа известна драмой «Пещера желтого пса» (2005) и документалкой «Две лошади Чингисхана» (2009).

Under the Turquoise Sky (2021)

«Под бирюзовым небом» (перевод англоязычного названия) – режиссерский дебют актера Кэнтаро Мацуо. Его можно встретить в самых разных интернациональных картинах – от «Интимного дневника» (1995) Питера Гринуэя до «Такси 2» (2000) и «Часа пик 3» (2007). Снимается он и теперь – правда, больше в многосерийных проектах: «Предчувствие» (2012-2015) и «Напарницы: Астрид и Рафаэла» (2019). Его режиссерская работа – не попытка познакомить иностранцев с культурой Монголии. Дело вообще начинается в Японии. Однако по мере развития событий любому зрителю станет очевидно: это милая открытка, адресованная родной стране.

По сюжету, бизнесмен Сабуро отправляет своего избалованного внука Такеши в Монголию на поиски некогда оставленной дочери. Намереваясь дать парнишке «цель в жизни», он снаряжает с ним в путь здоровенного проводника Амараа, который давеча лихо гарцевал на коне в центре Токио. Впереди – поездка через половину Монголии, где нашлось место и комическим бытовым ситуациям, и встрече с шаманом под традиционную музыку у пылающего костра…

В пути Такеши все-таки совершает трансформацию из самовлюбленного плейбоя в рационального взрослого. Но, кажется, это просто неизбежно для любого, кто попадает в прекрасный и опасный мир таинственных кочевников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Я верю в силу пластической операции»: 30 громких цитат Скарлетт Йоханссон

22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…

4 часа назад

«Калина красная»: Поэзия шукшинской прозы в Театре на Бронной

Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…

7 часов назад

Обратный ход: Фильмы с реверсивным повествованием

Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…

8 часов назад

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

12 часов назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

1 день назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

1 день назад